Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Меньше мусора - меньше проблем - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Меньше мусора - меньше проблем


Автор(ы): Филиппенко Дмитрий Павлович, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформировать представление о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения.
Оборудование и материалы: моделированные отходы (корзина с различными образцами мусора: бумага, пластиковые материалы, батарейки, упаковка из-под пищевых продуктов, алюминиевые и стеклянные банки и пр.), технические средства обучения (компьютер, проектор, презентации занятий), видеофильмы “На свалке”, “В супермаркете”, ватман, маркеры, раздаточный материал.

Занятие 1. Знакомство с проблемами ТБО (1,5 ч.)

До объявления темы занятия школьники получают задание разделиться на группы по 2-4 человека и купить еду на перекус в оговоренных пределах (например, по 20 рублей на двоих) в школьном или ближайшем киоске. Желательно, чтобы учитель тоже выполнил это задание. По возвращении в класс все перекусывают, для этого в классе заранее приготовлены чашки для напитков, разделочные доски для продуктов и ножи. Каждая группа складывает свои отходы отдельно.
У какой группы минимальное количество мусора? Мусор какой группы исчезнет (разложится) быстрее? (обсуждение). Перекус – реальная возможность увидеть, на каком этапе появляется мусор.
Учитель проводит демонстрацию различной упаковки: куда девается упаковка, когда ее содержимое съедено? (обсуждение). Демонстрация кучи мусора на столе: “Итак, ненужные нам вещи не исчезают, а попадают из мусорных контейнеров на свалку”
Ассоциативный ряд “мусор и отходы”. Проводится в начале и в конце занятия. Каждому учащемуся предлагается назвать слово, которое у него ассоциируется с мусором и отходами. Учитель выписывает все слова на доске, записывая, например, положительные ассоциации в левой части, а отрицательные – в правой.
Что такое мусор и отходы? учащимся предлагается дать самостоятельно определение мусору, затем обсудить это в группах.
Предлагается записать несколько определений понятия “мусор”:

Мусор – это то, что ненужно человеку в данном виде
Мусор – это Твердые Бытовые Отходы

Что мы выбросили за последнюю неделю? Учащимся предлагается написать десять образцов мусора, который они выкинули за неделю и заполнить таблицу:
Предмет Категория отходов
1. Яблочные очистки
2. Сломанный карандаш
3. … 10.
Пищевые отходы
Древесные отходы
Просмотр видеофильма “На свалке” (7 мин., с начала фильма до кадров с мусоровозом). В ходе просмотра видеофильма выделите основные проблемы, связанные с отходами.
Учитель рисует схему на доске, начиная от блока “мусор” (старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы) и стрелками указывает события до появления мусора (откуда берутся вещи, которые затем становятся мусором) и после (куда девается мусор).

Природные ресурсы —> Товар, продукты —> старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы (мусор) —> мусорное ведро —> контейнер —> свалка

Далее эта схема обобщается следующим образом:

Природные ресурсы (потребление) —> Товар, продукты (производство) —> мусор (свалка)

Таким образом, проблема мусора более глубокая – она заключается в том, что потребляются ресурсы (металлы, древесина, нефть и пр.), которые затем не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалках.

Рис. 1. Откуда берется мусор
Заглянем в мусорное ведро
. Для наглядности можно разобрать мусор в корзине с моделированными отходами и использовать раздаточный материал “состав мусорного ведра”.
Как долго разлагаются разные виды отходов? Рассмотрите сроки разложения различных образцов мусора (билет, пищевые отходы, бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло разлагаются очень долго в природе, или не разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага исчезнут без следа за несколько лет? (обсуждение в группе).
Какие способы борьбы с мусором существуют в нашем регионе? Как правило, проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием.
Вывод занятия: Мусор никуда не исчезает. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.

Занятие 2. Виды отходов (1,5 ч.)

Повтор ранее изученного материала (обсуждение с учащимися): что такое мусор? Когда мусор становится мусором?
Для изучения разных видов отходов учащиеся разделяются на несколько групп (в зависимости от количества изучаемых видов отходов): пищевые отходы, бумага, пластик, металлы, опасные отходы (батарейки)
Комментарий для учителя. Для изучения в классе отобраны знакомые и часто используемые школьниками группы отходов, в отношении которых возможны конкретные действия по решению проблемы отходов. Обсуждение начинается с пищевых отходов как наиболее близких к природному круговороту веществ, чтобы сравнить эти естественные отходы с неразлагаемыми пластмассами – одной из наиболее распространенных и проблематичных групп отходов. Изучение бумаги связано с дальнейшей практической работой, а также с возможностью организации сбора макулатуры в школе. Для среднего звена достаточно обсудить эти три группы отходов, старшеклассники могут рассмотреть также металлы и опасные отходы.
Под упущенными возможностями понимают потерю ценных ресурсов (энергии и сырья) при выбрасывании таких групп отходов, как металлы, бумага, стекло и др. Опасные отходы – это отходы, содержащие ядовитые, инфекционные, взрывчатые, пожароопасные вещества.
Ход работы. Начертите таблицу в тетради. Найдите из общей кучи мусора те предметы и изделия, которые относятся к вашей группе. Заполните графы таблицы, обсудив материал в группе. На работу уделяется 10-15 минут. Затем, каждая группа сообщает о результатах работы для остальных учащихся.
Состав отходов (пример заполнения таблицы)
Группа отходов Проблемы и упущенные возможности Пути решения
Пищевые отходы 1. Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов.
4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие.
1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.
Бумага 1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев.
2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра.
3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ.
1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.
Пластмассы 1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему.
4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются.
Предпочитать товары и тару многоразового использования.Не покупать товары в излишней упаковке.
Опасные
отходы
1. При разложении или сжигании выделяют яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко.
Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.
Металлы Производство алюминия очень энергоемко. Сдавать алюминиевые банки.
Обсуждение с учащимися: почему нельзя смешивать отходы? (Они становятся непригодными к использованию; несмешанный мусор легче сортировать и пускать на вторичное использование или переработку; в основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора).
Практическая работа “Что разлагается быстрее всего”
Необходимые материалы
: банка с крышкой, образцы мусора (овощные очистки, листья, ветка, кусок газеты, пластик), почва, перчатки, совок.
Ход работы:
  1. Различные образцы отходов поместите в отдельные банки с почвой, перемешайте и закрутите крышки.
  2. Подпишите банки. Оставьте их на виду в надежном месте и проверяйте регулярно (1-2 раза в неделю).
  3. Составьте прогноз, какой мусор разложится быстрее.
  4. Опишите признаки разложения. Запишите свои наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор разлагается быстрее

Занятие 3. ТБО – пути решения (1,5 ч.)

Аукцион идей. Что можно сделать с пластиковым стаканчиком? (учащиеся предлагают различные варианты – использовать заново, переработать, выбросить и т.д.).
Комментарий учителя. Принцип “Ничто не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязнители в действительности никуда не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может превратиться во что-нибудь другое или измениться, но он никогда не исчезнет.
Существует общепризнанная в мире система по борьбе c отходами, которая называется по-английски RRR: reduce (предотвращение появления отходов), reuse (вторичное использова...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.15 | Просмотров: 4223

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340