Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна для учащихся 10—11-х классов - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна для учащихся 10—11-х классов


Автор(ы): Нечаева Валентина Николаевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современной системе обучения и воспитания в центре внимания проблемы гармонического развития личности. Главная цель образовательной области “Технология” подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно подготовить учащихся к осознанному самоопределению, сформировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основная цель курса обучения – формирование первичных профессиональных знаний, умений, навыков в области дизайна и оформления интерьера, воспитания художественного вкуса школьников, повышение уровня их художественного развития, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям художественной культуры.
Задачи:
  1. Формирование представления о технико-технологической среде и художественной культуре.
  2. Воспитание личностных и трудовых качеств.
  3. Создание условий для самоопределения подростка, направленных на знакомство с профессиями в области дизайна, а также ориентацию учащихся на смежные профессии художественного профиля, с учетом региональных и местных особенностей.
  4. Воспитание эстетического чувства школьников, приобщение их к самостоятельной деятельности по художественной организации среды.
Принимая во внимание важность привития молодежи технологической культуры, данная программа составлена на основе программы образовательных учреждений “Технология. Трудовое обучение” 5–11-е классы (Москва, издательство “Просвещение” 2007 год). Ее структурная модель обучения включает в себя базовое (ОТК – общий технологический компонент, СТК – специальный технологический компонент) содержание и углубленное (ДПП– допрофессиональная подготовка) изучение раздела “Декоративно – оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология”.
Базовое содержание – это объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение ОО “Технология” в инвариантной части Базисного учебного плана (34 часа).
Углубленное изучение раздела “Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология” осуществляется в рамках часов вариативной части учебного
плана (34 часа) по договорам со школами.
Программа предполагает обучение старших школьников 10–11-х классов в течение 2-х лет.
10 классы – 2 часа: 1час – теория, 1час – практика. Общая годовая нагрузка 68 часов.
11 классы – 2 часа: 1час – теория, 1час – практика. Общая годовая нагрузка 68 часов.
Итого: 136 часов.
Расширение социальных контактов подростка и освоение им поведенческих форм взрослого мира, активное вхождение в культурное пространство и поиск своих ценностно-смысловых жизненных оснований, позволяет выявить их наклонности и профориентировать учащихся с последующей реализацией полученных знаний, умений, навыков в дальнейшей производственной деятельности любого профиля.
Программа включает теоретическую и практическую части курса обучения, содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом физиологических и возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это уроки, на которых учащиеся знакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами организации пространства.
Знакомство с разделами: “Природные материалы”, “История и основы дизайна”, “Графический дизайн”, “Преобразовательная и проектная деятельность” и другие – дают сведения из мировой культуры, традиционной культуры России, Урала, что позволяет детям ощутить себя во времени, дает представление о творческой деятельности человека, направленной на преобразование природной и предметной среды. Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование инструментами. Разнообразие форм предметно-практической деятельности предполагает дальнейшее обогащение сенсорного опыта старшеклассников как основного источника знаний об окружающей действительности, повышение их творческой активности.
При изучении основных разделов программы легко осуществляются межпредметные связи с историей, географией, экологией, литературой, русским языком, основанные на историческом материале.
Программа предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям: культура и эстетика труда; основы графики, дизайна; проектная деятельность; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; элементы домашней и прикладной экономики и предпринимательства.
Практическая направленность занятий позволяет учащимся участвовать в оформлении интерьера своих школ, пополнять методический фонд учителя наглядными пособиями, творческими работами, которые принимают участие в городских, областных выставках детского творчества.
Программа получила развитие на профиле “Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна” в МОУ “МУК” г. Лесной.
Тематический план по общетехнологическому компоненту (ОТК)
10-й класс
Название темы всего часов В том числе
теория практика
1 Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативных влияний производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. 1 1
2 Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. 1 1
3 Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. 1 1
4 Требования к квалификации специалистов различных профессий. 1 1
ИТОГО 4 2 2
11-йкласс
Название темы всего часов В том числе
теория практика
1 Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. 1 1
2 Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. 1 1
3 Региональный рынок труда и его коньюктура. Региональные центры трудоустройства. 1 1
4 Виды и формы получения профессионального образования.
Планирование путей получения образования.
1 1
ИТОГО: 4 2 2
Тематический план ОО “Технология”
10-й класс
Компоненты базисного плана сигнатура компонент Всего часов В том числе
теория практика
Федеральный компонент ОТК Общетехнологический компонент 4 2 2
СТК Специальный технологический компонент 30 6 24
Школьный компонент ДПП Допрофессиональная и профессиональная подготовка 34 15 19
ИТОГО 68 23 45
11-й класс
Компоненты базисного плана сигнатура компонент Всего часов В том числе
теория практика
Федеральный компонент ОТК Общетехнологический компонент 4 2 2
СТК Специальный технологический компонент 30 6 24
Школьный компонент ДПП Допрофессиональная и профессиональная подготовка 34 13 21
ИТОГО 68 21 47
Тематический план по специальному технологическому компоненту (СТК)
10-й класс
Название Всего часов В том числе
теория практика
12
3
Основные технологические понятия и виды деятельности.Материаловедение, инструменты, приспособления.
Технология обработки материалов.
Народные промыслы: гончарное и игрушечное ремесла.
116
13
–3
3
113
10
ИТОГО: 30 6 24
11-й класс
Название Всего часов В том числе
теория практика
12
3
Социальное обслуживание.Основы дизайна.
Технология обработки материалов.
615
9
14
1
511
8
ИТОГО: 30 6 24
Учебно-тематический план
Темы Кол-во часов
Всего Теория Практика
I.1)
2)
3)
II.
III.


