Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок в 6-м классе Золотое сечение
Автор(ы): Иванова Анна Ивановна, учитель математики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Материалы к уроку Раздаточный материал - тетрадь (приложение 1), билеты – маленькая шоколадка “Аленка” (фабрика “Красный Октябрь”, 15 гр.). На доске: а) Записан эпиграф к уроку: “Великая книга природы написана на языке математики”. Г. Галилей; б) Сегодня на уроке: - повторим понятия, связанные с пропорцией, отношением;
- познакомимся с золотым сечением, золотым прямоугольником;
- узнаем, где в жизни встречаются золотое сечение, золотой прямоугольник;
- узнаем, почему такое название “золотое” сечение;
- выясним, почему у нашего урока такой эпиграф.
в) записаны два уравнения. Уравнения закрыты листами бумаги с надписями: “Год появления первой обзорной географической карты Российской империи” и “Год выхода в свет первой в мире кулинарной книги”. За первым листом на доске записано уравнение: 578 : k = 1 : 3; за вторым - 2 : 1 = k : 779; Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 2). Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей. Цели урока: - активизировать познавательную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с понятием золотое сечение, золотой прямоугольник;
- получить представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни;
- расширить представление учащихся по изученной теме;
- показать связь математики с разными областями человеческих знаний.
I. Организация начала урока Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в замечательную страну, которую вы не найдете на карте, но, тем не менее, эта страна существует. И имя этой страны – Золотое сечение. Во время путешествия нам понадобятся: - линейка;
- карандаш;
- тетради, лежащие у вас на партах;
- ваши знания и сообразительность.
Итак, тема нашего урока - ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Слайд 1. II. Сообщение темы, целей и задач урока. Эпиграфом к нашему уроку станут слова Галилео Галилея: “Великая книга природы написана на языке математики”. Г. Галилей – ученый 16 века, основоположник естествознания – науки о природе. Сегодня на уроке мы с вами (обращаясь к доске): - повторим понятия, связанные с пропорцией, отношением;
- познакомимся с золотым сечением, золотым прямоугольником;
- узнаем, где в жизни встречаются золотое сечение, золотой прямоугольник;
- узнаем, почему такое название “золотое” сечение;
- выясним, почему у нашего урока такой эпиграф.
А что такое эпиграф? - Эпиграф – это высказывание, характеризующее основную идею произведения. III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. Прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести проездной билет по стране Золотое сечение. Стоимость билета – три правильно решенных уравнения. Кто готов купить билет? Все готовы, молодцы! Но, сначала ответим на вопросы: - Что такое отношение? - Что такое пропорция? - Основное свойство пропорции? Занимаем очередь у билетной кассы! Кто хочет оказаться первым и попробовать свои силы у доски? (Учащиеся работают в тетрадях – (Приложение 1 - стр.8) Х/12 = 10/2 Х = 60. Следующее уравнение. Кто хочет выйти к доске? 389 : V = 1 : 5 V = 1945 Кто определит, какое знаменательное событие связывает корни этих двух уравнений? - 60 –ти летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы уже на два шага приблизились к покупке билета, остался один шаг – еще одно уравнение! Здесь вам предоставляется выбор. Какое уравнение вы хотите решить? Корень первого – год появления первой обзорной географической карты Российской империи (1). Корень второго уравнения – год выхода в свет первой в мире кулинарной книги (2). Какая дата вас больше интересует, такое уравнение и решайте! (запись уравнений на доске; уравнения закрыты листами с надписями (1) и (2). (1): 578 : k = 1 : 3, k = 1734. (2): 2 : 1 = k : 779 k = 1558. Все справились с заданием, все заработали на билет – он лежит у вас на парте. Это шоколадка “Аленка”. Просьба сохранить билет до конца путешествия и употребить по назначению после урока. Итак, отправляемся! IV. Усвоение новых знаний. С давних пор ученые занимались поисками гармонии и совершенства. Одним из таких вопросов был деление отрезка таким образом, чтобы отношение частей было совершенным. Задолго до нашей эры, в различных точках мира, разные ученые, независимо друг от друга, находили это отношение, и у всех это отношение было одним и тем же. И сейчас мы