Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Формирование готовности старших дошкольников к социальному взаимодействию средствами театра
Автор(ы): Логинова Нина Анатольевна, преподаватель основ театрального искусства
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Театр – его динамическое действие связано с игрой, а игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста. Театр – источник и импульс творчества в ходе увлекательной деятельности. У детей формируется актёрское, драматургическое, режиссерское, декоративно-оформительское творчество. Театральное искусство очень любимо детьми и доступно. Воспринимает ли ребёнок театр или сам участвует, он вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких личных переживаний и эмоциональных настроений. Театральная деятельность имеет огромное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, именно в этом виде деятельности можно решить сложнейшие психолого-педагогические задачи. В условиях личностно-ориентированного подхода наше дошкольное учреждение средствами театра формирует готовность дошкольника к социальному взаимодействию. Работа в данном ключе ведется по двум направлениям: - коррекционная работа,
- развивающая работа с одаренными детьми.
Коррекционная работа Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире театра, делает позитивные изменения в своём развитии. Занимаясь в театре, он уходит от своих переживаний, эмоционального отвержения, от чувства одиночества, страха, тревожностей или от конфликтов межличностных и внутрисемейных отношений. В процессе освоения программы ребёнок становится по своему психологическому состоянию качественно другим – успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах. А публичные выступления дают неограниченные возможности для самовыражения и познания своего “Я”. Создание продуктов театральной деятельности облегчает процесс коммуникации, установление общения со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития личности. А так же помогает адаптироваться в макро среде, расширяет кругозор. Задачи коррекционной работы: 1. Коррекция личности в межличностной, эмоционально-волевой сфере: - формирование произвольной регуляции поведения, устранение негативных качеств характера;
- адаптация в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- развитие положительных качеств характера: доброты, переживания, отзывчивости, честности.
2. Преодоление недостатков в речевом развитии: - развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата связанной речи.
3. Формирование психологических предпосылок для развития высших психологических функций: - развитие моторики, формирование чувства ритма, формирование межанализаторных связей.
4. Развитие высших психических функций. - развитие произвольного и непроизвольного внимания;
- развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти;
- развитие творческих способностей, фантазии и воображения;
5. Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, вербально-логического мышления. 6. Формирование ведущих видов деятельности: - развитие сюжетно-ролевой игры;
- подготовка к овладению учебными видами деятельности.
Организация коррекционной работы Комплекс игр и игровых упражнений на формирование Развивающая работа с одаренными детьми Данная работа ведется по направлениям: - приобщение ребенка к культуре (беседы о театре, встречи с работниками культуры, знакомство с видами и жанрами театра, посещение театра);
- формирование культуры зрителя театрального представления (беседы о сценическом действии, анализ действия персонажей, игры – размышления после спектакля)
- приобщение детей к исполнительской актерской деятельности (овладение образцово–интонационной выразительностью речи, творческие задания на импровизацию, этюды на развитие выразительности тела);
- подбор драматического и сценического материала, учитывая индивидуальные особенности группы в целом и личности в частности (простой сюжет, понятный и близкий материал по возрасту, яркие характеры, языковая образность);
- обеспечение психологического комфорта и защищенности средствами театра (гармонизированные чувства, действия, возвышение души).
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Методы - Социальные роли, создание игровых ситуаций.
- Исследование ассоциативных связей.
- Театрализация.
- Самостоятельная, поисково-исследовательская деятельность.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей 1. Мои любимые вещи и мода. Цель: научить уважать разнообразие мира. Дети в кругу, они рассказывают о том, какой их любимый цвет, любимая игрушка, любимая еда. Затем они берутся за руки и говоря вслух: Я люблю тебя, я люблю себя. Все люди разные. Разный цвет кожи, разные глаза. Каждый из нас неповторим, Каждый это - чудо! 2. Угадай! Цель: развивать наблюдательность, и познание друг друга. Детям необходимо: - Угадать по голосу, кто позвал. - Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел. - Угадать человека по рукопожатию. 3. Одежда рассказывает. Цель: развивать наблюдательность, интерес к друзьям. Выбираем вещи детей и предлагаем детям ответить на вопрос: как, глядя на вещь, мы можем охарактеризовать её владельца. 4. Расследование. Цель: научить детей интересоваться жизнью и привычками товарищей. Вопросы: У кого нет телевизора? Кто плохо видит? У кого дома есть собака? Кто у нас новенький? Кто любит апельсины? Кто любит рисовать? У кого есть сестра или брат? Кто любит музыку? Кто всё время улыбается? Кто ездил летом на море? Кто посадил дерево? 5. Этюды парами. Цель: Научить создавать образы с товарищем или группой. - Изобразите в пластике вдвоём лавочку, открытое окно, раскалённый утюг.
- Изобразите группой в пластике осень, лето, зиму, весну, фонтан, реку, большой цветок.
6. Дидактическая игра “Мой день”. Цель: развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир. Разучивается текст, и дети по очереди рассказывают. Утром я проснулся сам, Утром я оделся сам, А потом умылся сам, Съел свой завтрак тоже сам. Днём я прогулялся сам, Дома поиграл я сам, книжку почитал я сам. Вечером разделся сам, Спать улёгся в тишине. Увидел звезду в окне, Не скандалил и не хныкал Вот и все: спасибо мне. 7. Этюд “Любящий сын”. Цель: воспитывать привязанность к самому близкому человеку. Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт и добрым голосом и ласковыми жестами поздравляет маму. 8. Дружная семья. Цель: помочь ребёнку осознать значимость домашних дел членов семьи. Детям даются роли: дедушка, бабушка, мама, папа и ребёнок. Каждый занимается своим делом. Дедушка и папа ремонтируют, бабушка вяжет, мама готовит, а ребёнок должен найти своё дело, полезной для дружной семьи. 9. Этюд “Доброе утро”. Цель: развивать координацию движений и речи, помочь умению общения с близкими людьми. Встань, как только солнце встаёт (тянут руки вверх) И потихонечку к окошку Руку луч тебе протянет (тянут руки вперёд) – Ты подставь скорей ладошку (ладошку солнышку), Пусть тебя увидит мама И умытым, и обутым (ладонями по лицу). Всё прибрав, иди к ней прямо, И скажи ей: “С добрым утром!” А потом с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам. И весёлым, интересным День твой должен получиться! Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. 1. Настроения “Игра-передавалка.” Цель: дать представление об эмоциях. Передай “грустилку”, “удивлялку”, “веселилку”, “сердилку”, улыбку. 2. Этюды на эмоции страха. Цель: - Идём по мостику над пропастью, и – проходим. - По лесу, где много неизвестных зверей. - Я спрятался, боюсь, что меня найдут. 3. Детский футбол. Цель: детям с проявлениями гиперактивности и агрессивности стимулировать эмоции и выражать их посредством высвобождения. Детям предлагают ударить ногой по воображаемому мячу с яркой репликой: - Гол! Вратарь высоко прыгает и ловит мяч: - Хоп! 4. Сценка этюд на выражение страха “ночные звуки”. Цель: высвободить эмоции страха, повысить устойчивость к страху. Дети по команде издают страшные звуки, кричат, пугают друг друга, до возникновения смеха. 5. “Бабка-Ёжка”. Цель: научить бороться со страхами злых персонажей. Бабка-Ёжка выбирает мимику и пластику, которая, по мнению ребёнка, напугает любого, играет свою роль, дети дразнят её: Бабка-Ёжка, костяная ножка. Кашу варила, детей ловила. Бабка-Ёжка д...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.17 | Просмотров: 1379
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|