Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование эмпатии у будущего педагога как условие профессиональной подготовки - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Формирование эмпатии у будущего педагога как условие профессиональной подготовки


Автор(ы): Герман Любовь Николаевна, преподаватель педагогики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современной школе предстоит решать задачу формирования человека, способного гармонично вписываться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экологическом, экономическом уровнях с акцентом на этическом аспекте, что актуализирует идею социально-адекватной образовательной деятельности. Реализация социокультурной концепции образования выдвинула требование – выработать новый подход к подготовке педагогических кадров, где акцент переносится на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности будущего учителя. Колоссальную роль в этом процессе призвана сыграть подготовка будущего специалиста в области педагогических наук.
Профессиональная схема человека, избравшего педагогическую профессию, сложна, объемна. Если сказать коротко - педагог является носителем культуры (в широком смысле этого понятия) и должен быть живым образцом ее. Вторая часть формулировки представляет собой задачу сложную, быть может, неразрешимую. Но стремиться к ее решению необходимо.
Общеизвестно, что педагог – это тип профессии “Человек-человек”. А там, где рядом с человеком появляется другой человек, возникает проблема соотнесения их интересов и сопряжения различных внутренних миров, непохожих и противоречивых. Нет более значимых отношений для человека, чем его отношение к другому человеку.
Наше зрение фиксирует того, кто располагается рядом. Однако, “смотрящий” - еще не “видящий, а “глядящий”, и видят они по-разному. То, что видит один, иногда находится за границами восприятия второго. Умение “видеть” другого человека – первая и основополагающая этическая способность. Существование другого человека начинается для нас именно тогда, когда среди окружающего мира, полного разнообразных объектов, мы вычленяем человека. Предстоит научить детей делить мир на предметный и духовный. Необходимо научить рассматривать увиденного человека как потенциальный субъект и признавать важность его мира. Другими словами, предстоит формировать у детей этическое умение видения другого человека. Чтобы решить поставленную задачу на практике, будущему педагогу самому следует выработать в себе это умение.
Один из приемов – “Импровизированная фотовыставка”.
Педагог делает вырезки фотоматериалов из газет, закрепляет каждый из них на листе плотной бумаги, нумерует, размещает на расстоянии друг от друга на доске, стене, шкафах, двери (чтобы обеспечить возможность передвижения “посетителей”). Со звонком студенты входят в аудиторию, располагаются на рабочих местах и получают установку:
“Уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами станем посетителями импровизированной фотовыставки. Не будем давать ей определенного названия. Вам предлагается познакомиться с экспозицией, в результате сделать выбор только одного фотосюжета, дать ему название. На карточке, имеющейся у вас на рабочем столе, записать номер сюжета и придуманное вами название. Условие: тишина, которую принято соблюдать на выставках”.
Те студенты, которые участвуют в подобной работе впервые, поначалу относятся к ней несколько небрежно. Однако уже через несколько минут их настроение меняется, и в аудитории наступает напряженная тишина.
Тот, кого интересует человек, долго всматривается в фото: перед ним человек с другим внутренним миром, индивидуальным состоянием души, особыми порывами, собственной деятельностью, правом на то, чтобы “быть” в этом мире…
Через некоторое время студенты начинают возвращаться на свои места, отдельные вновь встают и возвращаются к экспозиции. Звучат вопросы: “А можно не один, а два фотоснимка отметить?”, “Можно не одно, а два названия написать?”. На эти вопросы педагог дает отрицательные ответы. Причина?
Необходимо пояснить, почему подбираются фотоматериалы исключительно из газет: они черно-белые, что не позволяет формировать настроение зрителей с помощью цвета; взгляд фотокорреспондентов фиксирует неожиданный ракурс; газетные фотоматериалы демонстрируют естественную ситуацию; более того, они отражают оперативную информацию, что позволяет анализировать происходящее не только словом.
Все вышеперечисленные преимущества газетных фотоматериалов позволяют душе трудиться. Нелегко из десятка трогающих сердце и разум фотосюжетов выделить один, не менее трудно выразить свои чувства, связанные с увиденным, словами. Но необходимо учить студентов различать свои чувства, обозначать их, чтобы потом они смогли помочь детям понять смысл собственных переживаний.
Экспозиции формируются из материалов, несущих либо позитивную, либо негативную информацию. Остановимся на последней группе. Преднамеренный вызов отрицательнгых эмоций должен иметь место в педагогической деятельности (в известных разумных пределах). Отрицательные эмоции так же необходимы для тренировки и укрепления души, как физические упражнения необходимы для тренировки и укрепления тела.
