Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Меньше мусора - меньше проблем
Автор(ы): Филиппенко Дмитрий Павлович, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформировать представление о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения. Оборудование и материалы: моделированные отходы (корзина с различными образцами мусора: бумага, пластиковые материалы, батарейки, упаковка из-под пищевых продуктов, алюминиевые и стеклянные банки и пр.), технические средства обучения (компьютер, проектор, презентации занятий), видеофильмы “На свалке”, “В супермаркете”, ватман, маркеры, раздаточный материал. Занятие 1. Знакомство с проблемами ТБО (1,5 ч.) До объявления темы занятия школьники получают задание разделиться на группы по 2-4 человека и купить еду на перекус в оговоренных пределах (например, по 20 рублей на двоих) в школьном или ближайшем киоске. Желательно, чтобы учитель тоже выполнил это задание. По возвращении в класс все перекусывают, для этого в классе заранее приготовлены чашки для напитков, разделочные доски для продуктов и ножи. Каждая группа складывает свои отходы отдельно. У какой группы минимальное количество мусора? Мусор какой группы исчезнет (разложится) быстрее? (обсуждение). Перекус – реальная возможность увидеть, на каком этапе появляется мусор. Учитель проводит демонстрацию различной упаковки: куда девается упаковка, когда ее содержимое съедено? (обсуждение). Демонстрация кучи мусора на столе: “Итак, ненужные нам вещи не исчезают, а попадают из мусорных контейнеров на свалку” Ассоциативный ряд “мусор и отходы”. Проводится в начале и в конце занятия. Каждому учащемуся предлагается назвать слово, которое у него ассоциируется с мусором и отходами. Учитель выписывает все слова на доске, записывая, например, положительные ассоциации в левой части, а отрицательные – в правой. Что такое мусор и отходы? учащимся предлагается дать самостоятельно определение мусору, затем обсудить это в группах. Предлагается записать несколько определений понятия “мусор”: Мусор – это то, что ненужно человеку в данном виде Мусор – это Твердые Бытовые Отходы Что мы выбросили за последнюю неделю? Учащимся предлагается написать десять образцов мусора, который они выкинули за неделю и заполнить таблицу: Предмет | Категория отходов | 1. Яблочные очистки 2. Сломанный карандаш 3. … 10. | Пищевые отходы Древесные отходы | Просмотр видеофильма “На свалке” (7 мин., с начала фильма до кадров с мусоровозом). В ходе просмотра видеофильма выделите основные проблемы, связанные с отходами. Учитель рисует схему на доске, начиная от блока “мусор” (старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы) и стрелками указывает события до появления мусора (откуда берутся вещи, которые затем становятся мусором) и после (куда девается мусор). Природные ресурсы —> Товар, продукты —> старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы (мусор) —> мусорное ведро —> контейнер —> свалка Далее эта схема обобщается следующим образом: Природные ресурсы (потребление) —> Товар, продукты (производство) —> мусор (свалка) Таким образом, проблема мусора более глубокая – она заключается в том, что потребляются ресурсы (металлы, древесина, нефть и пр.), которые затем не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалках. Рис. 1. Откуда берется мусор Заглянем в мусорное ведро. Для наглядности можно разобрать мусор в корзине с моделированными отходами и использовать раздаточный материал “состав мусорного ведра”. Как долго разлагаются разные виды отходов? Рассмотрите сроки разложения различных образцов мусора (билет, пищевые отходы, бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло разлагаются очень долго в природе, или не разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага исчезнут без следа за несколько лет? (обсуждение в группе). Какие способы борьбы с мусором существуют в нашем регионе? Как правило, проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием. Вывод занятия: Мусор никуда не исчезает. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества. Занятие 2. Виды отходов (1,5 ч.) Повтор ранее изученного материала (обсуждение с учащимися): что такое мусор? Когда мусор становится мусором? Для изучения разных видов отходов учащиеся разделяются на несколько групп (в зависимости от количества изучаемых видов отходов): пищевые отходы, бумага, пластик, металлы, опасные отходы (батарейки) Комментарий для учителя. Для изучения в классе отобраны знакомые и часто используемые школьниками группы отходов, в отношении которых возможны конкретные действия по решению проблемы отходов. Обсуждение начинается с пищевых отходов как наиболее близких к природному круговороту веществ, чтобы сравнить эти естественные отходы с неразлагаемыми пластмассами – одной из наиболее распространенных и проблематичных групп отходов. Изучение бумаги связано с дальнейшей практической работой, а также с возможностью организации сбора макулатуры в школе. Для среднего звена достаточно обсудить эти три группы отходов, старшеклассники могут рассмотреть также металлы и опасные отходы. Под упущенными возможностями понимают потерю ценных ресурсов (энергии и сырья) при выбрасывании таких групп отходов, как металлы, бумага, стекло и др. Опасные отходы – это отходы, содержащие ядовитые, инфекционные, взрывчатые, пожароопасные вещества. Ход работы. Начертите таблицу в тетради. Найдите из общей кучи мусора те предметы и изделия, которые относятся к вашей группе. Заполните графы таблицы, обсудив материал в группе. На работу уделяется 10-15 минут. Затем, каждая группа сообщает о результатах работы для остальных учащихся. Состав отходов (пример заполнения таблицы) Группа отходов | Проблемы и упущенные возможности | Пути решения | Пищевые отходы | 1. Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества. 2. При сжигании могут образоваться диоксины. 3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов. 4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие. | 1. Компостирование. 2. Отдать на корм скоту. | Бумага | 1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев. 2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра. 3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ. | 1. Экономить, особенно цветную бумагу. 2. Сдавать макулатуру. | Пластмассы | 1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет). 2. При сжигании выделяют яды. 3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему. 4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах. 5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются. | Предпочитать товары и тару многоразового использования.Не покупать товары в излишней упаковке. | Опасные отходы | 1. При разложении или сжигании выделяют яды. 2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко. | Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками. | Металлы | Производство алюминия очень энергоемко. | Сдавать алюминиевые банки. | Обсуждение с учащимися: почему нельзя смешивать отходы? (Они становятся непригодными к использованию; несмешанный мусор легче сортировать и пускать на вторичное использование или переработку; в основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора). Практическая работа “Что разлагается быстрее всего” Необходимые материалы: банка с крышкой, образцы мусора (овощные очистки, листья, ветка, кусок газеты, пластик), почва, перчатки, совок. Ход работы: - Различные образцы отходов поместите в отдельные банки с почвой, перемешайте и закрутите крышки.
- Подпишите банки. Оставьте их на виду в надежном месте и проверяйте регулярно (1-2 раза в неделю).
- Составьте прогноз, какой мусор разложится быстрее.
- Опишите признаки разложения. Запишите свои наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор разлагается быстрее
Занятие 3. ТБО – пути решения (1,5 ч.) Аукцион идей. Что можно сделать с пластиковым стаканчиком? (учащиеся предлагают различные варианты – использовать заново, переработать, выбросить и т.д.). Комментарий учителя. Принцип “Ничто не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязнители в действительности никуда не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может превратиться во что-нибудь другое или измениться, но он никогда не исчезнет. Существует общепризнанная в мире система по борьбе c отходами, которая называется по-английски RRR: reduce (предотвращение появления отходов), reuse (вторичное использова...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.15 | Просмотров: 4223
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|