Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Из истории русских народных праздников. Элективный урок
Автор(ы): Нестерова Нелли Васильевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ. Ее актуальность обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения. Отсюда целью данной программы является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной культуры через приобщение к истории русских народных праздников, русских народных песен, сказок, былин… Изначальная обращенность к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных праздников, возвышенная красота обрядов и ритуалов – благодаря всем этим качествам русские народные праздники, отмечаемые по сей день, не утратили своей огромной воспитательной ценности. В задачи программы входит формирование у школьников комплексных представлений о языческих и христианских праздниках, их морально-эстетической ценности, а также об их отражении в произведениях культуры (литературе, живописи, музыки). Программа предусматривает знакомство учащихся с основными христианскими и языческими праздниками: Рождество, Масленица, Пасха и другими через приобщение к традициям русского народа. Приоритетным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства и музыкальными произведениями. Такой подход способствует более глубокому пониманию культуры русского народа, выраженной и в обрядах русских народных праздников, и в изображении разных видов произведений искусства, между которыми, как известно, нет непроходимых границ, если речь идет об их общечеловеческом содержании. Что дает детям приобщение к русским народным праздникам? – Знание глубинных пластов истории и культуры нашей страны, формированиенравственных, эстетических идеалов. Народные праздники несут в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Они способствуют воспитанию любви к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у детей чувства красоты, пробуждают светлые чувства. Таким образом, данная программа должна способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующейсяна чувстве любви к истории своего народа, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее. Данная программа рассчитана на 12 - 16 часов. Русские народные праздники рассматриваются в хронологическом порядке. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса. Это и лекции-беседы, и поисковая работа, и работа с историческими документами, с памятниками культуры. Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий в основном поискового, творческого характера. Заканчивается курс написанием рефератов. Введение. Русские народные праздники (1 ч) Тема 1. Рождественские святки (2 ч) Происхождение праздника. 25 декабря – день Спиридона-солнцеворота. Сочельник – вечер накануне Рождества. Рождество Христово. Обряды: христославие, колядование. Самые любимые развлечения – игры ряженых и рождественские гадания. Иллюстративный материал: эскизы декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством” (фотографии, репродукции). Репродукции картин К.Маковского “Святочное гадание”, Ю.Сергеева “Рождество”. Художественная литература: Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, В.А.Жуковский “Светлана”. Использование музыкальных произведений: церковные песнопения (тропарь, величание), отрывки из опер Н.А.Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством”, П.И.Чайковского “Черевички”. Тема 2. Крещение Иисуса Христа (1 ч) День Крещения Господня (Богоявление). Канун Крещения. Крещенские поверья и легенды (например, легенда об Огненном Змее). Песенные сказания. Крещенские морозы. Ритуал освящения воды. Иллюстративный материал: репродукции иконы “Крещение” (Богоявление”). Репродукции картин Б.Кустодиева “Зима”, “Крещенское водосвятие”, Ю.Сергеева “Ночное гадание”, “ Святки”, Б.Ольшанского “Терем царевны зимы”. Использование литературы на уроке: чтение фрагмента из Евангелия или Библии для детей. Использование музыкальных произведений: слушание песнопений, посвященных этому празднику. Тема 3. Масленица (2 ч) Праздник проводов зимы и встречи весны. Обряды, связанные с Масленицей: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул (четверок широкий), пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день, проводы Масленицы. Почему на Масленицу едят блины?Основные игры и забавы: сооружение санного поезда, катание с ледяных горок, взятие снежного городка. Борьба и кулачный бой. Сжигание чучела. Прощеное воскресение. Иллюстративный материал: репродукции картин Б.М.Кустодиева “Масленица”, “Кулачный бой на Москве-реке”, В.Сурикова “Взятие снежного городка”, С.Кириллова “Скоморох”. Использование литературы: А.Н.Островский “Снегурочка”. Использование музыкальных произведений: отрывки из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”, балета И.Стравинского “Петрушка”. Тема 4. Пасха – гла...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.01.24 | Просмотров: 1872
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|