Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
Автор(ы): Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса. В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента. Цель предлагаемой ниже методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов: - интенсивность образовательной среды;
- эмоционально-психологический климат;
- удовлетворенность образовательной средой;
- демократичность образовательной среды;
- содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
- удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1). Таблица 1 Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов Факторы | Участники образовательного процесса | Учащиеся | Родители | Педагоги | Интенсивность | проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий | проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы | Эмоционально-психологический климат | проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. | Удовлетворенность | проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса | Демократичность | проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса | Содействие формированию познавательной мотивации | проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности | проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей | Удовлетворенность качеством образовательных услуг | проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. | Методика проходила апробацию и стандартизацию на базе общеобразовательных школ г. Кургана в 2001-2004 гг. ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ. Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса). Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой – номером вопроса. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ответы “а” оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0 баллов. Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу. Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом: Бланк ответов 1. б | 2. а | 3. б | 4. в | 5. б | 6. а | 7. а | 8. а | 9. а | 10. в | 11. в | 12. а | 13. а | 14. а | 15. б | 16. б | 17. б. | 18. а | И | Э | У | Д | М | КО | В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) – 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор: 0 – 0,40 – низкий уровень; 0,41 – 0,70 – средний уровень; 0,71 – 1 – высокий уровень. Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом. Данный респондент отмечает: - высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
- высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
- достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
- низкую степень демократичности образовательной среды;
- низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Устаешь ли ты обычно на уроках? а) да; | б) на некоторых; | в) нет. | Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы? а) да; | б) иногда; | в) нет. | Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; | б) в некоторых случаях; | в) нет. | Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках? а) да; | б) иногда; | в) нет. | Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе. а) высокий; | б) достаточный; | в) низкий. | Оцени объем домашних заданий. а) чрезмерный; | б) оптимальный; | в) недостаточный. | Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей? а) да; | б) не все; | в) нет. | Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися? а) да; | б) не всегда или не все; | в) нет. | Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы? а) да; | б) не всегда или не в полной мере; | в) нет. | Пользуешься ли ты услугами репетиторов? а) нет; | б) редко; | в) систематически. | Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования? а) да; | б) уровень требований оптимальный; | в) уровень требованийнедостаточный. | Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке? а) да; | б) хотелось бы чаще; | в) практически никогда. | Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в “школьной жизни”? а) да; | б) не все; | в) нет. | Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ? а) почти уверен, что поступлю; | б) не уверен, что поступлю; | в) почти уверен, что не поступлю. | АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок. а) высокая; | б) оптимальная; | в) низкая. | Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка? а) да; | б) не вполне; | в) нет. | Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; | б) в некоторых случаях; | в) нет. | С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе? а) высокий; | б) достаточный; | в) недостаточный. | Оцените объем домашних заданий а) чрезмерный; | б) оптимальный; | в) недостаточный. | Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации? а) да; | б) не всегда; | в) нет. | Оцените степень своего участия в деятельности школы. а) высокая; | б) средняя; | в) низкая. | Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка. а) высокий; | б) средний; | в) низкий. | Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов? а) нет; | б) иногда; | в) систематически. | Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку. а) завышенные; | б) оптимальные; | в) заниженные. | Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке? а) да; | б) иногда; | в) никогда. | Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением? а) да;
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2126
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|