Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Геометрическая прогрессия как метод решения химической задачи в экологически неблагоприятной ситуации
Автор(ы): Магомедова Аминат Гасангусейновна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Книга природы написана математическими символами» Г. Галилей «Наука достигает совершенства лишь тогда, когда ей удается пользоваться математикой» Ф.Энгельс Тип урока: закрепление и применение знаний. Цели урока: - Обучающие:
1)повторение определения геометрической прогрессии и применение ее в решении задач. 2)показать связь между математической формулой и реальным процессом в природе. 3)создание математической модели химической задачи. 4)изучение экологического аспекта ситуации. 5) отработка навыков вычислительной работы. - Развивающая: использование математических методов в решении экологических проблем с применением вычислительной техники
- Воспитывающая: экологическая грамотность, необходимость бережного отношения к водным ресурсам.
Оборудование: Таблица «Геометрическая прогрессия»; таблица «Данные содержания вредных веществ в воде и допустимые нормы их концентрации»; слайды «Живая вода»; бутылки с очищенной водой «Горная», «Меркурий» и т.д.; запись мелодий Энрике Моррикона; интерактивная доска. Урок проводят два учителя математик-информатик и химик-эколог в качестве ассистента. Ход урока I. Устный опрос. - Определение геометрической прогрессии?
- Как называется число, с помощью которого вычисляется геометрическая прогрессия?
- Какой буквой обозначается знаменатель геометрической прогрессии?
- Привести пример геометрической прогрессии и выделить ее знаменатель.
- Формула n-го члена геометрической прогрессии?
- Устные упражнения:
а) b1=6, q=2. Найти b2, b3? б) b1 = 36, q=1/3. Найти b2, b3? II. Включение экологической проблемы. Появляется Фея Воды (звучит музыка Энрике Моррикона) – Здравствуйте, я Фея Воды! Сегодня я обращаюсь к вам за помощью. Произошла экологическая катастрофа. Расположенный на берегу реки Сулак, Кизилюртовский завод фосфорных солей произвел сброс сточных вод в реку. В результате чего, концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно, уменьшается. Мне нужно знать какой уровень загрязнения будет через сутки, двое суток и т.д. до тех пор, пока концентрация не станет предельно допустимой. – Как вы думаете, почему я сегодня принесла вам воду в бутылках? Можно ли сегодня подойти и просто выпить воду из реки? Учитель: – Еще 10 лет назад, мы даже не представляли, что нам придется покупать очищенную воду для питья, а сегодня для вас это совершенно естественно. Фея Воды: – Что вы знаете о воде, кроме того, что это источник жизни на Земле – третий элемент? Учитель биологии: - Что такое гидросфера?
- Каковы источники загрязнения гидросферы?
- Каково процентное содержание воды в организме человека?
- Необходимость воды в жизни человека?
- Роль «сказочных» свойств «живой» и «мертвой» воды?
- Лечебные свойства воды?
- Необходимость уже не защиты, а спасения водных ресурсов.
III. Показ слайдов в сравнении: сначала фотографии чистых природных источников, реки, озера, берега моря, затем – снимки городских свалок у воды, загрязненные родники, грязные пригородные пляжи. Все на местном материале. Химия. Концентрация вредных веществ. Химик-эколог: От чего зависит концентрация вредных веществ в реке? Возможные ответы: от объема воды, от объема сброса, от скорости течения реки, от ее географического положения, от времени. Химик-эколог: Концентрация вредных веществ обратно пропорциональна времени, скорости течения, первоначальному объему воды, объему сброса. Этот коэффициент пропорциональности обозначим К, концентрацию вредных веществ С, а предельно допустимую концентрацию D. Ниже в таблице приводятся численные значения этих величин для свинца, мышьяка и фтора. Вещество | C, мг/л | D, мг/л | К, мг/л | Фосфор | 10 | 0,03 | 1,12 | Мышьяк | 5 | 0,05 | 1,05 | Фтор | 8 | 0,05 | 1,01 | Алгебра. Геометрическая прогрессия. Математик-информатик: .Переобозначив концентрацию вредных веществ С, коэффициент К получим рекуррентную формулу n-го члена геометрической прогрессии Cn+1=Cn*1/K. Надо вычислить 1, 2, 3....и т.д.члены последовательности до тех пор пока Cn>D со знаменателем q=l/K. С1=С0*1/К С2=С1*1/К ; С3=С2*1/К; Сn=Cn-1*1/K ; Cn+1=Cn*1/K Последовательное вычисление каждого члена геометрической прогрессии в ручную процесс очень трудоемкий, доверим эту работу вычислительной машине. Формула n-го члена: bn=b1*qn-1 Информатика. Математическая модель. Исходные данные: - НАЧАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ С ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В РЕКЕ.
- ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ D.
- КОЭФФИЦИЕНТ К.
Результат: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ КОНЦЕНТРАЦИЙ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ СУТКИ, ДВОЕ И Т.Д. Формулы: СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ ДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ СООТНОШЕНИЯМИ: C0=C, Cn+1=Cn/K ГДЕ Сn – КОНЦЕНТРАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ n СУТОК ПОСЛЕ СБРОСА.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.01.21 | Просмотров: 1121
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|