Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Факультативное занятие по математике в 9-м классе
Автор(ы): Кирюшкина Елена Михайловна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: расширить познания учащихся о средних математических величинах; развивать логическое мышление; прививать интерес к математике. Тип урока: урок – лекция Структура урока: I этап – мотивационно–ориентировочный (Разъяснение целей учебной деятельности на уроке). II этап – подготовительный (Актуализация опорных знаний). III этап – основной (Приобретение новых знаний в ознакомительном порядке). IV этап – заключительный (Подведение результатов урока, самооценка учащихся). Ход урока I этап Средние величины играют в математике и не только в ней значительную роль. Давайте вспомним, какие средние величины мы с вами уже изучили. - среднее арифметическое, среднее геометрическое, среднее квадратичное. Сформулируйте эти понятия для двух величин и запишите в виде буквенного выражения. - (Дети говорят формулировки и на доске записывают формулы) Эти величины были хорошо знакомы ещё математикам античности, создавшим теорию пропорций, на основе которой строилась геометрическая теория чисел, теория площадей и даже древнегреческое учение о музыке. II этап Предлагаю вашему вниманию задачу. Из пункта А в пункт В автомобиль выехал со скоростью 90 км/ч, а возвращался из В в А со скоростью 60 км/ч. Какова была средняя скорость автомобиля? - 75 км/ч. Итак, вы предлагаете определить Vср как среднее арифметическое. Давайте посмотрим, можно ли так сделать в данном случае. Вспомним из курса физики, что такое Vср. - Vср = , где S – весь пройденный путь, а t – время движения. Если путь из пункта А в пункт В принять за 1, то весь пройденный путь S будет равен 2. Время движения из пункта А в пункт В есть t1 =, из пункта В в пункт А – t2 = . Значит, время нахождения в пути t = t1 + t2, т.е. t = + = . Тогда Vср = = . Найдём значение полученного выражения Vср. Vср = км/ч = 72 км/ч. Итак, истинное значение Vср = 72 км/ч. Величина h = – среднее гармоническое. Итак, среднее гармоническое двух положительных чисел а и в равно отношению удвоенного произведения этих чисел к их сумме – другая запись величины (связь со средним арифметическим). Попробуйте сформулировать определение в таком виде. - Величина, обратная среднему гармоническому а и в, есть среднее арифметическое величин, обратных а и в. III этап Мы с вами в школьном курсе математики уже знакомы с геометрической интерпретацией неравенства о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Среднее гармоническое тоже имеет красивый геометрический образ. Но давайте вспомним хотя бы о геометрической интерпретации среднего арифметического. Пусть дана трапеция ABCD с основаниями AD и BC, причём BC< AD, MN – отрезок, соединяющий середины боковых сторон, диагонали AC и BD пересекаются в точке О, через которую параллельно основаниям проведён отрезок PT. Как называются отрезки MN и PT в трапеции, и какая связь между ними и основаниями? - Так как MN – средняя линия трапеции, то MN = . Так как PT – среднее гармоническое, то PT = . Докажем, что PT – среднее гармоническое оснований. значит, и . Сложим почленно полученн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.12 | Просмотров: 1731
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|