Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Три этапа в развитии физики элементарных частиц
Автор(ы): Тулина Нина Николаевна, Директор
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Обобщить и систематизировать материал данной темы.
- Развивать абстрактное, экологическое и научное мышления учащихся на основе представлений об элементарных частицах и их взаимодействиях.
- Воспитывать культуру общения, культуру работу в коллективе.
Тип урока: систематизация и обобщение. Форма урока: лекция с элементами беседы и самостоятельной работы. Метод обучения: диалогический, побуждающий. ХОД УРОКА I. Оргмомент. План работы на урок: 1) Исторический экскурс. 2) Самостоятельная работа учащихся по выделению 3-х этапов развития взглядов на элементарные частицы 3) Роль элементарных частиц в нашей жизни II. Лекция. Перед лекцией спеть любую песню ( желательно под гитару). Я вам сейчас задам вопрос. Сколько букв в русском алфавите? Правильно –33 буквы, но мы можем из них составлять слова, из слов – предложения, из предложений – рассказы. Т.е. СЛОВО – это основа нашего общения, поэтому нашу встречу я начала с песни. Но я сейчас о другом, ведь мы с вами на уроке физики, а не литературы и именно физики элементарных частиц. Вы спросите, как это связано? А очень просто! Посмотрим на таблицу Менделеева. Сколько там элементов? Да. Всего лишь 92. Как? Там больше? Верно, но все остальные – искусственно полученные, они в природе не встречаются. Кто бы мог сейчас их перечислить? А жаль. В одной из передач “Золотая лихорадка” игрок за эти знания получил 1 кг золота! Итак – 92 атома. Из них тоже можно составить слова: молекулы, т.е. вещества! Как слова! Пример – 2 атома водорода, 1 атом серы, 4 атома кислорода! Что это? Серная кислота. Но то, что все вещества состоят из атомов, утверждал еще Демокрит (400 лет до нашей эры). Он был большим путешественником, и его любимым изречением было: “Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все остальное – воззрение” Итак: АТОМ – ДЕМОКРИТ (кирпичик мироздания). Не прошло и 2000 лет, эстафету принимает Томсон. ТОМСОН – ЭЛЕКТРОН. Начало XX века. РЕЗЕРФОРД – ПРОТОН ЧЕДВИК – НЕЙТРОН У вас на столах есть таблица элементарных частиц. Давайте найдем эти частицы и охарактеризуем их. 1928 год – Дирак и Андерсон открывают позитрон – античастицу электрона. А тут еще великий Эйнштейн решил помочь и предлагает “свой” фотон. 1931 год – Паули открывает нейтрино и антинейтрино. К 1935 году сформировалась более или менее стройная система. Наступило затишье в открытии элементарных частиц. Но не тут то было! 1935 год – Юкава открывает первый мезон. “ … думал, что достиг дна…, но снизу постучали…” С. Лемм Начиная с этого года была открыта на одна сотня элементарных частиц. Обратимся к таблице. См. Приложение 2. Назовите 4 основные класса частиц: 1. Фотоны 2. Лептоны 3. Мезоны 4. Барионы Что такое элементарная частица? Теперь переходим ко второй части нашего урока. Я вам предлагаю немного поработать: используя учебник и опорный конспект, вам надо четко разграничить 3 этапа развития теории элементарных частиц. Смотреть Приложение 1. У доски работают 2–3 человека. III. Экопауза. Зачем нам нужны элементарные частицы? А) Обратимся к опорному конспекту. Назовите 4 типа взаимодействий, которые существуют между частицами. Самая красивая формула в физике!!! Е = mc2 Масса есть энергия! Что получается? Можно разогнать фотон и получить вещество! Можно из энергии получить материю! Займитесь этим – приложите руки. (Рас...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.18 | Просмотров: 2655
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|