Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Биогеоценоз. Структурные и функциональные особенности биогеоценоза. Взаимосвязи организмов в биогеоценозе
Автор(ы): Попова Елена Викторовна, учитель биологии психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
У.Э.-0. Входной контроль. Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Общие законы зависимости организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к среде обитания”. 1.Фронтальная беседа по вопросам: - Дайте определение науке “экология”.
- Назовите известные вам экологические факторы, приведите примеры.
- Дайте определение закона оптимума, раскройте его суть.
- Дайте определение закона ограничивающего фактора, раскройте его суть.
- Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания.
2. Задание 1: Прочитайте текст, ответьте на вопросы. 1.Нагрузка на опорную поверхность ног свыше 30 г/см2 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 42 г/см, а у лося – около 500 г/см. Для рыси полуметровый слой снега – фактор, ограничивающий активность, а для лося – нет. Как вы думаете почему? 2.В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от которых в свою очередь, зависят животные? 3.В теплице, где выращивалась рассада, и поддерживались оптимальные температура и влажность, прекратилась подача воды. Ремонт должен занять два дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему? 3. Задание 2: К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам: - абиотические факторы,
- биотические факторы,
- антропогенные факторы.
1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников. 2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами. 3. Окунь поедает мальков. 4. Лягушка питается насекомыми. 5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве. 6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти. 7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку. 8. Листопад. 9. Лишайник. 10. Клещи питаются только кровью животных. 11. Сосуществование белки и лося на одной территории. 12. Растения – эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления. 13. Волк поедает зайца. 14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов. 15. Осушение болот. 16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов. 17. Борьба хищников одного леса за пищу. 18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками. 19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах. 20. Искусственное орошение полей пшеницы. У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны: Узнать: 1. Определения сообщества, биогеоценоза, экосистемы. 2. Функциональные группы организмов в сообществе: продуценты, консументы, редуценты. 3. Примеры экосистем. 4. Понятие о трофической цепи, сети. Цепи выедания. Цепи разложения. Уметь: 1. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. 2. Анализировать видовой состав биоценозов. 3. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. 4. Составлять схемы трофических цепей биоценозов. Ход урока. У.Э.2. Текстовой+рисуночный + табличный. Цель: Сформировать понятие о сообществе, биогеоценозе, экосистеме. 1. Прочитайте текст в учебнике на странице 239-240, рассмотрите рисунок 95 “Биогеоценоз хвойного и смешанного лесов” на странице 240 учебника и таблицу на доске “Биогеоценоз дубравы”. 2. Прочитайте текст и рассмотрите схему приложения 1. 3. Выпишите в тетрадь определение понятий сообщество, биогеоценоз, экосистема. 4. Начертите схему приложения 1 в тетрадь и ответьте на вопросы: - Что называется экосистемой?
- Кем был предложен термин “биогеоценоз”?
- Какие сообщества живых организмов вам известны?
- Как соотносятся понятия “экосистема” и “биогеоценоз”?
У.Э.3. Текстовой + рисуночный. Цель: Изучить функциональные группы организмов в сообществе, примеры экосистем. 1. Прочитайте статью в учебнике “Функциональные группы организмов в сообществе” на странице 240-241, два первых абзаца приложения 2. 2. Определите, какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе? 3. Запишите в тетрадь определение продуцентов, консументов, редуцентов. 4. Прочитайте статью учебника “Примеры экосистем” на странице 241-242. 5. Запишите в тетрадь функциональные группы организмов листопадного леса и пруда, в виде следующей схемы: Экосистема. Листопадный лес. | Пруд. | Функциональные группы: | Функциональные группы: | 1. продуценты: ………. | 1. продуценты: ………… | 2. консументы: …………. | 2. консументы: ………….. | 3. редуценты: …………… | 3. редуценты: …………… | У.Э.4. Текстовой + рисуночный. Цель: Сформировать понятие о трофической цепи и трофической сети; определить цепи выедания и разложения. 1. Прочитайте статью в учебнике “Поток энергии” на странице 243-244. 2. Запишите в тетрадь определение биомассы. 3. Используя текст прочитанной статьи, рассмотрите, как происходит поток энергии через экосистему, изучив и закончив заполнение ниже предложенной таблицы: Функциональные группы экосистемы
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1773
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|