Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система профориентационной работы в образовательном учреждении в рамках предпрофильной подготовки (из опыта работы руководителя профориентированной работы МОУ СОШ № 6 г.Орла) - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Система профориентационной работы в образовательном учреждении в рамках предпрофильной подготовки (из опыта работы руководителя профориентированной работы МОУ СОШ № 6 г.Орла)


Автор(ы): Данилова Любовь Николаевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение-это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре ,содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать благоприятные условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Таким образом, профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода. Для отработки гибкой системы профилей для учащихся 3-й ступени обучения вводится предпрофильная подготовка. В соответствии с “Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года”, приказа Министерства образования РФ от 9.09.2003 г. №3506 “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования” и во исполнение приказа управления общего и профессионального образования администрации Орловской области от 07.04.2004 года №3247 “ Об организации предпрофильной подготовки девятиклассников общеобразовательных учреждений Орловской области в порядке эксперимента в 2004-2005 учебном году” в МОУ СОШ № 6 г.Орла была организована предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, основной целью которой является ориентирование обучающихся на осознанный выбор в старших классах профилирующего направления собственной деятельности и оказание поддержки обучающимся в основной школе в самоопределении в отношении выбора профиля будущего обучения. Для реализации эксперимента по предпрофильной подготовке в
ОУ были назначены координатор предпрофильной подготовки, заместитель директора по УВР Н. Ю. Лютикова и руководитель профориентационной работы, учитель технологии
Л.Н. Данилова. Разработаны локальные акты, структура, содержание и методология предпрофильной подготовки. ( Приложение1, Приложение 2)
Сформирована творческая группа по разработке методических рекомендаций. Для педагогических кадров ОУ была обеспечена переподготовка в Орловском областном институте усовершенствования учителей.
Составляющей частью предпрофильной подготовки является профориентационная работа и профессиональное самоопределение подростков.
МОУ СОШ № 6 г. Орла работает в экспериментальном режиме по совершенствованию организации профориентационной работы в рамках предпрофильной подготовки с 2004-2005
учебного года. За этот период произошло накопление определенного опыта постановки и решения проблем, связанных с сопровождением процесса профессионального самоопределения учащихся.
Цель профориентационной работы в ОУ - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.
Работа по профориентационной подготовке учащихся в МОУ СОШ № 6 направлена на реализацию следующих задач:
  • определение генеральной линии профессионального самоопределения и
    самореализации учащегося и возможных вариантов ее развития;
  • совместный с учащимися поиск профиля профессии,
    который бы наилучшим образом соответствовал индивидуальным
    особенностям учащегося;
  • поиск реальных профессий, соответствующих найденному профилю,
    обсуждение возможных видоизменений и модификаций профессий,
    специальностей, рабочих мест;
  • определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем,
    связанных с внутренними и внешними обстоятельствами жизни
    учащегося, которые могут встречаться на пути реализации планов и возможных путей разрешения выявленных проблем;
  • помощь личностному росту учащегося, работа с самооценкой, умение
    принимать решения и брать на себя ответственность за свои
    действия.
Основные направления работы руководителя профориентационной работы по профессиональному самоопределению подростков:
взаимодействие с учащимися 9-х классов (проведение часов общения, беседы, лекции, профориентационные игры, анкетирование, тестирование, профконсультации, выпуски информационных бюллетеней, рекламных листовок о профессиях, стенгазет, оформление уголков профориентации);
  • взаимодействие с родителями учащихся 9-х классов (информирование родителей, знакомство с нормативными документами, планом и направлением работы, анкетирование и вовлечение родителей в профессиональное самоопределение подростка, организация родительских собраний, встреч с представителями учебных учреждений, индивидуальные беседы родителей с психологами);
  • взаимодействие с учителями-предметниками, классными руководителями (контроль успеваемости, изучение предметов на продвинутом уровне, выявление интереса к учебным предметам, организация профессиональных проб, проведение совместных
    мероприятий по профессиональному самоопределению, учитывая специфику предмета);
  • взаимодействие с психологами школы и центра “ Психолого-медико-социального сопровождения” г. Орла (индивидуальные консультации учащихся родителей, анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, помощь в проведении занятий и интерпретации тестов);
  • взаимодействие с представителями средних специальных ОУ
    (организация и проведение экскурсий, предоставление информационных
    материалов, привлечение представителей ОУ к взаимному сотрудничеству);
  • взаимодействие с представителями организаций (организация и
    проведение экскурсий на предприятия, встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела.
