Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


Автор(ы): Филиппская Галина Всеволодовна, зам.заведующего по НМР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Система дошкольного воспитания и образования г. Жуковского включает в себя 16 муниципальных дошкольных учреждений (6 детских садов I категории – Центр развития ребенка, 1 детский сад присмотра и оздоровления, 3 детских сада комбинированного вида, 6 детских садов с осуществлением приоритетных направлений) и 3 ведомственных детских сада (ЦАГИ, ЛИИ, МНИИ “Агат”).
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования, организации взаимодействия межведомственных учреждений города по организации оздоровительной работы (Приложение 1).
Много внимания уделяется физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста (Приложение 2).
Система воспитательно-оздоровительной работы в детских садах города включает различные компоненты здорового образа жизни:
  • Определение исходных показателей состояния здоровья и психологического развития детей.
    Работа в тесном сотрудничестве со специалистами детской поликлиники, физкультурного диспансера, ПМСЦ, проводится диспансеризация дошкольников, мониторинг состояния здоровья специалистами ГЦСЭС. Внедряется компьютерная программа физического паспорта на каждого ребенка в детском саду.
  • Рациональная организация двигательной активности, создание оптимальных условий.
    Используются разнообразные формы работы с детьми (утренняя закаливающая гимнастика, Дни здоровья совместно с родителями, гимнастика после сна, досуги и праздники).
    Создана современная предметно-развивающая среда, оборудованы физкультурные площадки на территории детских садов, спортивные уголки. Подбор мебели осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами. Соблюдаются тепловой и световой режимы.
  • Система эффективного закаливания.
    Рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий:
    • Элементы закаливания в повседневной жизни (специальные закаливающие процедуры – полоскание рта, ножные ванны, проветривание).
    • Лечебно-оздоровительные мероприятия – физиотерапия (приобретены аппараты квантовой терапии “Рикта”), фитотерапия, кислородный коктейль, коррегирующие упражнения, самомассаж, дыхательная гимнастика. Проводится профилактика ОРЗ. Работают квалифицированные специалисты – медики и педагоги.
  • Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
    Создание условий для увлекательной деятельности детей, преобладание у детей чувства жизнерадостности, веры в себя, эмоционального комфорта, культуры здорового образа жизни. Введены занятия ритмикой, эмоционально-стимулирующая гимнастика, элементы релаксации.
  • Обеспечение рационального питания.
    В детских садах осуществляется четырехразовое полноценное сбалансированное питание, витаминизация блюд.
  • Формирование знаний об общепринятых нормах поведения.
    Ребенок в любом возрасте может попасть в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Педагоги детских садов считают, что ребенку надо дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, на прогулке, дома, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.
Большое значение имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывают в работе сами педагоги и используют в работе с родителями – совместная деятельность, стимулирование активного участия в жизни детского сада, организация различных мероприятий, ознакомление родителей с результатами обучения. Работа с родителями носит профилактическую направленность.
Коллективы дошкольных учреждений строят свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
  • Охрана жизни и здоровья детей;
  • Противопожарная и техногенная безопасность;
  • Предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • Обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В этой работе участвуют все участники воспитательного процесса: дети, сотрудники, родители.
В работе педагоги используют программу “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, разработанную авторским коллективом (Р.Стеркина, Н.Авдеева, О. Князева), рекомендованную Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в работе с дошкольниками, методическое пособие “Как обеспечить безопасность дошкольников”, авторы – К.Белая, В.Зимонина, Л.Куцакова.
В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индиви...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.17 | Просмотров: 1236

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340