Примеры фотосюжетов и подписей к ним студентов:
1. Безногий инвалид, упавший с коляски, попавшей колесом в лужицу, сосредоточенно и беспомощно пытается укрепить ремни и занять нужное положение. Улица большого города, вокруг идут люди, но никто даже не смотрит в сторону упавшего.
- Безнадежный народ.
- Чужой среди своих.
- А все бегут-бегу-бегут…
- Упавшее достоинство человечества.
- Отторгнутый с чувством собственного достоинства.
- Вот он какой- беспредел.
- А нам все равно…
- Безразличие? Нет. Неумение помочь.
- Пустые сердца…
2. Африка. Семилетний мальчик. Худое изможденное голодом детское тельце трехлетнего ребенка, большая голова, огромные, полные безумия, мольбы и жалости глаза.
- А где-то выкидывают хлеб.
- Только бы успеть помочь.
- Неужели сытый мир не может прокормить детей?
- Спасите наши души.
- Трагедия человечества.
- “Счастливое детство”.
3. Лицо подростка лет 12. Из глаз катятся слезы, губы сжаты в попытке сдержать страдание.
- Вытри слезы, малыш! Ведь мужчины не плачут!
- Трудно быть молодым.
- Опять двойка…
- Она меня не любит…
- Один на всей планете!
- Когда наступит жизнь?
- Горечь поражения.
4. Бабушка, стоящая с табличкой “Хочу есть” в переходе метро.
- Голод не тетка.
- “Старикам везде у нас почет”.
- Разве я многого хочу?
- Вы не боитесь старости?
- Вот она какая, сторона родная.
- Хочу есть, но не хочу жить.
5. Собака, свернувшись клубком, уже несколько дней не уходит с могилы своей хозяйки-старушки.
- А говорят, что поведением собак управляет только инстинкт…
- Нечеловеческая человечность.
- Собака (с большой буквы).
- “Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки”.
- Собаки могут радоваться и страдать. А люди – всегда ли?
- У собак тоже есть душа.
6.Десяток мальчишек разного возраста стоят у могилки с оградкой. Краткая подпись внизу: “Щенок Фон Брэк неизвестной породы не дожил трех дней до своего четырехмесячного возраста”. Дети похоронили его по всем правилам взрослой жизни.
-Мир будет жить. Его спасут такие дети.
-А собак-то за что?
-Вечная память не только людям
-Вместе – сила.
-Верные друзья.
Обратите внимание, как много ракурсов настроения выражают “посетители” экспозиции, как неоднозначно порой они трактуют ситуацию. Это отмечают и сами студенты, поскольку после сдачи ими результатов своей работы, названия, сгруппированные по сюжетам, зачитываются преподавателем. Важно, что в это время студенты могут глазами еще раз обратиться к фотоматериалу, о котором в данный момент идет речь, и посмотреть на него глазами другого.
Видеть другого человека – это воспринимать его как носителя другого внутреннего мира и обнаруживать состояние данного внутреннего мира на данный момент, признавая причинность состояния, действий, внешнего вида, реакцию на ситуацию.
Для студентов стало привычным приносить для обсуждения и в “копилку” кабинета педагогики интересные газетные фотоматериалы. Теперь, не дожидаясь организации фотоэкспозиции (учебное время не позволяет делать это часто), сюжеты просто помещаются на специальном информационном стенде и непременно обсуждаются студентами, ведь мимо него большинство из них никогда не проходят.
Мне представляется возможным применение данного приема работы в школе. Тематику сюжетов каждый педагог может подбирать с учетом возраста обучающихся, объема их этического опыта, особенностей ситуации (например, характера накопленного в настоящее время материала).
Чтобы человеку стать человеком в жизни, ему надо овладеть многими умениями, одно из которых - “видеть человека” за предметно-действенными ситуациями. Видеть и слышать другого человека следует ежедневно и ежеминутно. Конечно, незаменимую помощь в выработке этого умения окажут специальные занятия этического и психологического плана. Но ситуации, требующие этического решения, происходят не один раз в день, и будущий педагог должен иметь определенные навыки регулирования их.