Организация работы по планомерной подготовке выпускника 9-го класса к обучению на профиле включает в себя три этапа.
1. Пропедевтический или подготовительный этап (конец 8-го - начало 9-го класса)
Проведение информационных занятий, реализация программ по технологии, первичная диагностика уровня развития профессиональных установок, выбор элективных курсов.
2. Основной этап (период обучения в 9-м классе.)
Углубленная диагностика по изучению образа “Я”, реализация образовательного запроса при изучении элективных курсов, информационные и ориентационные беседы, занятия и игры, профессиональные пробы, заполнение портфолио.
3. Заключительный этап (конец 9-го класса.)
Контрольное тестирование, индивидуальные рекомендации по выбору дальнейшего обучения и дальнейшему развитию личности учащегося, обучение на профиле, соответствующем индивидуальным запросам школьника.
Работа по профильному самоопределению учащихся на пропедевтическом этапе начиналась в конце 8-го класса и велась по двум направлениям: информирование и диагностирование.
На этом этапе основная информационная роль лежит на учителе технологии в рамках изучения блока “Предварительная предпрофильная подготовка ” (17 часов), разработанным и рекомендованным Орловским Областным институтом усовершенствования учителей, и психологе школы.
С учащимися 8-х классов ежегодно проводятся беседы: “Об организации предпрофильной подготовки в ОУ”, “ Выбор элективных курсов”, “ Портфолио учащегося”.
Первоначальные диагностические исследования: “Карта интересов”, “Профессиональные склонности и интересы”, “Анкета профильной ориентации” (провод, в к.8-го кл.), “Выбор предметов на углубленном изучении в 9-м кл.”, показали, что интерес к определенному виду деятельности: не выявлен -36% учащихся; разброс интересов-14% учащихся; интерес к нескольким областям -21% учащихся: стойкий сформированный интерес-15% учащихся.
Мониторинговое исследование анкеты профильной ориентации “Желаемый выбор профиля в 10-м классе” выявило следующее: социально-экономический -70% уч-ся; естественнонаучный-15 % уч-ся; гуманитарный-15%.
Выбор предметов и курсов по выбору (элективных): экономика-50%; математика -40%; история и право-40%; информатика-30%; русский язык и литература-30%; химия -20%; иностранный язык-20%;
Большинство учащихся отметили, что целью обучения на элективных курсах является:
подготовка к экзаменам - 57%; углубленное изучение предмета - 64%; уточнение выбора профиля-35%.
Анализ результатов пропедевтического этапа показал необходимость предпрофильной подготовки и дальнейшей углубленной информационно-просветительской и диагностической работы с девятиклассниками.
На основном этапе система работы по организации предпрофильной подготовки включает в себя комплексное взаимодействие учителей-предметников, классных руководителей, творческих групп , психолога и администрации школы, руководителя профориентационной работы с выпускниками и их родителями. Одной из важнейших составляющих процесса предпрофильной подготовки является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся. Система психолого-педагогической поддержки включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учеников.
В ходе предпрофильной подготовки с девятиклассниками были проведены беседы, коллективные и групповые занятия по следующим темам: “Предпрофильная подготовка в школе”; “Образовательная карта города”; “Многообразие мира труда и профессий”; “Хочу”, “Могу”, “Надо” - формула выбора профессии”;“Социально-психологический портрет современного профессионала”; “Классификация и анализ профессий”;“Человек и профессия”;“ Мои профессиональные приоритеты”; “Ценностные ориентации”; “Имидж и профессиональная карьера”; “Что такое профессиональная этика, профнепригодность”; “На пороге взрослой жизни”, “Выбор профессии - это серьезно” и др..
Для активизации познавательного интереса учащихся занятия проводились в форме профориентационных игр: “Цепочка профессий”; “День из жизни, сон из жизни”;
“Человек-профессия”; “Личный профессиональный план”; “ Три судьбы”.
