Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся


Автор(ы): Колесова Инна Константиновна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учителя, преподающие литературу в школе, задаются извечным вопросом: для чего это нужно? Для получения необходимого объёма знаний? Для развития речи? Да, разумеется. Но самое главное состоит в том, что прежде всего это необходимо для формирования духовного мира подрастающего человека, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается. Литература обладает небывалой воспитательной силой. Она продолжает оставаться тем предметом в школе, который в наибольшей степени способствует нравственному и духовному воспитанию учащихся.
Не является секретом то, что в современном мире, в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился. Это не раз обсуждалось повсеместно, и останавливаться на этом не стоит. Но волнует другое. Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно.
Итак, что изучать? Как учить? Вот насущные вопросы, встающие перед учителем. В среднем звене, именно в 5-6 классах закладываются основы литературоведческих и аналитических умений. Учитель должен суметь в условиях современного урока, применяя дифференцированный подход, через фронтальные, групповые и индивидуальные задания, используя различные способы наблюдения по тексту активизировать интерес у ученика к тому или иному произведению.
С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием “В любых обстоятельствах оставаться человеком”. В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко “Фёдор Бесприютный” (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли “спрятаны между строк”?
На следующем уроке, при выяснении восприятия прочитанного, обсуждение данного произведения было бурным. Дети говорили о том, что герой не виноват, в том, что оказался таким, каким его описал автор, что он жизнью “… на такую линию поставлен”.
В ходе разбора произведения было выяснено, почему автор сопоставлял Фёдора и старика-бродягу. Дети вместе с учителем проследили по тексту, как менялось описание старика по мере развития действия. Было отмечено, что старик все больше и больше терял человеческий облик: “… исхудалый, глаза точно у волка”. Пытаясь отнять жизнь у другого, он теряет все человеческое, в то время, как Федор не помнит зла и делится с ним последним. Всё это отразилось в отзывах детей. Они увидели, что Фёдор милосерден, незлопамятен, и убивает он старика, защищая свою жизнь. Но и тут мучает Фёдора совесть “Иной человек и век проживёт без греха … Совесть, думает, чиста у меня, не как у прочих других. А, между прочим, может, и совесть потому у него чистая, что горя он не видал, да на линию такую поставлен. А вот моя линия совсем другая…”.
И вот тогда возникла мысль дать для внеклассного чтения другое произведение В. Короленко – “Дети подземелья”. Дети были подготовлены рассказом учителя о героях произведения, о трагической судьбе “Детей подземелья”.
В начале урока внеклассного чтения дети высказывали свои впечатления от прочитанного. Каждому было, что сказать. Многие говорили о том, что они плакали, читая. Так два произведения, перекликаясь, дали пищу уму и сердцу, заставили детей задуматься о судьбах героев. Детям был предложен ряд заданий, которые они выполняли в классе и дома, устно и письменно. Радовало то, что усилия не пропали даром, что задеты струны в душах, заставляющие откликаться сердцем на чужие страдания. Произведения были прочитаны всеми детьми. (Задания прилагаются).

Вопросы и задания.

1. Чей это портрет?

Назовите автора, название произведения. Вставьте нужные слова
вместо точек.

Глаза … глядели не с мужицкой наивностью, в них заметна была своего рода интеллигентность.
В волосах … уже виднелась седина. На лбу прошли морщины, резкие морщины обрамляли также глаза, глядевшие из глубоких впадин каким- то особенно выдержанным взглядом.
Исхудалый, глаза точно у волка.
Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка.
Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Это было бледное, крошечное создание, напоминающее цветок, выросший без лучей солнца. (Продолжите описание).
… Моя … была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. (Продолжите описание).

2. Найдите в тексте портрет Тыбурция. Ответьте на предложенные вопросы.

Почему Вася не мог представить, что дети могли жить без дома?
Как вы понимаете выражение “ Серый камень высосал у нее жизнь”?
Почему Маруся не могла играть? Найдите в тексте подтверждение.
Какие чувства овладевали Васей в подземелье? Найдите в тексте нужные слова.
Отношение Тыбурция к судье. Как это повлияло на отношения между отцом и
сыном? Найдите в тексте нужные слова, подтверждающие ваши мысли.
Найти в тексте описание подземелья. Как такое жилище влияло на жизнь детей?
Почему Вася не мог играть с детьми “по-прежнему безмятежно”? Найти в
тексте нужные слова.

3. Выразительное чтение диалога “Тыбурций и Вася”.

