Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование готовности старших дошкольников к социальному взаимодействию средствами театра - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование готовности старших дошкольников к социальному взаимодействию средствами театра


Автор(ы): Логинова Нина Анатольевна, преподаватель основ театрального искусства


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Театр – его динамическое действие связано с игрой, а игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.
Театр – источник и импульс творчества в ходе увлекательной деятельности. У детей формируется актёрское, драматургическое, режиссерское, декоративно-оформительское творчество.
Театральное искусство очень любимо детьми и доступно. Воспринимает ли ребёнок театр или сам участвует, он вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких личных переживаний и эмоциональных настроений.
Театральная деятельность имеет огромное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, именно в этом виде деятельности можно решить сложнейшие психолого-педагогические задачи.
В условиях личностно-ориентированного подхода наше дошкольное учреждение средствами театра формирует готовность дошкольника к социальному взаимодействию.
Работа в данном ключе ведется по двум направлениям:
  • коррекционная работа,
  • развивающая работа с одаренными детьми.
Коррекционная работа
Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире театра, делает позитивные изменения в своём развитии. Занимаясь в театре, он уходит от своих переживаний, эмоционального отвержения, от чувства одиночества, страха, тревожностей или от конфликтов межличностных и внутрисемейных отношений.
В процессе освоения программы ребёнок становится по своему психологическому состоянию качественно другим – успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах. А публичные выступления дают неограниченные возможности для самовыражения и познания своего “Я”.
Создание продуктов театральной деятельности облегчает процесс коммуникации, установление общения со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития личности. А так же помогает адаптироваться в макро среде, расширяет кругозор.
Задачи коррекционной работы:
1. Коррекция личности в межличностной, эмоционально-волевой сфере:
  • формирование произвольной регуляции поведения, устранение негативных качеств характера;
  • адаптация в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
  • развитие положительных качеств характера: доброты, переживания, отзывчивости, честности.
2. Преодоление недостатков в речевом развитии:
  • развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата связанной речи.
3. Формирование психологических предпосылок для развития высших психологических функций:
  1. развитие моторики, формирование чувства ритма, формирование межанализаторных связей.
4. Развитие высших психических функций.
  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей, фантазии и воображения;
5. Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, вербально-логического мышления.
6. Формирование ведущих видов деятельности:
  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.
Организация коррекционной работы
Комплекс игр и игровых упражнений на формирование
Развивающая работа с одаренными детьми

Данная работа ведется по направлениям:
  • приобщение ребенка к культуре (беседы о театре, встречи с работниками культуры, знакомство с видами и жанрами театра, посещение театра);
  • формирование культуры зрителя театрального представления (беседы о сценическом действии, анализ действия персонажей, игры – размышления после спектакля)
  • приобщение детей к исполнительской актерской деятельности (овладение образцово–интонационной выразительностью речи, творческие задания на импровизацию, этюды на развитие выразительности тела);
  • подбор драматического и сценического материала, учитывая индивидуальные особенности группы в целом и личности в частности (простой сюжет, понятный и близкий материал по возрасту, яркие характеры, языковая образность);
  • обеспечение психологического комфорта и защищенности средствами театра (гармонизированные чувства, действия, возвышение души).
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Методы
  • Социальные роли, создание игровых ситуаций.
  • Исследование ассоциативных связей.
  • Театрализация.
  • Самостоятельная, поисково-исследовательская деятельность.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей
1. Мои любимые вещи и мода.
Цель:
научить уважать разнообразие мира.
Дети в кругу, они рассказывают о том, какой их любимый цвет, любимая игрушка, любимая еда. Затем они берутся за руки и говоря вслух:
Я люблю тебя, я люблю себя.
Все люди разные.
Разный цвет кожи, разные глаза.
Каждый из нас неповторим,
Каждый это - чудо!
2. Угадай!
Цель:
развивать наблюдательность, и познание друг друга.
Детям необходимо:
- Угадать по голосу, кто позвал.
- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.
- Угадать человека по рукопожатию.
3. Одежда рассказывает.
Цель:
развивать наблюдательность, интерес к друзьям.
Выбираем вещи детей и предлагаем детям ответить на вопрос: как, глядя на вещь, мы можем охарактеризовать её владельца.
4. Расследование.
Цель:
научить детей интересоваться жизнью и привычками товарищей.
Вопросы:
У кого нет телевизора?
Кто плохо видит?
У кого дома есть собака?
Кто у нас новенький?
Кто любит апельсины?
Кто любит рисовать?
У кого есть сестра или брат?
Кто любит музыку?
Кто всё время улыбается?
Кто ездил летом на море?
Кто посадил дерево?
5. Этюды парами.
Цель:
Научить создавать образы с товарищем или группой.
  • Изобразите в пластике вдвоём лавочку, открытое окно, раскалённый утюг.
  • Изобразите группой в пластике осень, лето, зиму, весну, фонтан, реку, большой цветок.
6. Дидактическая игра “Мой день”.
Цель:
развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.
Разучивается текст, и дети по очереди рассказывают.
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днём я прогулялся сам,
Дома поиграл я сам, книжку почитал я сам.
Вечером разделся сам,
Спать улёгся в тишине.
Увидел звезду в окне,
Не скандалил и не хныкал
Вот и все: спасибо мне.
7. Этюд “Любящий сын”.
Цель:
воспитывать привязанность к самому близкому человеку.
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт и добрым голосом и ласковыми жестами поздравляет маму.
8. Дружная семья.
Цель:
помочь ребёнку осознать значимость домашних дел членов семьи.
Детям даются роли: дедушка, бабушка, мама, папа и ребёнок. Каждый занимается своим делом. Дедушка и папа ремонтируют, бабушка вяжет, мама готовит, а ребёнок должен найти своё дело, полезной для дружной семьи.
9. Этюд “Доброе утро”.
Цель:
развивать координацию движений и речи, помочь умению общения с близкими людьми.
Встань, как только солнце встаёт (тянут руки вверх)
И потихонечку к окошку
Руку луч тебе протянет (тянут руки вперёд) –
Ты подставь скорей ладошку (ладошку солнышку),
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым (ладонями по лицу).
Всё прибрав, иди к ней прямо,
И скажи ей: “С добрым утром!”
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
1. Настроения “Игра-передавалка.”
Цель:
дать представление об эмоциях.
Передай “грустилку”, “удивлялку”, “веселилку”, “сердилку”, улыбку.
2. Этюды на эмоции страха.
Цель:

- Идём по мостику над пропастью, и – проходим.
- По лесу, где много неизвестных зверей.
- Я спрятался, боюсь, что меня найдут.
3. Детский футбол.
Цель:
детям с проявлениями гиперактивности и агрессивности стимулировать эмоции и выражать их посредством высвобождения.
Детям предлагают ударить ногой по воображаемому мячу с яркой репликой:
- Гол!
Вратарь высоко прыгает и ловит мяч:
- Хоп!
4. Сценка этюд на выражение страха “ночные звуки”.
Цель:
высвободить эмоции страха, повысить устойчивость к страху.
Дети по команде издают страшные звуки, кричат, пугают друг друга, до возникновения смеха.
5. “Бабка-Ёжка”.
Цель:
научить бороться со страхами злых персонажей.
Бабка-Ёжка выбирает мимику и пластику, которая, по мнению ребёнка, напугает любого, играет свою роль, дети дразнят её:
Бабка-Ёжка, костяная ножка.
Кашу варила, детей ловила.
Бабка-Ёжка д...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.17 | Просмотров: 1379

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340