с вами найдем такое деление отрезка, таким способом, каким его нашел знаменитый ученый Пифагор. В ваших тетрадях (Приложение 1 - стр.2) начерчена фигура, как она называется? - Пятиугольник. - Правильно! И с помощью этого пятиугольника мы найдем это совершенное отношение. Постройте две диагонали пятиугольника, как показано на экране Слайд 2. И расставьте буквы, как показано на экране. Измерьте отрезки АС и ВС и найдите отношение этих отрезков – меньшего к большему. Чему равно это отношение? - Приближенно 0,6. Правильно! А теперь, найдите отношение длин отрезков ВС и АВ. Чему равно это отношение? - Приближенно 0,6. Что же получается? Отношение АС к ВС и отношение ВС к АВ приближенно равны 0,6! Кто может составить верную пропорцию из этих отношений? - АС/ВС = ВС/АВ Такую пропорцию, где меньшее так относится к большему, как большее к целому, назвали золотой пропорцией. А деление отрезка в таком отношении – золотым сечением Слайд 2 Что означает слово сечение? - Отсечь, рассечь, разделить. Совершенно верно! Деление – сечение. А почему его назвали золотым, мы с вами выясним в конце урока. Проведите остальные диагонали пятиугольника. Какую фигуру вы получили? - Звезду. Какая фигура расположена внутри звезды? - Пятиугольник. И в этом пятиугольнике можно провести диагонали и получить звезду, и продолжать процесс можно бесконечно! Слайд 2. Этот пятиугольник называется пентаграммой, знак школы Пифагора. Во времена Пифагора он считался магическим. Отношение частей его диагоналей, названное золотым сечением, и приближенно равное 0,6, а более точно 0,618, считалось идеальным. Недаром пятиконечная звезда всегда привлекала человека своей формой. Вы часто рисовали эту звезду, не задумываясь о ее совершенной форме. А мы с вами обосновали красоту этой фигуры с помощью математики! V. Первичное закрепление знаний. Существует такое понятие - золотой прямоугольник. Может кто-то догадается, какой прямоугольник называется золотым, какая связь должна быть с золотым сечением? - Отношение ширины прямоугольника к его длине приближенно равно 0,6. Золотой прямоугольник обладает замечательным свойством: если от золотого прямоугольника отрезать квадрат со стороной равной ширине, то оставшийся прямоугольник также будет золотым. Проверьте это свойство в тетрадях (Приложение 1 - стр.3) Слайд 3. Психологи утверждают, что человек, живущий в комнате, имеющей форму золотого прямоугольника, более спокойный, уравновешенный. VI. Закрепление знаний Итак, мы с вами добрались до первой станции – Живописная. Слайд 5. Перед вами репродукция картины Ивана Шишкина “Корабельная роща” (Приложение 1 стр.4). Слайд 6. Назовите самую яркую деталь на той картине. - Освещенная солнцем сосна. Что вы можете сказать о месте расположения этой сосны? - Она делит картину в отношении золотого сечения. Проверьте это! Ярко освещенная солнцем сосна, стоящая на переднем плане, делит длину картины по горизонтали в золотом отношении. Справа от сосны, освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по вертикали. Так же можно найти мотивы золотого сечения и в других частях картины. Это вы можете проверить дома. Наличие в картине ярких деталей, делящих ее по золотому сечению, придает картине уравновешенность, чувство спокойствия и гармонии. Картины великих художников, вызывающие непонятную, притягательную силу, запоминающиеся, написаны с применением золотого сечения. Чтобы создать шедевр, даже в искусстве необходима математика! Следующая станция – Архитектурная Слайд 7. Кто знает, как называется это здание? Слайд 8. и где оно находится? - Парфенон, находится в Греции. Это здание построено в 5 веке до н.э. зодчим Иктином, в честь богини Афины. Это здание – символ Греции, тоже построено по принципу золотого сечения. Оно считается совершеннейшим из архитектурных сооружений. Отношений высоты здания к его длине равно приближенно 0, 618. По вертикали здание также делится по золотому сечению с точностью до тысячных!!! Проверить эти отношения вы сможете дома самостоятельно в своих тетрадях (Приложение 1 - стр. 5) Золотое сечение очень часто используется в строительстве, пример тому Дом Пашкова, считавшийся одним из самых красивых зданий в Москве в 19 веке (с него началось развитие библиотеки им. Ленина), Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади. Слайд 9. Беседуя об архитектуре, мы с вами незаметно до...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2163
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|