Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитательная деятельность Ангарского педагогического колледжа в рамках формируемого здоровьесберегающего образовательного пространства - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Воспитательная деятельность Ангарского педагогического колледжа в рамках формируемого здоровьесберегающего образовательного пространства


Автор(ы): Сидорова Людмила Закировна, замдиректора по научно-методической работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концепция воспитания Ангарского педагогического колледжа и программа ее реализации – один из ключевых аспектов действующей на его базе экспериментальной площадки “Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в системе “педагогический колледж – образовательное учреждение”: содержание, технологии, организация обучения, воспитания”. Здоровьесберегающее воспитательное пространство включает в себя педагогический коллектив колледжа, студентов, их семьи, а также педагогические пространства базовых образовательных учреждений. Такой системный подход объясняется комплексным пониманием здоровья в единстве его физического, психологического, социокультурного компонентов; целостностью образовательного пространства.
Актуальность этой программы связана с остротой проблемы сохранения нервно-психического, нравственного и социокультурного здоровья педагога, от которого напрямую зависит здоровье учащегося, воспитанника. Между тем, как показали наши исследования, показатели здоровья нынешних студентов очень низкие. Так, для 68% студентов первые места занимают ценности материального благополучия, волевых и деловых качеств личности, тогда как нравственные ценности занимают последнее место;
Из всех поступающих на первый курс практически здоровыми являются только 14,3% обучающихся. Согласно данным института педиатрии и репродукции человека СО РАМН на первых местах – заболевания нервной, эндокринной и пищеварительной систем.
Низкие показатели нервно-психического и когнитивного здоровья студентов проявляются в том, что больше половины студентов первых курсов испытывают учебные затруднения, связанные со своевременно некомпенсированной нейропсихологической симптоматикой, нарушениями волевой регуляции, несформированностью индивидуально-рационального учебного стиля. Также они обусловлены оторванностью студентов от дома (70% приезжают обучаться из территорий Иркутской области), слабой школьной базой на фоне информационных перегрузок и нерационального режима дня.
Согласно исследованиям кафедры охраны здоровья ребенка ИПКРО, такая ситуация типична и для других педагогических колледжей и педвузов, поэтому актуальность наших исследований выходит за рамки Ангарского педколледжа. При разработке концепции мы исходили из того, что основным инструментом решения проблемы может быть исторически и культурно обусловленное ценностно-смысловое образовательное пространство, которое бы содействовало развитию у будущих педагогов экоцентрического мировоззрения, органично включающего в себя понимание взаимообусловленности здоровья человека, здоровья природы и здоровья общества; ценности здоровья и здорового образа жизни, ценностные ориентиры на сохранение и укрепление здоровья будущих воспитанников.
Цель нашей воспитательной деятельности: разработка условий превращения педагогического колледжа в социокультурный центр по формированию в ближайшем социуме здоровьесберегающей образовательной политики, направленной на нравственное и социокультурное воспитание студента как гуманной, духовной и свободной личности, социально-мобильного субъекта и педагога – профессионала.
Для реализации цели нами определены задачи:
Выявление здоровьесберегающего потенциала в ранее существовавших и современных теориях и практике воспитания, в народной педагогике.
Создание модели воспитательной деятельности колледжа в части формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, которая позволяет учитывать специфику образовательного учреждения, психосоциальный статус обучающихся и их семей, комплексные показатели здоровья субъектов образования, полиэтнокультурное пространство.
Разработка технологии составления индивидуальных образовательно-оздоровительных траекторий для студентов и преподавателей, решающих задачи их оздоровления и повышения качества образования в русле его модернизации.
Определение критериев мониторинга воспитательной деятельности педагогического колледжа по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства и проведение такого мониторинга.
Теоретические основания концепции составили: философия гуманистического образования, современные дидактические принципы субъект-субъектной педагогики, осмысление с позиций психологии и современной дидактики полиэтнокультурного наследия народной педагогики. На этой основе были определены принципы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства средствами воспитательной деятельности, а именно: принципы гуманизма, комплексности (биосоциального подхода), субъект-субъектности, погружения в культурный поток, культуросообразности и культуросозидательности, индивидуализации, экологосообразности.
Тем самым обеспечилась “система воспитания”, которую мы понимаем как целостную здоровьесберегающую систему отношений преподавателей и студентов, в основе которой – обмен гуманистическими ценностями, психоэмоциональный комфорт, профессиональное сотрудничество и сотворчество, самореализация каждого субъекта воспитательного пространства с учетом их индивидуальности.