IV.

V
10-й класс
Введение в курс обучения.
Организация обучения по предмету. Культура труда.
Правила ТБ, ПБ.
Основные технологические понятия и виды деятельности. (СТК)
Основы технологической и потребительской культуры (ОТК).
Дизайн и оформление интерьера.
Материаловедение (глина, гипс, растительные формы, ткань, бумага). Технология обработки материалов
Новые технологии. (СТК)
Народные промыслы (гончарное и игрушечное ремесла)
История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная деятельность. (СТК)
Подведение итогов. Выставка творческих работ.
Профессиональная ориентация. Экскурсия в художественную мастерскую. Производство и экология.
2


4
30
16
13
28

4
1


2
6
3
3
12

2
1


2
24
13
10
16

2
Годовая нагрузка 68 23 45
1
1)
2)
3)
II
III.




1V
V
V1
11-й класс
Введение в курс обучения. (ДПП)
Организация обучения по предмету. Культура труда.
Правила ТБ, ПБ.
Профессиональная ориентация.
Основы технологической и потребительской культуры (ОТК).
Дизайн и оформление интерьера.
1) Основы дизайна. (СТК)
Новые художественные направления и специальности в дизайне, роль дизайна в создании товаров и услуг. Преобразовательная и проектная деятельность.
Домашняя и прикладная экономика, предпринимательство: декоративные элементы в интерьере.
2) Социальное обслуживание.
3) Технология обработки материалов. (СТК)
Декоративно-оформительская работа. (ДПП) Графический дизайн. Реклама.
Конкурс мастерства. Экзамен. (ДПП)
Подведение итогов. Выставка конкурсных и экзаменационных работ. (ДПП)
2



