Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-практикум: Сравнительная характеристика лесного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа и России
Автор(ы): Мудрецова Нина Олеговна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Комбинированный модульный урок. Комплексная дидактическая цель: - знать: особенности развития лесного комплекса ХМАО и России;
- понять: систематизация лесного комплекса;
- уметь: анализировать тематические карты атласа и учебника.
Интегрирующая цель: - усвоить: понятие “комплекс”, “проблемы комплекса”, особенности лесного комплекса и его размещение, “отрасли”.
- развить: общеучебные и специальные навыки;
- выделить: главное, определять причины, составлять схемы; работать в паре, группе; развить самоконтроль, память.
Оборудование: карта Ханты-Мансийского округа, атлас России, модуль № 1, 2, 3; учебник ХМАО схемы №1, 2, 3; Номенклатура: комплекс, отрасли промышленности, лесистость, состав лесов, основные древесные породы, лесовосстановление, лесопользование. Ход урока І этап. Организационный этап. Вступление учителя (2-3 мин.) 1. Наш урок практикум посвящен лесному комплексу ХМАО и России, поэтому мы сегодня будем выяснять особенности его развития, размещения, сравнивать лесной комплекс ХМАО и России, делать выводы. Работать по атласам и учебникам, определять главное, причины, составлять схемы, работать в парах, группе. 2. Откройте свои тетради и запишите число. ІІ этап. Изучение нового материала (10мин.) 1. Лекция. (Учащиеся составляют краткий конспект) Комплекс – это совокупность отраслей, производящих определенную продукцию. Лесной комплекс ХМАО (Схема №1) включает те же отрасли плюс еще один – это целлюлозно-бумажная отрасль. Состав лесного комплекса ХМАО - лесозаготовка
- механическая обработка
- лесохимия
Лесной комплекс России (схема № 2) включает те же отрасли плюс еще одна целлюлозно-бумажная отрасль. Состав лесного комплекса России - лесозаготовка
- механическая обработка
- лесохимия
- целлюлозно-бумажная отрасль
Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию. - Что же включает каждая из отраслей лесного комплекса? 1. Заготовка древесины в ХМАО. Расчетные лесосеки по главному пользованию лесом имеют в основании принцип длительного пользования лесом в относительно стабильном объеме и недопущения перестойных насаждений В 2002 году вырублено 2636 тысяч м3 древесины в ХМАО. Объем заготовки древесины уменьшился по сравнению с 2001 годом на 3 %. Общий объем заготовок древесины в России составлял в 2002 году – 65 млн. м3. Наибольшие объемы заготовок по-прежнему на Европейском Севере и в Восточной Сибири, Иркутске и Архангельской областях. 2. Механическая обработка. Лесопиление, производство сборных деревянных домов, мебели, фанеры, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, шпалы, столярные изделия, деревянная тара, половая доска и др. 3. Лесохимия. Химическая промышленность работает на древесном сырье (сырье живица (смола), где производят скипидар и канифоль). На территории округа нет целлюлозно-бумажной промышленности и первостепенная задача – в перспективе создать такую промышленность. А в России целлюлозно-бумажная промышленность развита на Европейском Севере и дает более половины целлюлозы (Архангельская и Иркутская Области). Производство бумаги сосредоточенно в северных районах Европейской части России (Коми, Карелия, Нижегородская область). Самая острая проблема лесного комплекса – неполное использование древесины. Другие – истощение лесов, много перестойных лесов (труднодоступные), лесные пожары. И главное – это сырьевая база округа и России (схема № 3) Сырьевая база - Природные ресурсы отходы
- Природные ресурсы: древесина, смола, травы, ягоды, хвоя.
- Отходы производства: хвоя, стружка, ветви деревьев и др.
Итак, лесной комплекс ХМАО от России отличается отсутствием целлюлозно-бумажной промышленности, и слабым развитием лесохимии. Много проблем: экологических, экономических, социальных. Вопрос: Какие проблемы в лесном комплексе ХМАО? Учащиеся отвечают. ІІІ этап. Работа с модулями. УЭ-1 Цель: определить уровень знаний по данной теме. Индивидуальная работа (7 мин., письменно, устно). № | Задания | баллы | 1. | а) сформулируйте понятие “комплекс”, “отрасль”б) перечислите отрасли лесного комплекса ХМАО, России; установите отличие. в) перечислите виды сырья и готовую продукцию, необходимую для лесного комплекса ХМАО, и России | | 2. | Проверьте свою работу по приложению к УЭ -1 | | 3. | Оцените свою работу по критериям: - “5” - нет ошибок
- “4” - 1 ошибка
- “3” - 2 ошибки
- “2” - 3 и более ошибок
| | 4. | Проставьте оценку в модуле | | 5. | Обсудите результаты работы с учителем | | 6. | Переходите к модулю №2 | | УЭ-2 Цель: усвоить знания по теме ; развить общеучебные и специальные умения и навыки. Работа в паре № | Задания | Баллы | 1. | Используя карту учебника ХМАО с. 139 и атлас России с.15Определите районы интенсивных лесозаготовок | | 2. | Определите районы перспективных лесозаготовок | | 3. | Определите основные направления потоков лесных грузов | | 4. | Проверить свою работу по приложению к УЭ -2 | | 5. | Внести дополнения и изменения в свою работу | | 6. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.16 | Просмотров: 1678
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|