Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Программа Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна для учащихся 10—11-х классов
Автор(ы): Нечаева Валентина Николаевна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современной системе обучения и воспитания в центре внимания проблемы гармонического развития личности. Главная цель образовательной области “Технология” подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно подготовить учащихся к осознанному самоопределению, сформировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Основная цель курса обучения – формирование первичных профессиональных знаний, умений, навыков в области дизайна и оформления интерьера, воспитания художественного вкуса школьников, повышение уровня их художественного развития, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям художественной культуры. Задачи: - Формирование представления о технико-технологической среде и художественной культуре.
- Воспитание личностных и трудовых качеств.
- Создание условий для самоопределения подростка, направленных на знакомство с профессиями в области дизайна, а также ориентацию учащихся на смежные профессии художественного профиля, с учетом региональных и местных особенностей.
- Воспитание эстетического чувства школьников, приобщение их к самостоятельной деятельности по художественной организации среды.
Принимая во внимание важность привития молодежи технологической культуры, данная программа составлена на основе программы образовательных учреждений “Технология. Трудовое обучение” 5–11-е классы (Москва, издательство “Просвещение” 2007 год). Ее структурная модель обучения включает в себя базовое (ОТК – общий технологический компонент, СТК – специальный технологический компонент) содержание и углубленное (ДПП– допрофессиональная подготовка) изучение раздела “Декоративно – оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология”. Базовое содержание – это объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение ОО “Технология” в инвариантной части Базисного учебного плана (34 часа). Углубленное изучение раздела “Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология” осуществляется в рамках часов вариативной части учебного плана (34 часа) по договорам со школами. Программа предполагает обучение старших школьников 10–11-х классов в течение 2-х лет. 10 классы – 2 часа: 1час – теория, 1час – практика. Общая годовая нагрузка 68 часов. 11 классы – 2 часа: 1час – теория, 1час – практика. Общая годовая нагрузка 68 часов. Итого: 136 часов. Расширение социальных контактов подростка и освоение им поведенческих форм взрослого мира, активное вхождение в культурное пространство и поиск своих ценностно-смысловых жизненных оснований, позволяет выявить их наклонности и профориентировать учащихся с последующей реализацией полученных знаний, умений, навыков в дальнейшей производственной деятельности любого профиля. Программа включает теоретическую и практическую части курса обучения, содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом физиологических и возрастных особенностей детей. Теоретическая часть программы – это уроки, на которых учащиеся знакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами организации пространства. Знакомство с разделами: “Природные материалы”, “История и основы дизайна”, “Графический дизайн”, “Преобразовательная и проектная деятельность” и другие – дают сведения из мировой культуры, традиционной культуры России, Урала, что позволяет детям ощутить себя во времени, дает представление о творческой деятельности человека, направленной на преобразование природной и предметной среды. Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ. Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование инструментами. Разнообразие форм предметно-практической деятельности предполагает дальнейшее обогащение сенсорного опыта старшеклассников как основного источника знаний об окружающей действительности, повышение их творческой активности. При изучении основных разделов программы легко осуществляются межпредметные связи с историей, географией, экологией, литературой, русским языком, основанные на историческом материале. Программа предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям: культура и эстетика труда; основы графики, дизайна; проектная деятельность; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; элементы домашней и прикладной экономики и предпринимательства. Практическая направленность занятий позволяет учащимся участвовать в оформлении интерьера своих школ, пополнять методический фонд учителя наглядными пособиями, творческими работами, которые принимают участие в городских, областных выставках детского творчества. Программа получила развитие на