Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры
Автор(ы): Криволапова Дарья Ивановна, зав. механическим отделением
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в образовательном учреждении. Установление межпредметных связей способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей создает благоприятные условия для формирования обще учебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения. Важная роль в программе курса "Основы алгоритмизации и программирования" отводится межпредметным связям с математикой, химией, физикой, экономикой и другими учебными дисциплинами, что достигается за счет подбора задач из соответствующих предметных областей. Это не только дает учащимся возможность проследить технологическую цепочку решения задач с использованием компьютера, формирует их алгоритмическую культуру, но и усиливает интерес к традиционным учебным дисциплинам. Примером такой связи может служить интегрированный урок-игра “Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры” Цели: - повторение и закрепление теоретического материала по темам “Разветвляющиеся алгоритмы” и “Циклические алгоритмы”;
- активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
- развитие алгоритмического мышления, умения применять знания, полученные на уроках физики при решении задач.
Задачи: - воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- учебная – совершенствование навыков составления разветвляющихся и циклических алгоритмов, написания программ на языке программирования QBASIC.
- развивающая – развитие памяти, внимательности, закрепление практических навыков и теоретических знаний.
Тип урока: решение задач Вид: урок-игра Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группой учащихся, индивидуальная работа на ПК Оснащение: - Рабочие файлы с диска:
- Письма.pps
- Upr1.bas
- Карточки-задания
- Поурочная карточка
Подготовка к такому уроку занимает много времени, но результаты – превосходят все ожидания. ХОД УРОКА I. Организационный момент – 3 мин Приветствие: Добрый день, друзья. Мы проводим урок – решение физических задач по теме “Разветвляющиеся алгоритмы” и “Циклические алгоритмы”. Проводим мы его в необычной форме – форме расследования. Сегодня лучшие агенты сыска и их помощники будут решать труднейшие задачи, требующие знаний физики и способностей в информатике. Какие? Это мы сейчас узнаем из писем клиентов нашего детективного агентства. Их шесть. Я – начальник детективного отдела. Вы следственные группы. {представляются члены каждой следственной группы } II. Актуализация деятельности учащихся – 17 мин Цели: - контроль теоретических знаний по информатике и физике, умения владеть терминологией;
- закрепление практических навыков по составлению алгоритмов решения задач разветвляющейся и циклической структуры.
Знакомство с поступившей корреспонденцией (все письма представлены в виде презентации Приложение 1.): Письмо № 1 (от учителя физики Ивановой М.М.): “Каждый год я сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Некоторые студенты путают газовые законы, которые им так понадобятся в дальнейшем. Составьте, пожалуйста, программу “Справочник по газовым законам”. Учитель. Я думаю, что задача ясна. Наши следственные группы быстро справятся с заданием. Следующее письмо. Письмо № 2 (Доброжелатель): Я все письма спрятал, чтобы их получить нужно определить код. Для этого вы должны определить результаты выполнения предложенных программ (Приложение 2.) и сложить их. Полученное число и есть pin код. Всего хорошего. Учитель. К доске приглашаются по одному представителю следственной группы для решения – 10 минут. Пока представители групп работают, давайте займемся ответом на первое письмо, поступившее к нам. На доске подготовлен макет таблицы “Газовые законы” (Приложение 3.), которую нам надо заполнить – 1 ученик работает у доски, заполняет таблицу. Пока представители групп работают, у меня к вам ребята есть ряд вопросов. III. Фронтальная беседа Вспоминаем: - Этапы решения задач;
- Типы алгоритмов;
- Понятия и виды разветвляющегося алгоритма;
- Понятия и виды циклического алгоритма .
- Газовые законы – заполняем таблицу “Газовые законы”.
Учитель. Теперь мы теоретически готовы к составлению программы “Справочник по газовым законам”. Группой ребят (с каждого отдела по одному человеку) составляется алгоритм решения задачи, пишется программа. Работа у доски закончена. Представители групп называют код, если ответ верный, то следственный отдел получает по 3 очка, иначе теряет 2 очка и команда помогает представителю найти верное решение. Вывод: Как важно уметь не только составлять программу, но и читать ее. Pin код вводится в компьютер и перед классом появляется следующий слайд с письмом. Письмо № 3 (от студентки): “Помогите мне. Я поссорилась с другом. Он сказал, что я глупая, потому что мало читаю. А зачем мне это надо? Я считаю, что главное – это стройная фигура. В день я должна съедать не более 130 кКал. Я очень люблю чай без сахара, но с печеньем, калорийность которого равна 422 Калория. Сколько печенья с чаем я могу съесть, чтобы не поправиться? Помогите разобраться, иначе всей моей жизни конец. Говорят, тут сегодня много детективов будет. Да, и еще моего друга зовут Саша, может это вам поможет”. Учитель. Думаю, мы обязательно поможем, хотя вряд ли это поможет для примирения молодой девушки с ее приятелем. Но это уже не наше дело. Надеюсь, сыщики постараются вам помочь. Мне и самой интересен результат. (Приложение 4.) Письмо № 4 (экспертная группа): Помогите определить массу воздуха в аудитории и определить значение внутренней энергии воздуха при увеличении его температуры на 1, 2, 3, …..10оС Письмо № 5 (экспертная группа): Определить массу молекулы воздуха в аудитории. Определить значение скорости молекул при изменении температуры воздуха от 18 до 40 градусов С. Письмо № 6 (станочник): В нашем цехе идут большие потери. Помогите разобраться: сколько энергии расходует двигатель нашего нового токарного станка при обработке стальных деталей массой 10, 15, 20, 25, 30…. n кг, если они при этом они нагреваются от 20 до 70 оС Учитель. Ну вот, на сегодня письма вроде бы все. А впереди еще уйма работы. Все задачи решить, да еще хорошо объяснить. Хотя зачем иначе иметь агентства? Дорогие сыщики вам предоставляется время для сыскной работы. И проверим, в каком отделе самые талантливые и быстрые работники. Вам в помощь будут предоставлены компьютеры, но это не значит, что нужно уже начинать писать программы. IV. Решение задач – 20 мин Цели: - закрепление теоретических знаний по физике;
- развитие творческих подходов к составлению алгоритмов решения задач разветвляющейся и циклической структуры;
Каждая группа решает предложенную задачу, соблюдая этапы решения задач. Защита задачи осуществляется представителями отдела, в следующей последовательности: - Условие задачи, математическая модель.
- Физическое обоснование выбранной модели
- Алгоритм решения задачи
- Программа
- Анализ полученного результата
V. Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин Учитель. Количество баллов, полученных следственной группой, приравнивается к гонорару за открытое дело – решение задачи. На доследование (в качестве домашнего задания) выдаются рабочие материалы: 1. Рабочий работает с 800 до 1600 . В первый час работы он делает 10 деталей и каждый час он увеличивает это количество на 10% от количества предыдущего часа....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.20 | Просмотров: 2309
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|