С каким произведением перекликается данный диалог?
Какими вопросами задается Вася, о чём задумывается?
Какое действие произвела на умирающую Марусю кукла?
Каким было душевное состояние мальчика?
Как все эти события повлияли на отношения отца и сына?
Что вы можете сказать о Васе; его отце?
Какие выводы можете сделать для себя?
О чём заставило задуматься произведение?
Следующим произведением для изучения был рассказ Б. Житкова “Механик Салерно”. С произведениями Б. Житкова учащиеся знакомились в 4 классе.
Поэтому перед прочтением рассказа было дано задание репродуктивного характера: Найти в книге для чтения “В океане света” за 4 класс информацию об авторе и ответить на вопрос: “Почему у Б. Житкова много рассказов о море, моряках, морских путешествиях и приключениях?”, что и было выполнено детьми.
Главной целью урока было вызвать интерес к произведению, учить работе с текстом, владению диалогической и монологической речью, развивать умение воспринимать художественное произведение, участвовать в обсуждении проблемы, коммуникабельные способности, формировать квалифицированных читателей, умеющих объемно воспринимать текст, видеть в нем выраженную авторскую позицию.
Урок проходит в форме беседы. Учащиеся рассказывают о жизни писателя.
Б. С. Житков был штурманом дальнего плавания, корабельным мастером, водолазом, ходил на яхте, знал несколько языков. Ещё был музыкантом и преподавателем математики. Объехал полсвета, и ему не приходилось придумывать специально.
Учитель настраивает ребят на то, что в рассказе Б. Житкова “Механик Салерно” поднимаются очень важные вопросы, актуальные во все времена: при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.
Ученики делятся на три группы:
1 группа. Тема: В любых обстоятельствах оставаться человеком. (по рассказу Б.Житкова “Механик Салерно”. Перед первой группой ставится задача понаблюдать за поступками и поведением капитана.
Что случилось бы на корабле в случае паники? Найдите цитату
(“Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме”).
Мог ли капитан допустить подобное?
Проследите по тексту, как ведет себя капитан в трагической ситуации. Меняется ли его поведение? Как вы думаете, почему?
Все ли поступки капитана можно понять и оправдать?
Выберите для выразительного чтения отрывок из произведения, который, по-вашему, показывает идею рассказа.
Остался ли капитан человеком? Аргументируйте свой ответ.
2 группа должна проследить за поступками механика Салерно на протяжении рассказа. В ходе анализа рассказа ребята должны найти ответ на вопросы:
Как он ведет себя в сложной ситуации? Для этого ответьте на вопрос и выполните следующие задания:
Что случилось бы на корабле в случае паники? Найдите в тексте слова, отражающие возможную ситуацию.
(“Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех”).
Мог ли капитан допустить подобное?
Оцените поступки механика Салерно с этой точки зрения.
Для выразительного чтения возьмите нужный отрывок из главы 14. Как данный диалог характеризует капитана и механика Салерно?
Объясните смысл названия рассказа. Почему, по-вашему, исчез механик Салерно?
Остался ли он человеком? Аргументируйте свой ответ.
Выясните по словарю литературных терминов следующие понятия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
3 группа получает задание проследить за поведением и поступками матросов и ответить на следующие вопросы:
Что произошло бы на корабле в случае паники? Найдите в тексте слова, которые выражают последствия паники.
( “Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе.
Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду.
Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме”.)
Мог ли капитан допустить подобное?
Всегда ли матросы выполняли поставленные перед ними задачи? Аргументируйте свою точку зрения.
Остались ли матросы людьми?
Найдите отрывок для выразительного чтения, который соответствовал бы вашему мнению. (Стр. 167).

Дополнительное задание:

Найдите в литературном словаре объяснение следующих понятий:
Композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Найдите их в тексте.
3. Работа в группах.
4. Отчет о проделанной работе представителей каждой группы.
5. Выводы:
Слово учителя:
Прослушав ваши выступления, хотелось бы задать следующие вопросы:
Как построен рассказ? Какова его композиция? Почему, по-вашему, автор разделил его на части? Найдите в тексте экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Все ли герои ведут себя достойно в сложившейся ситуации?
Мы не раз на наших уроках говорили о том, что нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах. К кому из героев применимо данное выражение? Кто остался человеком. Аргументируйте свои ответы.
6. Домашнее задание:
С какими произведениями перекликается идея рассказа Б. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2859

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340