профиле “Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна” в МОУ “МУК” г. Лесной. Тематический план по общетехнологическому компоненту (ОТК) 10-й класс № | Название темы | всего часов | В том числе | теория | практика | 1 | Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативных влияний производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. | 1 | 1 | – | 2 | Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. | 1 | 1 | – | 3 | Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. | 1 | – | 1 | 4 | Требования к квалификации специалистов различных профессий. | 1 | – | 1 | | ИТОГО | 4 | 2 | 2 | 11-йкласс № | Название темы | всего часов | В том числе | теория | практика | 1 | Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. | 1 | – | 1 | 2 | Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. | 1 | 1 | – | 3 | Региональный рынок труда и его коньюктура. Региональные центры трудоустройства. | 1 | 1 | – | 4 | Виды и формы получения профессионального образования. Планирование путей получения образования. | 1 | – | 1 | | ИТОГО: | 4 | 2 | 2 | Тематический план ОО “Технология” 10-й класс Компоненты базисного плана | сигнатура | компонент | Всего часов | В том числе | теория | практика | Федеральный компонент | ОТК | Общетехнологический компонент | 4 | 2 | 2 | СТК | Специальный технологический компонент | 30 | 6 | 24 | Школьный компонент | ДПП | Допрофессиональная и профессиональная подготовка | 34 | 15 | 19 | ИТОГО | | | 68 | 23 | 45 | 11-й класс Компоненты базисного плана | сигнатура | компонент | Всего часов | В том числе | теория | практика | Федеральный компонент | ОТК | Общетехнологический компонент | 4 | 2 | 2 | СТК | Специальный технологический компонент | 30 | 6 | 24 | Школьный компонент | ДПП | Допрофессиональная и профессиональная подготовка | 34 | 13 | 21 | ИТОГО | | | 68 | 21 | 47 | Тематический план по специальному технологическому компоненту (СТК) 10-й класс № | Название | Всего часов | В том числе | теория | практика | 12 3 | Основные технологические понятия и виды деятельности.Материаловедение, инструменты, приспособления. Технология обработки материалов. Народные промыслы: гончарное и игрушечное ремесла. | 116 13 | –3 3 | 113 10 | | ИТОГО: | 30 | 6 | 24 | 11-й класс № | Название | Всего часов | В том числе | теория | практика | 12 3 | Социальное обслуживание.Основы дизайна. Технология обработки материалов. | 615 9 | 14 1 | 511 8 | | ИТОГО: | 30 | 6 | 24 | Учебно-тематический план № | Темы | Кол-во часов | Всего | Теория | Практика | I.1) 2) 3) II. III. IV. V
| 10-й класс Введение в курс обучения. Организация обучения по предмету. Культура труда. Правила ТБ, ПБ. Основные технологические понятия и виды деятельности. (СТК) Основы технологической и потребительской культуры (ОТК). Дизайн и оформление интерьера. Материаловедение (глина, гипс, растительные формы, ткань, бумага). Технология обработки материалов Новые технологии. (СТК) Народные промыслы (гончарное и игрушечное ремесла) История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная деятельность. (СТК) Подведение итогов. Выставка творческих работ. Профессиональная ориентация. Экскурсия в художественную мастерскую. Производство и экология.
| 2 4 30 16 13 28 4
| 1 2 6 3 3 12 2
| 1 2 24 13 10 16 2
| | Годовая нагрузка | 68 | 23 | 45 | 1 1) 2) 3) II III. 1V V V1 | 11-й класс Введение в курс обучения. (ДПП) Организация обучения по предмету. Культура труда. Правила ТБ, ПБ. Профессиональная ориентация. Основы технологической и потребительской культуры (ОТК). Дизайн и оформление интерьера. 1) Основы дизайна. (СТК) Новые художественные направления и специальности в дизайне, роль дизайна в создании товаров и услуг. Преобразовательная и проектная деятельность. Домашняя и прикладная экономика, предпринимательство: декоративные элементы в интерьере. 2) Социальное обслуживание. 3) Технология обработки материалов. (СТК) Декоративно-оформительская работа. (ДПП) Графический дизайн. Реклама. Конкурс мастерства. Экзамен. (ДПП) Подведение итогов. Выставка конкурсных и экзаменационных работ. (ДПП) | 2 4 30 15 6 9 26 4 2
| 1 4 6 4 1 1 11 2 –
| 1 – 24 1 5 8 23 2 2
| | Годовая нагрузка | 68 | 21 | 47 | | Общая нагрузка за весь курс обучения | 136 | 44 | 92 | Требования к уровню подготовки учащихся 10-й класс Знать: - Свойства материалов, применяемых в оформлении интерьера (гипс, глина, ткань, бумага), технологические операции по видам работ.
- Исторические и современные стили.
- Основы графического дизайна, его направления.
- Этапы работы над проектом, требования к проектной документации.
- Защита человека от негативных последствий применения технологий.
Уметь: - Компоновать изобразительные элементы на плоскости (работа над эскизами, технической документацией).
