Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Рабочая программа элективного курса по литературе для учащихся 10–11-х классов Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста
Автор(ы): Цветкова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Стратегическими целями современного образования, изложенными в концепции модернизации российского образования до 2010 г., предписано раскрывать творческий потенциал взаимодействующих субъектов обучения, обеспечивать поле их культурной идентификации, актуализировать структурно-неопределенные элементы и их новые функциональные свойства в общей системе метода обучения. Анализ современного состояния исследований проблемы формирования в образовательном процессе личности, ориентированной на творческую самореализацию в мире культурных ценностей в контексте целостно-гуманитарного подхода (И.А. Соловцова, И.А. Колесникова), концепции личностно ориентированного образования, рассматривающей мотивационно-смысловую сферу как продукт саморазвития личности ребенка (С.В. Белова, И.В. Лысенко, В.В. Сериков), проблемы формирования субъектной профессионально-личностной позиции обучаемого (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, О.А. Мацкайлова), проблемы построения образовательного процесса не с точки зрения видов деятельности учителя, а с точки зрения создания условий и разработки содержания деятельности учащихся в образовательном процессе (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.А. Смирнов, Т.И. Шамова) свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к проблеме педагогической поддержки смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе. В этом контексте возникают задачи специального психологического анализа функций художественной литературы и разработки соответствующих методов обучения литературе как средств формирования смысловых образований личности. Исходя из того, что процесс обучения литературе должен, прежде всего, явиться введением в область смыслов, в основу данной программы организации материалов художественной литературы положен принцип смысловой общности и уровня смыслового обобщения действительности, представленного в художественных текстах. Процесс обучения в условиях данной программы переориентирован на обучение “смысловой стороне учебной деятельности” в условиях смыслопоискового диалога субъектов образовательного процесса. Цель курса: интегрировать знания учащихся, полученные в ходе изучения лингвистических дисциплин и литературы, привить навыки и умения в сфере смыслового лингвистического анализа и интерпретации художественного текста с позиций дискурсного подхода. Задачи курса: - дать представление об основных принципах и приемах современного смыслового лингвистического анализа и интерпретации художественного текста малого жанра, базирующихся на новейших теоретических исследованиях в данной области;
- познакомить учащихся с особенностями построения художественного дискурса русских писателей начала и конца XX века (сходство эпох);
- представить преемственность в развитии литературного процесса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся: Учащиеся должны - обладать знаниями как в области теории художественной литературы, так и методов интерпретации художественного текста на базе его лингвистического анализа;
- воспринимать условия развития речевых значений, их актуализацию в рамках компонентов текстовой композиции;
- осознавать процесс формирования смысла текста, ради которого текст читается.
Программа рассчитана на 68 часов ( варианты изучения: 2 часа в неделю в 11 классе или по 1 часу в неделю ( 34 часа) – в 10-м классе, по 1 часу ( 34 часа) – в 11-м классе; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. Учебно-тематический план. № пп | Тема и ее примерное содержание | Коли-чество часов | Виды деятельности учащихся | 1 | Художественный текст и его анализ (основные положения). Основные характеристики художественного текста, интегративный подход к его анализу, проблемы интерпретации художественного текста с позиций дискурсного подхода. | 4 | "Самопредъявление ученика", взаимные договоренности, рефлексивная пауза, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. | 2 | Художественный текст первой четверти XX века: “мир в человеке”. Динамика литературного процесса начала XX века. Активные поиски новых форм и языковых средств выразительности, обусловленные воззрениями времени, историческим процессом; развитие малого жанра. Мотивный анализ и анализ хронотопа как способ интерпретации “целого” текста художественного произведения. | 5 | Диагностика и самодиагностика личностного развития, взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. | 3 | И.А.