Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль и место познавательных задач в мотивации учения на уроках химии - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Роль и место познавательных задач в мотивации учения на уроках химии


Автор(ы): Саляхова Ольга Ивановна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Обучение является сложным многогранным процессом, который можно рассматривать как систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.
Определяющим условием деятельности по формированию мотивации являются
а) цели обучения – образовательные, воспитательные, развивающие;
б) содержание учебного материала;
в) мотивы учебной деятельности школьников, которые позволяют планировать учебную деятельность учащихся.
Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования определяют содержание, а мотивы учебной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их прилежание, старательность, отношение к учебному труду и, в конечном счете, на результаты процесса обучения.
Мотивы формируются в процессе обучения и воспитания учащихся, зависят от учебно–воспитательного процесса, методов обучения и воспитания, применяемых средств и содержания учебного материала. Мотивами учебной деятельности могут выступить потребности, интересы, установки, идеалы, влечения и эмоции, вызывающие активную учебную деятельность школьников, их внимательное отношение к учебным обязанностям, старательность, прилежание, аккуратность в выполнении заданий.
Строгая, доброжелательная и справедливая требовательность к учащимся формирует такие мотивы учения, как чувства ответственности, долга. Стремление школьников порадовать близких хорошими успехами в учении постепенно превращается в чувство интеллектуального удовлетворения учебным трудом. Мотивы учения влияют на отношение школьников к учебному труду. При наличии положительного отношения к учению даже учащиеся с незначительными способностями при определенных условиях могут добиться успехов учебе.
Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учению является создание у детей положительных мотивов учения. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности мы называем мотивацией. Учитывая различные подходы к классификации мотивов, выделяют следующие их группы:
1.
Социальные мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой, с учителями, родителями и т.д.
К ним относятся:
а) мотивы перед близкими, родителями – принести радость, заслужить одобрение, опасение наказания;
б) подготовка к будущей трудовой деятельности;
в) стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, утверждению в коллективе.
2. Познавательные мотивы – интерес к знаниям и к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, интерес к предмету.
В психологии и дидактике выделяют несколько стадий интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес.
Используя любопытство, я стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом уже на первых уроках, демонстрируя оборудование, свойства веществ, знать которые необходимо для выполнения домашнего эксперимента, например, выращивание кристаллов, очистка веществ перекристаллизацией, дистилляция веществ.
Любопытство вызывает у детей психическое состояние занимательности, поэтому я постоянно использую демонстрационные, лабораторные опыты. Например, учащиеся на уроке “Чистые вещества и смеси” получают задание:
Вы имеете воду, порошки железа и серы, химический стакан, магнит, лист бумаги и шпатели. Подумайте, с помощью каких простейших опытов можно найти ответ на вопрос: изменяются ли свойства веществ после их смешивания? Составьте план действий, которые приведут к нахождению ответа.
Стадия любознательности характеризуется стремлением глубже ознакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. Учащиеся много спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на вопросы и задания, которые им предложены, например, по дороге домой пронаблюдайте результаты химических опытов, происходящих в природе; напишите маленькое сочинение на тему “Химические явления за окном”.
Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у школьников не только возникают проблемные вопросы или познавательные ситуации, но и стремления самостоятельно их решать. В центре внимания учащихся на этой стадии интереса не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема или познавательная задача, которую следует решить. На этой стадии интереса учащиеся сами ищут причины, стремятся проникнуть в сущность явлений.
Стадию теоретического интереса я стараюсь связывать не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их на практике.
Все эти стадии познавательного интереса тесно переплетаются, взаимосвязаны и могут сосуществовать даже на одном и том же уроке. Учащиеся могут переходить от занимательности и любознательности к раскрытию причинно–следственных связей. Например, один из уроков темы “Гидроксиды”, 8-ой класс.
Основные этапы и вопросы урока:
I. Актуализация знаний учащихся.
1) Какие вещества получают при взаимодействии оксида кальция с водой?
2) Напишите формулы известных Вам оксидов.
II. Мотивация.
1) Некоторые из щелочей широко применяются в быту. Какие щелочи Вы знаете?
2) О каких щелочах, применяемых в быту, Вы слышали?
3) Почему с ними нужно быть осторожными?
Эти и другие вопросы мы сегодня рассмотрим.
III. Цели и задачи.
Усвоить свойства гидроксидов, так как эти вещества широко применяются в быту и в промышленности. Знания о них необходимы каждому.
IV. Восприятие и осознание материала.
1) Опыт: рассмотреть внешний вид гидроксидов натрия и калия, назвать их существенные признаки и свойства. Растворить в воде, изучить действие индикаторов на растворы щелочей, опробовать каплю щелочного раствора на ощупь. Сделать вывод.
2) Чтение текста учебника с целью осознания учебного материала.
3) Объяснения о способах получения и использования гидроксидов в промышленности и быту.
V. Осмысление знаний.
Ответить на вопросы:
1) Почему кусочек гидроксида натрия на воздухе расплывается?
2) Почему щелочи опасны для человека?
3) Как происходит реакция оксидов натрия и калия с водой?
4) Что получается в результате реакции?
5) Как будут реагировать оксиды лития, кальция, бария с водой?
VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
1) Чем отличаются свойства оснований от изученных свойств кислот?
2) Осуществите превращения:
Na –> NaOH –> Na 2 СО3
СаО –> Ca(OH)2 –> CaCO3
CuSO4 –> Cu(ОН)2 –> CuCl2
3) Получите Na2 SO4 и Fe(OH)3 из гидроксида натрия.
VII. Итоги урока.
Домашнее задание. Сравнить свойства гидроксидов натрия и калия с гидроксидом кальция.
3. Мотивы перспективы связаны с установлением далекой и близкой цели обучения, с вопросом “Кем быть?” и определением роли обучения, знаний в ответе на этот вопрос. Здесь и стремление к продолжению обучения в медицинских, технологических, сельскохозяйственных вузах. Это очень ярко проявляется при обучении учащихся в углубленных и профильных классах.
Мы знаем, что причинно – следственные связи раскрываются на основе мыслительной деятельности. Явления, процессы осуществляются не только в пространстве, но и во времени, происходят при определенных условиях. Так, химические реакции между определенными веществами могут происходить при нагревании или охлаждении, в присутствии катализаторов, при определенных концентрациях реагентов. Примеров таких условий можно назвать много.
Для развития мыслительной деятельности можно организовать работу с учебником. Основной смысл самостоятельной работы учащихся после ознакомления с учебным материалом – заключается в том, чтобы они научились раскрывать внутренние связи и отношения в объектах изучения и между предметами и явлениями.
Например, учащиеся читают текст учебника /Минченков Е.Е., 8 класс, стр.80/. “Атомы водорода из молекул кислоты, объединяясь с атомами кислорода из оксида металла, образуют молекулы воды, а металл основного оксида и остаток молекулы кислоты образуют соль…. Таким образом, кислоты могут взаимодействовать: а) с некоторыми металлами с образованием соли и водорода; б) с основными оксидами с образованием соли и воды”.
Вопросы к тексту:
1) Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия и соляной кислоты.
2) Напишите уравнение реакции серной кислоты с оксидом меди(II).
3) Какие вещества вступили в реакцию, если в результате образовались сульфат меди(II) и вода?
4) Можно ли медную монету, покрытую оксидом меди(II), очистить, опустив ее на некоторое время в серную кислоту? Какие условия необходимы для данной реакции?
5) Приведите уравнение реакции серной кислоты, с каким либо металлом, оксидом этого металла.
Одним из важнейших приемов, направляющих детей на раскрытие с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.15 | Просмотров: 1794

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340