Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методологический аппарат науки - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Методологический аппарат науки


Автор(ы): Койкова Ольга Тихоновна, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование: фломастеры, ватманы, листы бумаги, термины на доске.
Цель: обеспечить понимание логики научного исследования и подготовить студентов к формулировке методологического аппарата по теме собственной исследовательской работы.
Задачи:
  • систематизировать представления о логике организации научно-исследовательской работы;
  • способствовать развитию умения работать в группе;
  • формировать монологическую речь научного характера, умение доказывать свою точку зрения.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие студентов. Разделение на 4 группы. Проговаривание правил работы в группах. Настрой на урок.
Актуализация знаний, целеполагание, мотивация.
Устная фронтальная работа: Прочитать слова с доски (проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи). О чём вам говорят эти слова? Что объединяет эти термины? Сформулируйте тему занятия. (Тема записывается на доску). Почему эти термины в такой последовательности? (если студенты затрудняются ответить на последний вопрос, его можно поставить и в конце следующего задания).
Задание для всех групп: Терминам дать краткое определение, сформулировать в форме вопросительного предложения. Оформить на ватманах.
Проверка. Обсуждение: определение какой группы коротко раскрывает суть понятия. Наиболее удачное определение записываем в тетрадях. Возможный вариант ответов:
Проблема – Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?
Тема – Как это назвать?
Актуальность – Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект исследования – Что рассматривается?
Предмет исследования – Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции раскрывает данное исследование?
Цель – Какой результат исследования намерен получить?
Задачи – Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Рефлексия, целеполагание: Что мы сейчас повторили? С какой целью? На каком этапе исследовательской деятельности студент должен формулировать методологический аппарат по научной работе? Сформулирован ли он у вас? Почему? Что бы вы хотели узнать на занятии?
Практические задания.
1-е задание: Ответить на вопросы, выполнить задания.
Задание для 1-й группы: В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.
Задание для 2-й группы: Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идёт речь в следующих фрагментах, обоснуйте свой ответ:
  • Коллектив педагогов и учащихся средней школы №5 г. Тюмени.
  • Процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением.
  • Психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронических больных в оздоровительно-образовательном центре.
  • Зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
Задание для 3-й группы: Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:
  • Формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога.
  • Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
Задание для 4-й группы: Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
  • Педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р.Штайнера) к особенностям российской действительности?
Проверка. Обсуждение.
Рефлексия: Какие знания мы сейчас закрепили? Что не надо путать с объектом и предметом исследования?
2-е задание для всех групп: Соответствует ли объект исследования к данной теме? Обоснуйте свой ответ.
Тема: Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий искусством.
Объект: Процесс восприятия художественного образа детьми школьного возраста.
Проверка. Обсуждение.
Рефлексия: Какие знания мы увидели на данном примере? Что надо учитывать при формулировке объекта и предмета вашего исследования?
3-е задание для всех групп: К данной теме найдите соответствующий объект, предмет и цель.
Тема: Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях берестяным ремеслом.
А) Процесс пробуждения познавательного интереса учащихся к технологии традиционного вида занятий.
Б) Методика организации познавательной деятельности на интерес к традиционным занятиям.
В) Средства, способствующие эффективному развитию познавательного интереса на занятиях берестяным ремеслом.
Г) Нетрадиционные методы обучения технологии традиционного ремесла.
Д) Определить условия эффективности применения нетрадиционных методов обучения традиционным ремеслом.
Проверка. Обсуждение.
Рефлексия: Что мы сейчас закрепили? Что является объектом и предметом исследования для частных методик? С помощью каких слов формулируется цель исследования?
4-е задание: Найдите и исправьте ошибки в данном фрагменте введения выпускной квалификационной работы (курсовой работы).
Задание для 1-й группы:
Тема: Активизация мыслительной деятельности учеников при проведении опытов на уроках природоведения.
Объектом нашего исследования являются учащиеся, учебники и программы.
Предмет исследования – мыслительная деятельность учащихся через опыты, анализ программ и учебников.
Мы выдвинули гипотезу – активизация мыслительной деятельности учеников при проведении опытов на уроках природоведения, вызвать интерес к предмету. Отсюда и были определены следующие задачи:
  • Изучить теоретический материал по данной проблеме.
  • Изучить опыт работы по названной теме (теоретически и практически).
  • Проанализировать программы и учебники по вопросу места и значения опытов в формировании знаний, умений и навыков и развитие познавательной активности.
  • Поставить опыт на уроках природоведения, пронаблюдать проведение опытов детьми, провести анализ влияния опыта на познавательную активность учащихся.
Задание для 2-й группы:
Тема: Формирование познавательного интереса младших школьников через нетрадиционные формы обучения.
Цель написания работы определяется следующим образом: изучить и составить теоретическую часть по теме и адаптировать теорию в ходе прохождения преддипломной практики.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
  • изучение проблемы по данной теме;
  • наблюдение опыта учителей;
  • применение нетрадиционных форм организации учебного процесса.
При написании квалификационной работы были использованы следующие методы:
  • изучение и анализ литературы;
  • беседа учителя по данной теме;
  • наблюдение за учащимися на уроках;
  • тестирование;
  • анализирование результатов эксперимента;
  • проведение уроков в нетрадиционной форме.

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.01.30 | Просмотров: 2272

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340