Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Кальций и его соединения
Автор(ы): Максимцева Светлана Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «КАЛЬЦИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ» Цели: - образовательная: закрепление умений и навыков по составлению уравнений химических реакций; изучение соединений кальция, их значения и применения;
- развивающая: развитие познавательной активности;
- воспитательная: расширение кругозора учащихся.
Ход урока Учитель: Мы много говорим о значении той или иной науки в жизни, но иногда затрудняемся ответить на вопрос: где могут пригодиться в жизни знания по данной теме. Сегодня мы попытаемся решить эту проблему. Тема нашего урока: «Кальций, его соединения». Урок необычный - урок интервью. Сегодня большинство из вас получат первоначальные навыки профессии корреспондента. Вы будете задавать вопросы, а учёные-специалисты будут на ваши вопросы отвечать. Чтобы было меньше газетных «уток», будьте внимательны, ведите строгий учёт полученных сведений в своих блокнотах. Ведь вам необходимо будет написать статью в газету. А сопровождать наше интервью будет компьютерное обеспечение. За пультом управления главный специалист - Компьютерщик. (Выступления учёных-специалистов сопровождаются демонстрацией фрагментов при помощи мультимедийного проектора.) Итак, прошу специалистов занять свои места; в эфире передача «Известное об известном» и её постоянный Ведущий. Ведущий: - Уважаемые дамы и господа, сегодня тема нашего разговора «Кальций - вчера, сегодня, завтра». В нашей студии присутствуют ведущие специалисты страны, для того, чтобы обсудить все вопросы, которые вы нам прислали, связанные с химическим элементом кальцием. Итак, у нас в гостях: Историк, Биолог, Стоматолог, Химик-практик, Строитель, Спелеолог, Врач-диетолог, Косметолог, Поэтесса. Прямую трансляцию осуществляют наши лучшие Операторы. Вопрос к Историку: «Расскажите об объекте Вашего исследования». Ученый-Историк: - Им является кальций. (Работа у периодической системы.) Это элемент 4 периода, 2 группы, главной подгруппы. На внешнем энергетическом уровне у него 2 спаренных «эс» электрона, валентность 2, степень окисления +2, относительная атомная масса 40 атомных единиц массы. (Содержание в земной коре 3.6%. Название элемента происходит от латинского слова «калькс», которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, где кальций есть, но и многие другие легкообрабатываемые минералы, где кальция могло и не быть. Кальций был открыт в 1808 г. Получил кальций методом электролиза учёный Г.Дэви. Ведущий: Теперь слово предоставляем Учёному-биологу. Учёный-биолог. - Я изучала нахождение кальция в природе, в живых организмах и его значение. Природный кальций – смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций – 40 (96.97%). Основные природные соединения – известняк, мрамор, гипс, в гидросфере его содержится 0,4%. Минералы кальция: кальцит, исландский шпат и аргонит СаСО3 , ангидрид Са SO4, гипс, флюорид (плавиковый шпат) – широко распространены. Круговороту способствует выветривание известковых отложений. В живых организмах кальций также играет большую роль. Так, у человека он участвует в процессе свертывания крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Имеет много других значений. В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов. Ведущий: Теперь слово предоставляем Стоматологу. Стоматолог. - Зуб состоит из 3-х частей: коронки, шейки, корня. Зуб покрыт эмалью. Зубы под воздействием вредных условий могут портиться, возникает кариес, зубной камень, воспаление. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать меры гигиены: чистка, полоскание. Раньше зубы чистили зубными порошками, содержащими из абразивного материала мела. Но природный мел состоит из раковин моллюсков, поэтому вызывает царапины на эмали. Сейчас применяют зубные пасты. Их состав: абразивные, связывающие, пенообразующие вещества, загустители. Поэтесса читает стих о карбонатах (ассистент показывает опыт: дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет). Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к. выделяется углекислый газ. СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2 СКАЗКА О БРАТЬЯХ КАРБОНАТАХ. На земле живут три брата Из семейства Карбонатов. Старший брат - красавец МРАМОР, Славен именем Карары, Превосходный зодчий. Он Строил Рим и Парфенон. Всем известен ИЗВЕСТНЯК, Потому и назван так. Знаменит своим трудом, Возводя за домом дом. И способен, и умел Младший мягкий братец МЕЛ. Как рисует, посмотри, Этот СаСО3! Любят братья порезвиться, В жаркой печке прокалиться, СаО да СО2 образуются тогда. Это углекислый газ, Каждый с ним знаком из вас, Выдыхаем мы его. Ну, а это СаО - Жарко обожжённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ. Добавляем к ней воды, Тщательно мешая, Чтобы не было беды, Руки защищаем, Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ! Известковым молоком Стены белятся легко. Светлый дом повеселел, Превратив извёстку в мел. Фокус-покус для народа: Стоит лишь подуть сквозь воду, Как она легко-легко Превратилась в молоко! А теперь довольно ловко Получаю газировку: Молоко плюс уксус. Ай! Льётся пена через край! Всё в заботах, всё в работе От зари и до зари – Эти братья Карбонаты, Эти СаСО3! Ведущий: Какое же значение имеет кальций для химика? Слово предоставляем Химику-практику. Химик-практик: - Са – щелочноземельный металл, активно взаимодействует с водой, образуя щёлочь(опыт: вода, фенолфталеиновый, кальций). СаО – оксид кальция или негашеная извасть, получают его разложением известняка: СаСО3=СаО + СО2 – это оксид щелочноземельного металла, поэтому он активно взаимодействует с водой: СаО + Н2О = Са(ОН)2 Са(ОН)2 – гидроксид кальция или гашеная известь, поэтому реакция СаО + Н2О = Са(ОН)2 называется гашением извести. Если раствор профильтровать, получается известковая вода – это раствор щелочи, поэтому он изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет. Ведущий: Слово Строителю. Строитель: - Я в своей работе применяю гашеную известь. Ее смесь с песком и водой - хороший связывающий материал. Под действием углекислого газа смесь отвердевает Са(ОН)2+ CO2 = СаСОз +Н2О. Одновременно часть песка и смеси превращается в силикат Ca(OH)2+SiO2 = CaSiO3+H2O. Так же я широко применяю в строительстве карбонат кальция СаСОз - это мел, известняк, мрамор. Все вы видели наш железнодорожный вокзал: он отделан белым мрамором, привезенным из-за границы. Спелеолог рассказывает по таблице: - Уравнения Са (ОН)2 + СО2 = СаСО2 +Н2О и СаСО3 +Н2О + СО2 = Са(НСО3)2 играют большую роль в природе и в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ в образе ваятеля и зодчего создает под...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.18 | Просмотров: 2855
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|