Не будем кривить душой, что во многих школах выброшена педагогическая озабоченность личностным развитием человека, совершен поворот на путь формирования функционера. Как ни печально, но многие дети, проучившись друг с другом 3,5,9 и более лет часто не “видят” и не “слышат” друг друга. Иногда вдруг, случайно, “открывают” своих одноклассников. Педагог должен располагать арсеналом средств для того, чтобы школьники смогли сделать эти открытия как можно раньше и не случайно. Умение “видеть другого человека” - первая и основополагающая этическая способность, которая формируется в самом благоприятном для этого возрасте – детстве.
Неотъемлемая черта педагогической культуры – новое педагогическое мышление. Мышление критическое, мышление с позиций ученика как субъекта образовательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Для нового педагогического мышления характерна его творческая, созидательная направленность на разработку новых эффективных технологий и методик. Первые шаги к этой работе будущему специалисту предстоит сделать на студенческой скамье. В том числе и в направлении формирования этической культуры.
Создание “Первой книги о…”. Идею мы со студентами позаимствовали у Ш.А.Амонашвили, мастера личностно-ориентированной гуманистической педагогики - идею о написании сочинений в адрес детей-именинников. Несколько доработали ее, подключив свое педагогическое творческое мышление, и теперь этот воспитательный прием нередко используется в практике выпускников нашего колледжа. Покажем на конкретном примере.
Познакомьтесь: Виталий, ученик 3 класса гимназии. Математик “от бога”, по другим учебным предметам успевает слабо. Упитанный мальчик, за что подвергается нападкам со стороны детей разного возраста. Испытанный прием самозащиты – пинки. Ходит исключительно в английском костюме и галстуке, носит очки. Играет в хоккей. Очень медленно читает. Друзей в классе не имеет. Самооценка заниженная. Социальный статус в классе невысок. Завтра у Виталия день рождения.
Студентка-практикантка просит детей задержаться после уроков и дает установку:
- Ребята. Завтра у Виталия день рождения. Давайте напишем сочинения “Мой друг Виталий”. Все их я оформлю в книгу, Виталий будет хранить ее долго, часто перечитывать и всех вас вспоминать.
Реплики: И никакой он мне не друг! Он в раздевалку к девочкам заглядывает! Он пинается!
- В день рождения принято о человеке говорить только хорошее.
Реплики: В нем нет ничего хорошего!
- Не может быть, чтобы в человеке не было ничего хорошего. Вы три года учитесь, вот и подумайте, обязательно вспомните.
Реплика: очки у него хорошие!
- Вам было бы, конечно, неприятно не услышать от своих одноклассников в день рождения добрых слов. Итак, принимаемся за интересную работу.
Начали работать, сосредоточились и даже заинтересовались. Виталий немного смущен от услышанного, спрашивает: “А мне что делать?”.
- А ты тоже напиши рассказ о себе.
Работы были аккуратно переписаны на большие листы, помещены в красивую обложку, на которой красовалась надпись: “Первая книга о Виталии”. Эпиграф к книге гласил: “Надеемся, что о твоей прекрасной жизни будет написано еще немало книг”.
На следующий день Виталий пришел в школу первым, и надо было видеть, сколько нетерпения проявлял он на каждой перемене, чтобы познакомиться с сочинениями. Видимо, небезразлично ему было то, что о нем думают одноклассники. Не забыли о вчерашней работе и другие дети. В классе весь учебный день царил особый эмоциональный подъем.
После уроков все остались поздравлять Виталия, хотя традиционный ритуал в виде раздачи конфет был давно произведен.
- Помните, ребята, вчера вы писали сочинения о Виталии. Я их оформила в такую красивую книгу. Давайте сейчас ее торжественно вручим имениннику. Виталий, скоро ты поймешь, что это лучший подарок, который ты когда-либо получал в жизни. (“Но мне показалось, - вспоминает студентка,- что он это уже понял”).
Сияющий Виталий гордо шел на свое место, а ребята со всех сторон спешили к нему с возгласами: “А мое прочитай!”, “А мое!”.
Вечерний звонок мамы Виталия учительнице был полон эмоций и благодарности.
Что же за откровения содержались в детских сочинениях?
- Моего друга зовут Виталик. Ему исполняется 10 лет. Он хороший друг и товарищ. Никогда не предавал меня и своих друзей. Виталя дружит с девочками, и это всем нравится. У него хорошие родители: тетя Ира и дядя Андрей. Он защитит в трудную минуту. Если он неважно учится – ну и пусть. У него развитый ум, он наверстает (Лена).
-...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.11 | Просмотров: 1961

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340