Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Геометрическая прогрессия как метод решения химической задачи в экологически неблагоприятной ситуации - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Геометрическая прогрессия как метод решения химической задачи в экологически неблагоприятной ситуации


Автор(ы): Магомедова Аминат Гасангусейновна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Книга природы написана математическими символами»
Г. Галилей
«Наука достигает совершенства лишь тогда, когда ей удается пользоваться математикой»
Ф.Энгельс
Тип урока: закрепление и применение знаний.
Цели урока:
  1. Обучающие:
    1)повторение определения геометрической прогрессии и применение ее в решении задач.
    2)показать связь между математической формулой и реальным процессом в природе.
    3)создание математической модели химической задачи.
    4)изучение экологического аспекта ситуации.
    5) отработка навыков вычислительной работы.
  2. Развивающая: использование математических методов в решении экологических проблем с применением вычислительной техники
  3. Воспитывающая: экологическая грамотность, необходимость бережного отношения к водным ресурсам.
Оборудование: Таблица «Геометрическая прогрессия»; таблица «Данные содержания вредных веществ в воде и допустимые нормы их концентрации»; слайды «Живая вода»; бутылки с очищенной водой «Горная», «Меркурий» и т.д.; запись мелодий Энрике Моррикона; интерактивная доска.
Урок проводят два учителя математик-информатик и химик-эколог в качестве ассистента.

Ход урока

I. Устный опрос.

  1. Определение геометрической прогрессии?
  2. Как называется число, с помощью которого вычисляется геометрическая прогрессия?
  3. Какой буквой обозначается знаменатель геометрической прогрессии?
  4. Привести пример геометрической прогрессии и выделить ее знаменатель.
  5. Формула n-го члена геометрической прогрессии?
  6. Устные упражнения:
    а) b1=6, q=2. Найти b2, b3?
    б) b1 = 36, q=1/3. Найти b2, b3?

II. Включение экологической проблемы.

Появляется Фея Воды (звучит музыка Энрике Моррикона)
– Здравствуйте, я Фея Воды! Сегодня я обращаюсь к вам за помощью. Произошла экологическая катастрофа. Расположенный на берегу реки Сулак, Кизилюртовский завод фосфорных солей произвел сброс сточных вод в реку. В результате чего, концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно, уменьшается. Мне нужно знать какой уровень загрязнения будет через сутки, двое суток и т.д. до тех пор, пока концентрация не станет предельно допустимой.
– Как вы думаете, почему я сегодня принесла вам воду в бутылках? Можно ли сегодня подойти и просто выпить воду из реки?
Учитель: – Еще 10 лет назад, мы даже не представляли, что нам придется покупать очищенную воду для питья, а сегодня для вас это совершенно естественно.
Фея Воды: – Что вы знаете о воде, кроме того, что это источник жизни на Земле – третий элемент?
Учитель биологии:
  1. Что такое гидросфера?
  2. Каковы источники загрязнения гидросферы?
  3. Каково процентное содержание воды в организме человека?
  4. Необходимость воды в жизни человека?
  5. Роль «сказочных» свойств «живой» и «мертвой» воды?
  6. Лечебные свойства воды?
  7. Необходимость уже не защиты, а спасения водных ресурсов.

III. Показ слайдов в сравнении:

сначала фотографии чистых природных источников, реки, озера, берега моря, затем – снимки городских свалок у воды, загрязненные родники, грязные пригородные пляжи. Все на местном материале.

Химия. Концентрация вредных веществ.

Химик-эколог: От чего зависит концентрация вредных веществ в реке?
Возможные ответы: от объема воды, от объема сброса, от скорости течения реки, от ее географического положения, от времени.
Химик-эколог: Концентрация вредных веществ обратно пропорциональна времени, скорости течения, первоначальному объему воды, объему сброса. Этот коэффициент пропорциональности обозначим К, концентрацию вредных веществ С, а предельно допустимую концентрацию D. Ниже в таблице приводятся численные значения этих величин для свинца, мышьяка и фтора.
Вещество C, мг/л D, мг/л К, мг/л
Фосфор 10 0,03 1,12
Мышьяк 5 0,05 1,05
Фтор 8 0,05 1,01

Алгебра. Геометрическая прогрессия.

Математик-информатик: .Переобозначив концентрацию вредных веществ С, коэффициент К получим рекуррентную формулу n-го члена геометрической прогрессии Cn+1=Cn*1/K. Надо вычислить 1, 2, 3....и т.д.члены последовательности до тех пор пока Cn>D со знаменателем q=l/K.
С10*1/К
С21*1/К ; С32*1/К; Сn=Cn-1*1/K ; Cn+1=Cn*1/K
Последовательное вычисление каждого члена геометрической прогрессии в ручную процесс очень трудоемкий, доверим эту работу вычислительной машине.
Формула n-го члена: bn=b1*qn-1

Информатика. Математическая модель.

Исходные данные:
  1. НАЧАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ С ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В РЕКЕ.
  2. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ D.
  3. КОЭФФИЦИЕНТ К.
Результат:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ КОНЦЕНТРАЦИЙ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ СУТКИ, ДВОЕ И Т.Д.
Формулы:
СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ ДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ СООТНОШЕНИЯМИ:
C0=C, Cn+1=Cn/K
ГДЕ Сn – КОНЦЕНТРАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ n СУТОК ПОСЛЕ СБРОСА.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.21 | Просмотров: 1121

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340