Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Проект урока Социально-экономическое развитие России в XVII в. (Новые явления в экономике)
Автор(ы): Протасова Ольга Павловна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи для учителя: - дать учащимся представление о социально-экономическом развитии России в XVII веке.
- Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
- развивать у учеников умения и навыки работы со схемами;
- развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией;
- продолжить формирование у учеников умения и навыки работы с исторической картой;
- раскрыть сущность понятий «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»;
- конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».
- Содействовать воспитанию экономической культуры школьников.
Задачи для учащихся: 1) охарактеризовать последствия Смуты для экономики России; 2) знать какими средствами и методами было восстановлено сельское хозяйство и ремесленное производство; 3) раскрыть понятие «хозяйственная специализация районов»; 4) выяснить причину роста городов; 5) определить роль государства в развитии торговли и ремесла. Тип урока: формирование новых знаний. Место урока в теме: вводный урок в теме «Россия в XVII веке». Предыдущий урок – повторение и обобщение темы «Россия на рубеже XVI - XVII века». Формы урока: элементы беседы, практического занятия, игры. Межпредметные связи: экономика. Межкурсовые связи: история Нового времени («Дух предпринимательства преобразует экономику»). Внутрипредметные связи: «Смутное время». Использованное оборудование и литература: - карта «Россия в XVII веке»; - презентация PowerPoint по теме урока; - учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М., Просвещение, 2007; - Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2006. - Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России. Конец XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2007. - CD-диск «Династия Романовых. Три века Российской истории». - CD-диск «Татищев В. Н. История Российская». Основные понятия: «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»; «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель». На данном уроке предполагается использование компьютерной презентации PowerPoint. Презентация должна помочь решить задачи активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательный интерес к предмету «история», систематизировать знания учащихся, использовать качественный наглядный материал на уроке; экономить время. Слайд-фильм позволяет учитывать психолого-педагогическую характеристику класса и задействовать все каналы восприятия у учащихся (слуховая, визуальная и кинестетическая), а также отследить состояние обученности учащихся основным общеучебным и надпредметным умениям. Так как, данный урок по типу является уроком формирования новых знаний, то в презентации активно используются различные информационные объекты: иллюстрации, схемы, карта, что позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. В целях соблюдения техники безопасности при работе с ИКТ, презентация имеет строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала, анимация строго дозирована и разумна по смыслу материала, информация на экране не напрягает зрение, чётко рассчитана по времени (демонстрируется не менее 10 секунд), к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга материалов и эффектов («разогретый зритель»), содержит оптимальное число слайдов, чередовании форм (беседа, практика, игра) и средств организации деятельности учащихся (экран, учебник, доска). Отбирая содержание презентации, педагог исходил из причинно-следственных связей, базовых понятий темы, возможности использования иллюстративного материала. В качестве контроля за знаниями учащихся в конце урока на этапе закрепления предполагается использование игрового момента, который станет возможным благодаря презентации PowerPoint. Прогнозируемые результаты: решение задач урока с помощью презентации PowerPoint. Ход урока. Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Организационный момент.
| Приветствует учащихся.Активизирует их внимание. Настраивает на урок.
| Настраиваются на урок. Настраиваютсяна урок. Актуализируют внимание.
| 2.Переход к формированию новыхзнаний.
| Организация мотивационного блока:проводит связь XVIIв. с петровскими реформами, просит вспомнить определения важнейших сфер жизниобщества. Формулирует тему урока. Знакомитс планом Просит поставить цель урока.
| Воспринимают информацию учителя. Вспоминают определения важнейшихсфер жизни общества. Озвучивают. Проверяют по слайду № 3. Записывают тему втетрадь. Читают план со слайда № 2. Ставят цель урока, опираясь на формулировку темы.
| 3. Формирование новых знаний.
| 1. В ходе беседы с учащимисяобъясняет последствия Смуты для экономики страны. Ставит проблемный вопрос озадачах вновь избранной власти. 2. Беседует с учащимися с опоройна схему слайда № 7. Знакомит школьников с важнейшимипонятиями темы. 3. Опираясь на слайд № 10 икарту, рассказывает о хозяйственной специализации районов. Знакомит с новымипонятиями. 4. В ходе беседы с учащимися, выводит их на причины ростагородов в изучаемый период. Опираясь на слайд № 13, проситописать город России XVIIв. 5. В ходе беседы и организациипрактического занятия, подводит учащихся к выводу об изменении ролигосударства в развитии ремесла и торговли и их изменении на протяжении XVII в.