4
30
15

6
9

26

4
2
1



4
6
4

1
1

11

2


1




24
1

5
8

23

2
2
Годовая нагрузка 68 21 47
Общая нагрузка за весь курс обучения 136 44 92
Требования к уровню подготовки учащихся
10-й класс
Знать:
  1. Свойства материалов, применяемых в оформлении интерьера (гипс, глина, ткань, бумага), технологические операции по видам работ.
  2. Исторические и современные стили.
  3. Основы графического дизайна, его направления.
  4. Этапы работы над проектом, требования к проектной документации.
  5. Защита человека от негативных последствий применения технологий.
Уметь:
  1. Компоновать изобразительные элементы на плоскости (работа над эскизами, технической документацией).
  2. Работать с материалами: гипс, глина, ткань, бумага.
  3. Выполнять с учетом требований безопасности труда необходимые приемы работ, используя по назначению инструменты и оборудование в соответствии с техпроцессом.
  4. Давать экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности.
11-й класс
Знать:
  1. Законы формообразования и проектирования предметной среды.
  2. Основы графического дизайна, его направления. Основы проектной деятельности.
  3. Виды шрифтов, основные сведения о шрифтах, распределение элементов на плоскости.
  4. Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.
  5. Знать основы маркетинга как составляющей деятельности предприятия.
Уметь:
  1. 1.Проводить анализ достоинств и недостатков изделий, в соответствии с требованиями композиции и эргономики.
  2. 2.Владеть техникой начертания 3 – 4 – х видов шрифта.
  3. 3. Оценивать свои личностные, физические и психологические качества при выборе профессии, ориентироваться в мире профессий художественного профиля,
  4. 4.Владеть навыками культуры и эстетики труда.
Содержание курса обучения 10–11-х классов (теория, практика)
Первый год обучения (10-й класс)
Цели и задачи:
  1. Изучение способов и технологий работы с различными материалами, которые служат основой для создания различных объектов деятельности человека.
  2. Активизация творческой деятельности подростка, развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно-конструкторском творчестве, связанного с изучением курса “Основы дизайна”.
  3. Развитие и совершенствование навыков в работе с материалами.
  4. Воспитание технологической и потребительской культуры.
На первом году обучения учащиеся изучают свойства материалов, применяемых в декоративно-оформительской практике, оформлении интерьера дома, виды работ и технологию работы с этими материалами (растительные формы, гипс, ткань, глина и др.), знакомятся с направлениями дизайна среды и графическим дизайном.
На практических занятиях учащиеся занимаются составлением композиций из живых и сухих растительных форм (панно, коллажи, трехмерные композиции), разрабатывают проекты сувениров из керамики, исполняют проекты в материале.
Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”.
1.1. Цели, задачи и порядок изучения курса. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям.
1.2. Организация обучения на профиле. Культура труда. Правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с материалами и инструментами в декоративно-оформительской работе и проектной деятельности по основам дизайна.
1.3. Основные технологические понятия и виды деятельности по специальностям художественного профиля. Тестирование.
Раздел 2. Основы технологической и потребительской культуры.
Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий.
Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Материалы. Новые технологии.
Теория: Дизайн среды, его направления. Декоративные элементы в интерьере. Материалы, используемые в интерьере: общие сведения. Растительные формы: аранжировочная композиция, выразительные средства, виды работ. Глина: основы гончарного ремесла. Народные гончарные и игрушечные промыслы в России. Тавологская глиняная игрушка (г. Невьянск Свердловской обл.). Классификация и виды художественных керамических изделий.
Керамическое сырье, свойства глины, способы формования и декорирования, инструменты. Технологический процесс изготовления изделий. Текстиль в интерьере: виды работ, технология, инструменты и материалы.
Практика: Работа с растительными формами. Темы по выбору: бутоньерка, коллаж, новогоднее дерево. Работа с глиной: подготовка глины, организация рабочего места, инструменты; техпроцесс изготовления керамических изделий. Творческая работа с использованием изученных способов формования, приемов лепки и декорирования – тема “Новогодний сувенир”. Роспись по ткани (батик) – трафаретная и акварельная техники, аэрография. Выполнение тематической композиции в технике монотипии. Выставки творческих работ учащихся. Оформление праздников в школах города, в МОУ МУК, мастер-классы.
Раздел 4. История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная
деятельность.
Теория: Художественные направления в искусстве. Стили в интерьере: исторические (древнеегипетский, античный, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн); стили ХХ, ХХ1в.в.(ар-деко, конструктивизм, минимализм, хай-тек, техно, этностиль, кантри, эклектизм(китч), традиционный, бионика, экологический. Композиция в дизайне: общие признаки предмета, категории композиции(целостность, пропорциональность, ритм, масштабность, фактура, цвет (значение цвета, его психофизиологическое воздействие на человека; структура цветового круга, гармоничные сочетания цветов; характеристика цвета: тон, насыщенность, контраст, нюанс, явление иррадиации). Графический дизайн: проект, требования к проекту, оформление технической документации. Производство и экология.
Практика: Сравнительный анализ по стилям (использование информационного...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.13 | Просмотров: 2382

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340