Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект урока Социально-экономическое развитие России в XVII в. (Новые явления в экономике) - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Проект урока Социально-экономическое развитие России в XVII в. (Новые явления в экономике)


Автор(ы): Протасова Ольга Павловна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи для учителя:
  • дать учащимся представление о социально-экономическом развитии России в XVII веке.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
  • развивать у учеников умения и навыки работы со схемами;
  • развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией;
  • продолжить формирование у учеников умения и навыки работы с исторической картой;
  • раскрыть сущность понятий «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»;
  • конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».
  • Содействовать воспитанию экономической культуры школьников.
Задачи для учащихся:
1) охарактеризовать последствия Смуты для экономики России;
2) знать какими средствами и методами было восстановлено сельское хозяйство и ремесленное производство;
3) раскрыть понятие «хозяйственная специализация районов»;
4) выяснить причину роста городов;
5) определить роль государства в развитии торговли и ремесла.
Тип урока: формирование новых знаний.
Место урока в теме: вводный урок в теме «Россия в XVII веке». Предыдущий урок – повторение и обобщение темы «Россия на рубеже XVI - XVII века».
Формы урока: элементы беседы, практического занятия, игры.
Межпредметные связи: экономика.
Межкурсовые связи: история Нового времени («Дух предпринимательства преобразует экономику»).
Внутрипредметные связи: «Смутное время».
Использованное оборудование и литература:
- карта «Россия в XVII веке»;
- презентация PowerPoint по теме урока;
- учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М., Просвещение, 2007;
- Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2006.
- Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России. Конец XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2007.
- CD-диск «Династия Романовых. Три века Российской истории».
- CD-диск «Татищев В. Н. История Российская».
Основные понятия: «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»; «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».
На данном уроке предполагается использование компьютерной презентации PowerPoint. Презентация должна помочь решить задачи активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательный интерес к предмету «история», систематизировать знания учащихся, использовать качественный наглядный материал на уроке; экономить время. Слайд-фильм позволяет учитывать психолого-педагогическую характеристику класса и задействовать все каналы восприятия у учащихся (слуховая, визуальная и кинестетическая), а также отследить состояние обученности учащихся основным общеучебным и надпредметным умениям.
Так как, данный урок по типу является уроком формирования новых знаний, то в презентации активно используются различные информационные объекты: иллюстрации, схемы, карта, что позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.
В целях соблюдения техники безопасности при работе с ИКТ, презентация имеет строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала, анимация строго дозирована и разумна по смыслу материала, информация на экране не напрягает зрение, чётко рассчитана по времени (демонстрируется не менее 10 секунд), к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга материалов и эффектов («разогретый зритель»), содержит оптимальное число слайдов, чередовании форм (беседа, практика, игра) и средств организации деятельности учащихся (экран, учебник, доска).
Отбирая содержание презентации, педагог исходил из причинно-следственных связей, базовых понятий темы, возможности использования иллюстративного материала.
В качестве контроля за знаниями учащихся в конце урока на этапе закрепления предполагается использование игрового момента, который станет возможным благодаря презентации PowerPoint.
Прогнозируемые результаты: решение задач урока с помощью презентации PowerPoint.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Приветствует учащихся.Активизирует их внимание. Настраивает на урок.
Настраиваются на урок. Настраиваютсяна урок.
Актуализируют внимание.
2.Переход к формированию новыхзнаний.
Организация мотивационного блока:проводит связь XVIIв. с петровскими реформами, просит вспомнить определения важнейших сфер жизниобщества.
Формулирует тему урока. Знакомитс планом
Просит поставить цель урока.
Воспринимают информацию учителя.
Вспоминают определения важнейшихсфер жизни общества. Озвучивают.
Проверяют по слайду № 3.
Записывают тему втетрадь.
Читают план со слайда № 2.
Ставят цель урока, опираясь на формулировку темы.
3. Формирование новых знаний.
1. В ходе беседы с учащимисяобъясняет последствия Смуты для экономики страны.
Ставит проблемный вопрос озадачах вновь избранной власти.

2. Беседует с учащимися с опоройна схему слайда № 7.

Знакомит школьников с важнейшимипонятиями темы.

3. Опираясь на слайд № 10 икарту, рассказывает о хозяйственной специализации районов. Знакомит с новымипонятиями.

