Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий экологического вечера для старшеклассников: Это твоя Земля - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Сценарий экологического вечера для старшеклассников: Это твоя Земля


Автор(ы): Балякина Марина Анатольевна, зав. библиотекой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Звучит колокольный звон
1-й чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол.
Не от восторга звуком полнится,
а ударил, как опомнился.
Язык в беспамятстве забился,
точно раненая птица.
Испугался за землю? За простор?
И широко крыла простер:
повис тревогой
над полевой дорогой,
над поздними цветами
задышал устами,
над крышей
тронул вяз рыжий,
птиц вспугнул
тяжкий гул…
1-й ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.
Звучит музыка Вивальди “Времена года”, “Лето”, престо.
2-й ведущий. Окружающий мир входит в каждого из нас через все “окна” и “двери” наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами; отравленные ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети; стоящие в руинах прославленные святыни народа – более 1200 монастырей и 70 тысяч церквей; не вставшие на ноги после погрома более 110 тысяч усадеб XVIII-XIX веков; заброшенные сотни тысяч сел и деревень да сотни древних городков и посадов, – картина духовно-нравственного опустошения нашей Родины. Оно есть плод поголовного безумия людей, тотального погрома хозяйства и природы, погружение всего сущего во всеохватное безобразие.
Снова звучит Вивальди “Времена года”, “Весна”, ларго.
2-й чтец.
БОЛЬ
Да, мы не чуем земли под собой, воспаряя,
боли ее в костях не мозжат.
Мать вековечная, с неисчерпаемыми морями,
реже нам снится в безоблачных миражах.
В спальных мешках пух гагачий не тает,
на сковородках жар-птицы трещат.
“Красную книгу” мальчик читает –
белотелой березы листы шелестят…
Скоро росы и дождя на губах опасаться,
корни повыдрав, дубрава взойдет на костер.
Грач по весне, обживая на древе пространство,
в гнездо понесет металлический сор…
Зиннур МАНСУРОВ
Музыка смолкает.
1-й ведущий. Важнейшая примета экологического кризиса – распад и деградация национального пейзажа. Это как знак беды, указание на то, что кризису экологическому неизбежно предшествовал кризис исторического сознания, утрата корней и веры в традицию.
2-й ведущий. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев рассматривает проблему экологии с точки зрения нравственности, под знаком философии и этики. По сути дела, это стремление востребовать для решения проблемы всего Человека. Основное нравственное требование заключается в том, чтобы тот величественный строй природы, который мы видим каждый день, которому мы обязаны каждой минутой жизни, в котором мы купаемся, как в животворной купели, был для нас безусловной целью.
Рассмотрим отдельные мысли и положения воззрений академика на эту проблему.
2-й чтец. “Человек остается один в лесу, в поле. Он может натворить бед и единственное, что его сдерживает (если сдерживает!) – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть.
Но и человечество в целом, в нынешнем его сознании, также существует “наедине с природой”. Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе. Но ведь совесть одного человека – нечто реальное при всей ее неопределенности, но совесть всего человечества как единого целого – это уже абстракция.
Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличается отношение человека к природе, в силу “немоты” последней. Необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии…
При миллионах разновидностей живых существ: зверей, птиц, насекомых, растений, – человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир”.
2-й ведущий. Эти размышления Дмитрия Сергееевича побудили нас обратиться к творчеству великого английского поэта, художника и философа XVIII-XIX веков Вильяма Блейка. Послушайте его стихотворение “Мотылек” из поэтического цикла “Песни Опыта”, написанного в далеком 1794 году. Это поразительно, но уже тогда, за двести с лишним лет, задолго до сегодняшних экологических катастроф лучшие люди писали об ответственности человека перед всем сущим, перед всем живым.
Звучит Вивальди “Времена года”, “Весна”, аллегро.
1-й чтец.
МОТЫЛЕК
Бездумно танец
мотылька
оборвала
моя рука.
А чем и я
не мотылек?
Ведь нам один
отпущен срок
Порхаю
и пою, пока
слепая
не сомнет рука.
Считают: мысль
есть жизнь и свет,
а нет ее –
и жизни нет;
А я порхаю
над цветком –
таким же точно
мотыльком.
Вильям БЛЕЙК
2-й ведущий. Ко времени выхода в свет “Песен Опыта” Блейк коренным образом меняет свое мировоззрение на материалистическое и переносит свое внимание на земную реальность. Мир задуман как совершенный, но дух человеческий пребывает в тенетах лжи и притворства – такова новая философия Блейка. И задача Поэта – это задача барда, ясновидца, пророка – показать людям путь к освобождению духа. “Песни Опыта” привязаны исключительно к земной жизни, они усматривают в смерти бесповоротный конец, который равно трагичен и для человека, и для мотылька, и в этом все твари Божии равны. Бог даровал жизнь и мотыльку и человеку, он же судил обоим умереть, и в этом жребий их одинаков; между ними есть лишь одно различие – человеку дана Мысль, то есть Разум. Однако, по Блейку, разум не возвышает человека над мотыльком, поскольку Разум лишь подавляет иные, куда более важные свойства, присущие всякому живому созданию; а посему человек и мотылек одинаково важны для Творца, ибо, как говорит поэт, “Все живое – священно”.
1-й ведущий. Даниил Гранин высказал такую мысль: человек захватил доминирующее положение в природе по праву силы и отражение этого права силы, к сожалению, живет и в нашей экологии, хотя недостаточно осознается. Например, строится отравляющий округу завод. Поселок рабочих завода относится на достаточное от него расстояние. Но ведь между заводом и поселком живут звери, рыбы, насекомые… По какому праву мы приговариваем их к смерти? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока еще заботится только о себе? В большом масштабе именно о себе и для себя, разнообразие природы для себя: как скупец, охраняющий свои сокровища.
Разве не прав после всего этого великий Блейк, считавший, что Разум не возвышает человека над мотыльком?..
2-й чтец. Вернемся к размышлениям Д.Лихачева. Академик пишет: “Человек не только нравственно отвечает за все сущее на Земле, но и морально обязан за них говорить, защищать их права и интересы.
Человек – носитель самосознания Вселенной”.
Звучит Вивальди “Времена года”, “Лето”, аллегро нон молто.
1-й чтец.
РОГ
Все – в дело. Польза правит бал!
Медведь бежит и бабочка трепещет.
Любая плоть нам по зубам:
в музей, в котел! Эй, властелин, полегче!
“На земле ежегодно истребляется около трех тысяч носорогов…”
За что ты их, невинных, покарал,
взял шкуру, мясо, рог могучий?
На мушку пойманный марал
завис над кручей,
чтоб в Красной книге отпечатать след…
Грехи, грешки… Толстенный том безумья
лежит, как украшенье, на столе.
А на рогах оленьих шубка кунья
висит. Акулий зуб блестит
на четках. Кость моржа сияет.
Берем и жаждем. О Аллах, прости!..
Зинн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.13 | Просмотров: 3206

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340