| Следят за логикой рассказаучителя по схеме слайда № 4. Работают с текстом учебника с. 33. Комментируют схему слайда № 5 Отвечают на поставленный вопрос. Знакомятся с портретом М. Ф. Романова на слайде № 6. Отвечают на вопросы учителя. Следят запричинно-следственными связями по схеме на слайде № 7. Читают определения со слайда № 8. Записывают их в тетрадь. Доказывают, что на слайде № 9 изображена мануфактура,опираясь на основные признаки мануфактуры. Слушают, следят за логикой учителя, затем работают скартой на слайде № 11 и атласами. Переносят знания в новые условия. Записывают в тетрадь новые понятия. Формулируют причины роста городов в XVII в. Работают с картой и атласом. Описывают иллюстрацию на слайде № 13. Отвечают на вопросы, прослеживают причинно-следственныесвязи. Работают с документом в учебнике.
| 4. Закрепление.
| Формулирует проблемные вопросыдля учеников. Предлагает разгадать чайнворд и самостоятельно сформулироватьвывод урока с опорой на алгоритм.
| Отвечают на проблемные вопросы,разгадывают чайнворд, повторяя основные понятия урока. формулируют вывод сопорой на готовое предложение.
| 5. Домашнее задание и инструктажего выполнения.
| Проговаривает и объясняет.
| Внимательно слушают. Задаютуточняющие вопросы. Записывают домашнее задание в дневник.
| 6. Рефлексия.
| Просит детей передать учителю«смайлик».
| Рисуют и передают учителю.
| 7. Итоги урока.
| Оценивает урок. Выставляетотметки, аргументируя каждую. Благодарит за урок.
|
| 1. Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь. 2. Мы закончили изучение темы «Россия на рубеже 16 – 17 веков». Сегодня начинаем изучать следующую тему «Россия в 17 веке». Тема важная для усвоения и запоминания, т. к. именно в XVII в. были заложены предпосылки преобразований Петра I . Запишите заголовок в тетрадь. Для проведения правильного анализа событий и процессов, имевших место в истории России, необходимо представлять себе целостный характер исторического развития. История любой страны, в том числе и России изучается всесторонне: необходимо анализировать развитие экономики, внутренней и внешней политики, общественного устройства, культуры. Давайте вспомним, что такое экономика, внутренняя политика, внешняя политика, общественное устройство, культура. Слайд № 3. Изучение 17 века начнем с экономики. Итак, запишите тему сегодняшнего урока: «Социально-экономическое развитие России в XVII веке. (Новые явления в экономике)». Слайд № 1. Исходя из формулировки темы, сформулируйте цель урока. Слайд № 2. 3. В 17 веке в России появились новые явлении в экономике, внутренней и внешней политики, общественном устройстве, культуре. Многие из них были заимствованы из Западной Европы. Почему? Попробуем разобраться. Это связано с событиями эпохи Ивана Грозного, который вёл Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Противниками России были Речь Посполитая и Швеция – западноевропейские государства. Россия проиграла войну, выхода к Балтийскому морю не получила. Страну охватил глубочайший кризис. Разорение России стало одной из причин Смуты. Во время Смутного времени Россию едва не завоевали те же Речь Посполитая и Швеция. Многим стало ясно, что Россия слабее западноевропейских стран, и чтобы стать сильнее, ей надо учиться у Западной Европы. По ходу объяснения учителя демонстрируется слайд № 4. Смута привела к экономической разрухе в России. Доказательством этому служат факты, приведенные на с. 33 учебника. Прочитайте первый пункт параграфа 4 с. 34 и прокомментируйте схему. Слайд № 5. В 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Слайд № 6. Какая задача стояла перед властью после окончания Смуты? Попробуем ответить на вопрос, каким образом первый царь из династии Романовых и его сподвижники решали проблему ликвидации экономической разрухи. Учитель, опираясь на слайд № 7, отвечает на вопрос в ходе беседы с учащимися. Были приняты следующие меры: раздача земель с крестьянами боярам и дворянам, увеличение с 5 до 15 лет срока...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.11 | Просмотров: 4904
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|