Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-представление и защита проектов по теме Голубое богатство Земли
Автор(ы): Ионова Юлия Викторовна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - обобщение и закрепление изученного материала по теме Гидросфера суши
- формирование культуры коммуникативного общения;
- воспитание гуманизма, толерантности в общении;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение интереса к изучаемым предметам.
Задачи: - развитие умений добывания, анализирования и систематизации полученной информации;
- развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу,
- развитие навыков выступления учащихся, умений представить свою работу и участвовать в обсуждении.
Форма урока: презентация и защита проектов. Тип урока: обобщающий, интегрированный урок. Оборудование: - плакаты по темам проектов, подготовленные учащимися;
- магнитная доска, магниты;
- географические карты;
- компьютерные презентации учащихся по теме проектов;
- компьютер, широкоэкранный телевизор;
- магнитофон, музыкальное сопровождение.
План урока: 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Инициализация деятельности учащихся на уроке. 3. Актуализация опорных знаний. Представление проектных работ. 4. Мониторинг качества усвоения материала. Обсуждение. 5. Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы. Ход урока 1. Организационный момент. Учитель географии: Приветствие. Сегодня у нас обобщающий урок по очень интересной теме Гидросфера суши. За время изучения этой темы мы познакомились со всеми составляющими компонентами гидросферы суши и, изучив материал учебника, пришли к логическому завершению темы в виде проектных работ. Две недели назад на уроке географии класс разбился на три группы, и были выбраны следующие темы: Реки, Озера, Болота. В процессе подготовительного этапа и обсуждения изученного материала мы пришли к выводу, что более интересным для нас было бы провести исследования не только в области географии, а связать тему гидросферы с русской и английской литературой. Детям был представлен следующий алгоритм действия: - сбор информации по заданной теме (учебные пособия по географии и литературе, хрестоматии, энциклопедии и периодические журналы, тематические газеты, Интернет и помощь родителей); - анализ и систематизирование полученной информации (с помощью учителей отобрать нужную информацию для представления в наглядном виде, использовании в компьютерной презентации); - оформление результатов проектной деятельности в виде плакатов, стенгазет; - подготовка компьютерных презентаций; - организация выступлений учащихся на представлении своих работ; - подготовка учащихся к обсуждению работы других групп, умение составлять вопросы и ответы. Сейчас учащиеся представят свои проектные работы, а мы с вами внимательно прослушаем и просмотрим проекты и подготовим вопросы к обсуждению (раздать опросные листы) Инициализация деятельности учащихся на уроке Учитель географии: Свой проект представляет группа Озера. Примерные выступления учащихся: 1. При подготовке нашей отчетной работы мы использовали такие источники информации: - учебник по географии
- географические карты
- Интернет
- дополнительную литературу
- помощь родителей
Глядятся в него молодые рябинки Цветные свои, примеряя косынки Глядятся в него молодые березки, Свои передним поправляя прически. И месяц, и звезды - В нем все отражается: Все это озером называется. 2. Озера часто сравнивают с природными зеркалами: Но с точки зрения географии - Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле, а в отличии от моря оно не является частью океана. Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Озерные котловины очень разнообразны. Изучение причин их образования позволяет выяснить происхождение озер: Самые большие и самые глубокие озера образуются в результате тектонических движений земной коры. При медленном опускании обширных участков земной коры образовались котловины Каспийского, Аральского, Онтарио, Мичиган и ряда других крупных озер. Они находятся в тектонических прогибах. Эти озера большие по площади и не глубокие. Такие озера как Байкал, Ньяса, Танганьика находятся в тектонических разломах. Эти озера очень глубокие, имеют форму трещины. Об озерах проникновенно писали известные русские поэты Александр Заболоцкий, Федор Тютчев и другие: Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном: 3. На севере много озер, котловины которых углублены древними ледниками. Например: Ладожское, Онежское, озера Карелии и озера северной Канады. Тихо в озере струится отблеск кровель золотых, Много в озеро глядится достославностей былых: В долинах горных рек встречаются глубокие запрудные озера. Они возникли, если русла реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы. Ясно утро. Тихо веет теплый ветерок, Луг, как бархат зеленеет в зареве восток: 4. Существуют вулканические озера, занимающие кратеры потухших вулканов (Кроноцкое, Курильское на Камчатке.) В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, получается котловина, заполняющаяся водой. Солнце светит золотое, блещут озера струи, Здесь великое былое словно дышит в забытьи: Вода в озере пополняется за счет дождевой, талой и подземной воды, расходуется на испарение, а так же выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называют сточными. Например, Байкал, из которого вытекает река Ангара. А если из озера не вытекают реки, они называются бессточными. Например, Каспийское и Аральское. Вода некоторых озер содержит много солей из-за того, что их котловины расположены в легкорастворимых горных породах, или эти озера являются остатками отступившего моря. Если станет грустно мне в погожий день, То пойду я тихо, не спеша, Берегами маленького озера В заросли густого камыша: Учитель географии: Свой проект представляет группа Болота. Примерные выступления учащихся: 1. Болота заинтересовали нас своей загадочностью, тайною, недоступностью. Что же такое болота с точки зрения географии? Болото - это участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью, с накоплением перегнившей органической массы и не полностью торфа. За исключением оконечности Южной Америки, болота распространены в субарктическом и умеренном поясах северного полушария, не южнее 45 сев. Широты. Устойчивое переувлажнение почвогрунтов способствует процветанию влаголюбивой растительности, угнетающей и вытесняющей коренную зональную растительность. Так болота занимают около 80% площади таежных зон. При слабом заболачивании формируются торфянистые глеевые почвы, при сильном торфяные и просто торфяники. Над соленым болотом, где наши дома под ветром холодным дрожат: 2. По источникам питания болота делятся на три типа: - Низинные
- Переходные.
- Верховые
Низинные - у подножия возвышений и на речных террасах имеют питание грунтовыми водами, обогащенными питательными растворам...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.16 | Просмотров: 1709
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|