Бунин. “Холодная осень”. Хронологические рамки изображаемых событий, языковые, речевые, композиционные способы их выражения. Сверхфразовый уровень организации текста рассказа, роль речевого этикета и ключевых лексем (словесное поле текста), номинативно-изобразительных средств в организации смыслового уровня текста. | 3 | Вычленение эпизодов, построение альтернативных сюжетных моделей, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. | 4 | И.А.Бунин. “Чистый Понедельник”. Смыслообразующая роль прецедентных феноменов, “контекст авторского восприятия” и “контекст интерпретатора”, роль ключевых лексем. Прецедентные феномены как “знаки интертекстуальности”, “знаки истории”. Внетекстовая реальность в рассказе. | 3 | Прерывание чтения на “кульминации”, выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла в целом, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. | 5 | В. Набоков “Звонок”. Смыслообразующая функция речевых структур, речевой композиции, ключевых лексем и их ассоциативного фона, их участие в формировании мотива отчужденности и сложной специфики хронотопа рассказа. | 3 | Вычленение эпизодов, взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла в целом. | 6 | Е.Замятин. “Пещера”. Денотативное и ассоциативное представление времени и пространства, вертикальный и горизонтальный пространственный планы, смысловая доминанта как способ организации образа героя. | 3 | Вычленение эпизодов, построение альтернативных сюжетных моделей, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. | 7 | М.Булгаков. “Собачье сердце”. Лингвокультурная ситуация 20-х годов в рассказе, способы ее создания и выражения авторской интенции (лингвокультурная деталь, речь персонажей, ключевые лексемы, лексемы-символы, аллюзии); интертекстуальные связи текста рассказа. | 3 | Трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. | 8 | Б.Пильняк “Смертельное манит”. Проявление воззрений времени (антиномичность иррационального и рационального начал, чувственное восприятие и познание мира как авторская смысловая доминанта). Интертекстуальные связи рассказа (на фоне эпохи первой четверти XX века). | 4 | Прерывание чтения на “кульминации”, выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла в целом, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. | 9 | Г.Газданов. “Фонари”. Коммуникативный дискурс текста.Многозначность текста и апелляция к “стилистике от читателя”. | 4 | Взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. | 10 | Б.К.Зайцев. “Авдотья-смерть”. Приемы построения текста, образ рассказчика, роль речевых структур, ирония как элемент дискурса текста, концептуальная нить повествования. | 3 | Хронотопическое чтение, вычленение эпизодов, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. | 11 | М.Зощенко. “Приятная встреча”. “Лексические приметы” времени, элементы сказа, особенности композиционной структуры и композиционно-речевых построений. | 3 | Трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. | 12 | Русская нетрадиционная проза конца XX века. Литература переходного периода. Нетрадиционная проза, ее направления (“другая” литература, литература постмодернизма, сюрреализма, иронического авангарда, новая антиутопия); особенности нетрадиционной прозы. | 5 | Хронотопическое чтение, диагностика и самодиагностика личностного развития, рефлексивная пауза, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. | 13 | Женская проза в литературном процессе конца XX века. “Т.Толстая. “Петерс”. “Коммуникативная состоятельность” текста рассказа Т.Толстой. Способы раскрытия внутреннего мира и характеристики героя, экспликация мировосприятия автора. Проблемы интертекстуальности. | 4 | Хронотопическое чтение, вычленение эпизодов, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. | 14 | С.Довлатов. “Эмигранты”. Лингвокультурная деталь, лингвокультурные универсалии и речевые партии героев как способ создания иронии, характеризации персонажей и авторской интенции; аллюзии и интертекстуальность. | 3 | Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. | 15 | А.Ровнер. “Лестница”. Особенности хронотопа, философская символика рассказа | 3 | Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. | 16 | Ю.Мамлеев. “Валюта”. Сюрреалистическое начало текста рассказа, сюрреалистическая деталь,особенности диалога, языковые средства включения “затекстовых” ситуаций, расширяющих смысловое поле текста. | 3 | Взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. | | Подготовка проектов, консультации | 4 | Организация ситуаций самостоятельного научения в образовательном процессе, режиссура, взаимодействие, сотворчество, саморефлексия, ролевое моделирование, планирование своей образовательной деятельности. | | Защита проектов учащихся | 4 | "Самопредъявление ученика", презентация своих достижений в образовании, саморефлексия и само...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3817
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|