- Работать с материалами: гипс, глина, ткань, бумага.
- Выполнять с учетом требований безопасности труда необходимые приемы работ, используя по назначению инструменты и оборудование в соответствии с техпроцессом.
- Давать экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности.
11-й класс Знать: - Законы формообразования и проектирования предметной среды.
- Основы графического дизайна, его направления. Основы проектной деятельности.
- Виды шрифтов, основные сведения о шрифтах, распределение элементов на плоскости.
- Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.
- Знать основы маркетинга как составляющей деятельности предприятия.
Уметь: - 1.Проводить анализ достоинств и недостатков изделий, в соответствии с требованиями композиции и эргономики.
- 2.Владеть техникой начертания 3 – 4 – х видов шрифта.
- 3. Оценивать свои личностные, физические и психологические качества при выборе профессии, ориентироваться в мире профессий художественного профиля,
- 4.Владеть навыками культуры и эстетики труда.
Содержание курса обучения 10–11-х классов (теория, практика) Первый год обучения (10-й класс) Цели и задачи: - Изучение способов и технологий работы с различными материалами, которые служат основой для создания различных объектов деятельности человека.
- Активизация творческой деятельности подростка, развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно-конструкторском творчестве, связанного с изучением курса “Основы дизайна”.
- Развитие и совершенствование навыков в работе с материалами.
- Воспитание технологической и потребительской культуры.
На первом году обучения учащиеся изучают свойства материалов, применяемых в декоративно-оформительской практике, оформлении интерьера дома, виды работ и технологию работы с этими материалами (растительные формы, гипс, ткань, глина и др.), знакомятся с направлениями дизайна среды и графическим дизайном. На практических занятиях учащиеся занимаются составлением композиций из живых и сухих растительных форм (панно, коллажи, трехмерные композиции), разрабатывают проекты сувениров из керамики, исполняют проекты в материале. Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”. 1.1. Цели, задачи и порядок изучения курса. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям. 1.2. Организация обучения на профиле. Культура труда. Правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с материалами и инструментами в декоративно-оформительской работе и проектной деятельности по основам дизайна. 1.3. Основные технологические понятия и виды деятельности по специальностям художественного профиля. Тестирование. Раздел 2. Основы технологической и потребительской культуры. Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Материалы. Новые технологии. Теория: Дизайн среды, его направления. Декоративные элементы в интерьере. Материалы, используемые в интерьере: общие сведения. Растительные формы: аранжировочная композиция, выразительные средства, виды работ. Глина: основы гончарного ремесла. Народные гончарные и игрушечные промыслы в России. Тавологская глиняная игрушка (г. Невьянск Свердловской обл.). Классификация и виды художественных керамических изделий. Керамическое сырье, свойства глины, способы формования и декорирования, инструменты. Технологический процесс изготовления изделий. Текстиль в интерьере: виды работ, технология, инструменты и материалы. Практика: Работа с растительными формами. Темы по выбору: бутоньерка, коллаж, новогоднее дерево. Работа с глиной: подготовка глины, организация рабочего места, инструменты; техпроцесс изготовления керамических изделий. Творческая работа с использованием изученных способов формования, приемов лепки и декорирования – тема “Новогодний сувенир”. Роспись по ткани (батик) – трафаретная и акварельная техники, аэрография. Выполнение тематической композиции в технике монотипии. Выставки творческих работ учащихся. Оформление праздников в школах города, в МОУ МУК, мастер-классы. Раздел 4. История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная деятельность. Теория: Художественные направления в искусстве. Стили в интерьере: исторические (древнеегипетский, античный, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн); стили ХХ, ХХ1в.в.(ар-деко, конструктивизм, минимализм, хай-тек, техно, этностиль, кантри, эклектизм(китч), традиционный, бионика, экологический. Композиция в дизайне: общие признаки предмета, категории композиции(целостность, пропорциональность, ритм, масштабность, фактура, цвет (значение цвета, его психофизиологическое воздействие на человека; структура цветового круга, гармоничные сочетания цветов; характеристика цвета: тон, насыщенность, контраст, нюанс, явление иррадиации). Графический дизайн: проект, требования к проекту, оформление технической документации. Производство и экология. Практика: Сравнительный анализ по стилям (использование информационного...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.13 | Просмотров: 2382
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|