Проведено анкетирование по темам: “Потребность в достижении”; “Мотивы выбора профессии”, которое выявило следующие результаты:
  • мотивом выбора профессии является: престижная работа -11%;материальное благополучие - 45%;стремление к творческой работе - 44%;
  • потребности в достижениях, поставленных целей: высокий уровен-25;средний уровень -61%;низкий уровень-4 %;
  • потребность в общении у девятиклассников: высокий уровень-25%; средний уровенъ-61 %; ниже среднего-4%.
В результате проведенных занятий учащиеся получили полное представление о многообразии мира профессий, о требованиях, предъявляемых к современному профессионалу, о приоритетных профессиях на рынке труда, о серьезности в принятии решения - выбора профессионального будущего.
Реализация образовательных потребностей проводилась через выбор элективных курсов Проводилось анкетирование девятиклассников: анкеты “Я выбираю...” (выбор предметов для изучения на продвинутом уровне) и “Выбор учащимися 9-х классов элективных курсов”. По результатам анкетирования, с учетом выявленного образовательного запроса, организованы для изучения элективные курсы: “В мире синтаксиса”, “Вы сказали, здравствуйте!”, “Решение текстовых задач”, “Модуль и параметр”, “Экология и жизнь”, “Делопроизводство с использованием информационных технологий”, “Химия и жизнь” , “ Химия в быту”, “Личная экономика”, “Право и ответственность” , “ Великие путешественники России”,” История государства Российского в одной картинке”, “Механика”, “ Тайны живой природы”, “ Деловой английский”.
Проводилось мониторинговое исследование учащихся с целью выявления интереса к выбранному курсу, осуществлялся контроль за перемещением девятиклассников с курса на курс и посещением учащихся элективных курсов .Подводились итоги прохождения курсов: “зачтено”, “не зачтено”, “прослушал”. Более 40 % учащихся получили сертификаты о прохождении курсов. Большую роль в осуществлении предпрофильной подготовки оказывает курс “Профильное самоопределение” (9-й класс), разработанный и рекомендованный Областным институтом усовершенствования учителей г. Орла (авторы В.И. Орлова, В.О.Акулова). Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), включает в себя два модуля: ориентационный и диагностический.
По итогам данного курса, где учащиеся исследуют и анализируют информацию о конкретных профессиях, профессионально важных качествах, требованиях рынка труда, получают знания о себе и своем образе “Я”, учатся сопоставлять полученные результаты, заполняют сводную таблицу результатов. Результаты курса показывают разделение выпускников на обладающих и не обладающих необходимым уровнем сформированности личности к осознанному выбору своего профессионального пути и определенному типу профессий.
Дополнительную диагностику ежегодно проводят с учащимися психологи центра “Психолого-медико-социального сопровождения” г. Орла по выявлению профессиональных интересов , которая показала следующие результаты: стойкий сформированный интерес-68%; рекомендована повторная диагностика-54%; рекомендованы индивидуальные консультации психолога-11%.
Анализ результатов диагностики позволяет сказать, что работа в рамках знакомства с профориентационной информацией и вдумчивым изучением собственных качеств позволила учащимся сформировать интерес к определенным областям деятельности. Это лишний раз доказывает, что одной из важнейших составляющих предпрофильной подготовки является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся, которая включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учеников.
Неотъемлемую часть в предпрофильной подготовке выпускников 9-х классов составляет работа с их родителями.
С родителями девятиклассников были проведены тематические и информационные родительские собрания: “Предпрофильная подготовка в школе”, “Как помочь ребенку в выборе профиля”, “Посещение и организация элективных курсов”, “Образовательные учреждения г. Орла” и др. Проводилось анкетирование родителей: “Отношение родителей к профильному обучению”, “Предполагаемый выбор профиля”, “На пороге выбора профессии”. Анкетирование родителей “ На пороге выбора профессии” показало: родители обсуждали с ребенком его профессиональное будущее-100%;доверяют самостоятельному выбору профессии-81 %;
выбор профессии зависит от решения родителей-33%;на вопрос о том, знаете ли вы о приоритетной востребованной профессии в ближайшем будущем на рынке труда, родители ответили “да”-18%. (Приложение 3).
Как видно из результатов тестирования, уровень влияния родителей на выбор ребенка высок, но при этом родители плохо ориентируются на современном этапе рынка труда. Как следствие возникает противоречие, к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.21 | Просмотров: 2450

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340