Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Урок в форме игры-состязания Турнир знатоков
Автор(ы): Трефилова Ольга Евгеньевна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: стимулировать познавательный интерес к предмету, углубляя знания учащихся о Русской национальной кухне. Участники: 2 команды знатоков. Группа экспертов: учащиеся 9-го класса. Русская национальная кухня – это коллективный опыт многих и многих поколений народов России, их общественного и семейного уклада. Главной ее особенностью является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. Огромные пространства нашей страны покрыты лесами, изобилует она реками и озерами. С древних времен человек употребляет в пищу то, что давал лес (грибы, орехи, мед, птицу), реки и озера (рыбу, раков, гусей, уток). Поэтому одной из характерных особенностей русской кухни является широкое использование соленых, маринованных и сушеных грибов, моченой брусники, клюквы, морошки, меда, лесных орехов, дичи и рыбы. Обширные луга позволяли разводить молочный скот. Отсюда широкое использование продуктов животноводства – молока, творога, сметаны. С глубокой древности люди употребляли в пищу говядину, свинину, мясо птицы. Для русской кухни характерно множество блюд из различных круп, например запеканки, каши, крупеники. В русской кухне обилие холодных овощных закусок, первых и вторых блюд, в которых используются различные овощи. Русь всегда славилась своими хлебами. И это также нашло отражение в русской кухне. Всевозможные пироги, кулебяки, расстегаи, калачи и блины известны во всем мире как традиционные русские выпечные изделия. Разминка. Гостеприимство считалось характерной чертой русского народа. Без веселой шутки, смеха не обходилось ни одно застолье. Я предлагаю вам и серьезные и шутливые вопросы, а вы постарайтесь определить, где вымысел, а где правда. Вопросы командам: - Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно).
- Сколько минут нужно варить крутое яйцо? (Нисколько, оно уже сварено).
- Можно ли приготовить “сапоги всмятку”? (Да. Это название сапог с голенищами-гармошками. Чтобы сделать такую “гармошку” особым образом мяли кожу).
- Без чего не испечь хлеб? (Без корки).
- В каком году люди едят больше? (В високосном).
- Какую воду можно принести в решете? (Замороженную).
I тур. “Народная мудрость”. Задание: продолжить поговорку или пословицу. - Щи да каша…(пища наша).
- Аппетит приходит…(во время еды).
- Кашу маслом…(не испортишь).
- Без хлеба и медом…(сыт не будешь).
- Сытый думает о деле, а голодный…(о хлебе).
- Хлеб-батюшка, а вода…(матушка).
- Хлеб да капуста…(лихого не допустят).
- Плох обед, коли…(хлеба нет).
- Гостю щей не жалей, а…(погуще налей).
- Капуста-сила, пока она в бочке…(беды не будет).
- Кто жаден до еды, тот…(дойдет до беды).
- Дома вприкуску, а в гостях…(в накладку).
II тур. “Мы ждем гостей”. Задание: сервировать стол. Чтобы получить все предметы сервировки, нужно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один предмет сервировки. Вопросы: - Почему у “рыцарей круглого стола” стол круглый? (Чтобы все рыцари чувствовали себя равными).
- Самое урожайное растение ? (Рис).
- В тарелке осталось немного супа. Куда наклонить тарелку – от себя или к себе? (От себя).
- Чем берут хлеб из общего блюда? (Руками).
- Что появилось раньше – вилка или ложка? (Ложка).
- Что из избы не вытащишь? (Печь).
- По окончании приема пищи как необходимо положить приборы? (На тарелку, параллельно друг другу ручками вправо).
- Чем чистят мандарины? (Руками).
- Не мышь, а с хвостом? (Репа).
- Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).
III тур. “Знакомые незнакомцы”. Задание: определить, о каком блюде идет речь. Даются подсказки трех уровней. а) это исконно русское блюдо. Его название происходит от искаженного “млин”, связанного в свою очередь с глаголом “мелить” (то есть изделие из намеленного продукта – муки); б) оно было ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов, а на Руси оно сопровождало человека от рождения (им кормили роженицу) до самой смерти (оно было обязательным блюдом во время ритуальных обрядов); в) обязательное блюдо на Масленицу. Ответ: Блины. Дополнительный вопрос: Из какой муки пекли традиционные русские блины? (Из гречишной). а) это блюдо чисто уральское, развившееся среди коренного населения Предуралья – пермяков и удмуртов. Оно имело ритуальное значение у древних уральцев, в нем символично воплощалось принесение в жертву всех видов скота, которыми владел человек; б) в переводе с коми-пермяцкого оно означает “тестяное ухо”; в) основная идея этого блюда – соединение мяса с тестяной начинкой. “Пель-нянь”. Ответ: Пельмени. Дополнительный вопрос: Мясо каких трех видов идет для приготовления начинки традиционных уральских пельменей? (Говядина, свинина, баранина). IV тур. “Знатоки истории”. Задание: ответить на вопросы о застольных традициях и обычаях. Если вы согласны, ответ “да, правда”, если нет – ответ “нет, неправда”. - Правда ли то, что знаменитый французский писатель Александр Дюма написал еще и кулинарную книгу, в которой очень хвалил русские щи? (Да, это правда).
- Правда ли то, что в Россию вилку привезла Марина Мнишек и использовала ее на свадебном пиру? (Да, в 1606 году и это шокировало русское боярство и духовенство).
- Правда ли то, что первым активным деятелем русского общепита считают Николу Святошу? (Да, это исторически достоверно. Дата основания общепита стала отмечаться с 1106 года каждый год 17 февраля).
- Правда л...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.22 | Просмотров: 1167
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|