4. В ходе беседы с учащимися, выводит их на причины ростагородов в изучаемый период.
Опираясь на слайд № 13, проситописать город России XVIIв.
5. В ходе беседы и организациипрактического занятия, подводит учащихся к выводу об изменении ролигосударства в развитии ремесла и торговли и их изменении на протяжении XVII в.
Следят за логикой рассказаучителя по схеме слайда № 4. Работают с текстом учебника с. 33.
Комментируют схему слайда № 5
Отвечают на поставленный вопрос.
Знакомятся с портретом М. Ф. Романова на слайде № 6.
Отвечают на вопросы учителя. Следят запричинно-следственными связями по схеме на слайде № 7.
Читают определения со слайда № 8. Записывают их в тетрадь.
Доказывают, что на слайде № 9 изображена мануфактура,опираясь на основные признаки мануфактуры.
Слушают, следят за логикой учителя, затем работают скартой на слайде № 11 и атласами. Переносят знания в новые условия.
Записывают в тетрадь новые понятия.
Формулируют причины роста городов в XVII в.
Работают с картой и атласом.
Описывают иллюстрацию на слайде № 13.
Отвечают на вопросы, прослеживают причинно-следственныесвязи. Работают с документом в учебнике.
4. Закрепление.
Формулирует проблемные вопросыдля учеников. Предлагает разгадать чайнворд и самостоятельно сформулироватьвывод урока с опорой на алгоритм.
Отвечают на проблемные вопросы,разгадывают чайнворд, повторяя основные понятия урока. формулируют вывод сопорой на готовое предложение.
5. Домашнее задание и инструктажего выполнения.
Проговаривает и объясняет.
Внимательно слушают. Задаютуточняющие вопросы. Записывают домашнее задание в дневник.
6. Рефлексия.
Просит детей передать учителю«смайлик».
Рисуют и передают учителю.
7. Итоги урока.
Оценивает урок. Выставляетотметки, аргументируя каждую. Благодарит за урок.

1. Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь.
2. Мы закончили изучение темы «Россия на рубеже 16 – 17 веков». Сегодня начинаем изучать следующую тему «Россия в 17 веке». Тема важная для усвоения и запоминания, т. к. именно в XVII в. были заложены предпосылки преобразований Петра I . Запишите заголовок в тетрадь.
Для проведения правильного анализа событий и процессов, имевших место в истории России, необходимо представлять себе целостный характер исторического развития. История любой страны, в том числе и России изучается всесторонне: необходимо анализировать развитие экономики, внутренней и внешней политики, общественного устройства, культуры. Давайте вспомним, что такое экономика, внутренняя политика, внешняя политика, общественное устройство, культура. Слайд № 3.
Изучение 17 века начнем с экономики. Итак, запишите тему сегодняшнего урока: «Социально-экономическое развитие России в XVII веке. (Новые явления в экономике)». Слайд № 1.
Исходя из формулировки темы, сформулируйте цель урока. Слайд № 2.
3. В 17 веке в России появились новые явлении в экономике, внутренней и внешней политики, общественном устройстве, культуре. Многие из них были заимствованы из Западной Европы. Почему? Попробуем разобраться.
Это связано с событиями эпохи Ивана Грозного, который вёл Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Противниками России были Речь Посполитая и Швеция – западноевропейские государства. Россия проиграла войну, выхода к Балтийскому морю не получила. Страну охватил глубочайший кризис. Разорение России стало одной из причин Смуты. Во время Смутного времени Россию едва не завоевали те же Речь Посполитая и Швеция. Многим стало ясно, что Россия слабее западноевропейских стран, и чтобы стать сильнее, ей надо учиться у Западной Европы.
По ходу объяснения учителя демонстрируется слайд № 4.
Смута привела к экономической разрухе в России. Доказательством этому служат факты, приведенные на с. 33 учебника. Прочитайте первый пункт параграфа 4 с. 34 и прокомментируйте схему. Слайд № 5.
В 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Слайд № 6. Какая задача стояла перед властью после окончания Смуты?
Попробуем ответить на вопрос, каким образом первый царь из династии Романовых и его сподвижники решали проблему ликвидации экономической разрухи. Учитель, опираясь на слайд № 7, отвечает на вопрос в ходе беседы с учащимися.
Были приняты следующие меры: раздача земель с крестьянами боярам и дворянам, увеличение с 5 до 15 лет срока...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.11 | Просмотров: 4904

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340