Для выявления основных закономерностей перевода системы воспитания в режим устойчивого развития, надежного и эффективного функционирования нами использовались ключевые положения теории систем. Среди них: реализация принципов обратной связи, альтернативной регуляции, флуктуации или поисковости, саморегуляции, самокомпенсации имеющихся дефектов.
Это позволило с новых, не только дидактических, философских, но и кибернетических позиций подойти к проблеме реализации поистине комплексного, биосоциального – психофизиологического и культурологического – подходов к воспитанию. В частности, опираясь на работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, учитывали особенности учета в воспитании психических новообразований. Использовали открытые В. Ясвиным и Дерябой [3] закономерности формирования экологических ценностей и экологического экоцентрического сознания. Учитывали фило – и социогенетические корни мировоззрения современного человека, раскрытые в работах В.П. Эфроимсона [7]по этнологии и этнопсихологии. Опирались на положения Е.Н. Дзятковской [2] об особенностях воспитания в здоровьесберегающем образовательном пространстве и Е.Н. Дзятковской [2], М.Б. Дьяковой о проектировании здоровьесберегающих образовательных технологий, на культурологическую теорию личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской, теорию А.С. Косоговой [4] о становлении личности педагога в культуротворческом образовательном пространстве. Это позволило определить компоненты здоровьесберегающего образовательного пространства.
Центральным компонентом здоровьесберегающего образовательного пространства является система отношений неавторитарного типа:
между преподавателями, студентами и их семьями, колледжом и работниками базовых образовательных учреждений;
внутри студенческого и преподавательского социума (соуправление и др.);
между микросоциумами (микросоциум – это группа, объединенная общими ценностями, целью, совместной деятельностью: отдельная группа, школа лидеров, клуб КВН, учебно-исследовательская лаборатория, совета кураторов и др. Значимость того или иного микросоциума определяется нами тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок студента, его мнений, убеждений)
Следующим компонентом является структура педагогического пространства. Ее составляющие:
медико–психолого–педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса в целях становления у субъектов ценности здоровья и здоровьесберегающих профессиональных позиций через разработку, в частности, индивидуальных образовательно-оздоровительных траекторий;
психолого–педагогическое сопровождение, основной функцией которого является развитие у субъектов потенциала самопознания, рефлексии, саморегуляции и самореализации своей индивидуальности;
система работы кураторов, направленная на самоорганизацию и саморазвитие студенческого коллектива, создание условий для нравственного и социокультурного роста личности студента;
студенческое самоуправление и соуправление, которое решает задачи формирования навыков управленческой культуры молодого специалиста, самостоятельности в принятии решения, самоопределения личности студента;
интегрирование образовательного пространства “урок – практика – учебно-исследовательская работа”, “воспитание - обучение – развитие”;
система художественно-эстетического воспитания;
система традиций педагогического колледжа;
Следующий компонент – система внешних связей педколледжа, его сотрудничество с образовательными, социокультурными и спортивно-оздоровительными учреждениями города и области.
При этом здоровьесберегающее образовательное пространство строится на принципе экологосообразности, обеспечивая его адаптацию как к окружающему социокультурному пространству, так и психофизиологическим особенностям каждого субъекта. Это обеспечивается
учетом объективных законов психологии воспитуемого;
соединением в процессе воспитания чувств, эмоций с логикой и всех их – с практикой, уходом от традиционного левополушарного воспитания, опора на правополушарные центры нравственно-этического поведения;
кумулятивно-резонансным эффектом коллективного воспитания,
индивидуализацией воспитательного процесса и учетом состояния здоровья всех субъектов (студентов и их семей, преподавателей);
выстраиванием воспитательного процесса на основе полиэтнокультурного наследия населения Прибайкалья, на пробуждении генетической памяти поведения человека; его национального сознания. Это особенно актуально, если учитывать специфику подготавливаемых нами специалистов – педагогов, которым предстоит на практике разрабатывать траектории воспитания нравственности и духовности подрастающего поколения, которое издавна на Руси и в Байкальском регионе шло через традиционное общинное воспитание.
диалогом культур, диалогом поколений – психологических, эмоциональных и интеллектуальных связей поколений.
В результате поиска адекватных форм воспитания, на практике реализующих эти направления, мы пришли к многоаспектной интеграции дисциплин общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов с педагогической практикой и выходом на метазнания, метаязык, метод проектов, совместное проек...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2265

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340