Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-зачет-вертушка по теме Основы экологии (10-й класс) - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Урок-зачет-вертушка по теме Основы экологии (10-й класс)


Автор(ы): Саранцев Владимир Николаевич, учитель химии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: проверить качество усвоения знаний учащихся по курсу экологии 10-го класса.
Оборудование: таблиц по экологии, карточки-задания, раздаточный материал.
Эпиграф урока:
“Ум заключается не только в знании, но и умение прилагать знания на деле”.
Аристотель
Ход урока
I. Организационный момент

Для проведения зачета “вертушки” надо переставить столы в кабинете так, чтобы получить пять секций. Предлагаемая методика разработана для класса, в котором 25 учеников, в каждой секции одновременно работают пять человек. Для удобства на столах стоят буквы – указатели секций: “А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”. Каждый ученик, входя в кабинет, получает “маршрутный лист”. В соответствии с ним он работает в течении урока. Все переходы из секции в секцию происходят только по указанию учителя, т.е. время на выполнение каждого задания регламентировано (7–8 минут). “Маршрутные листы” составлены таким образом, что пятерки, работающие за одним столом, постоянно меняются.
Работая в каждой секции, ученик выполняет определенный вид заданий. Так, например:
В секции “А” предлагается ответить на теоретический вопрос;
В секции “В” дать определение терминам;
В секции “С” решить экологическую задачу;
В секции “Д” выполнить текстовое задание;
В секции “Е” вписать пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
Как видите, зачет достаточно многофункционален. Учитель может варьировать задания в зависимости от уровня класса и вопросов, которые необходимо проверить. Оценки можно выставлять за работу в каждой секции или вывести общую (по желанию учителя).
“Маршрутные листы”
  1. Д-5, Е-1, В-3, С-4, А-2.
  2. Д-4, А-1, Е-5, В-2, С-3.
  3. Д-3, С-2, В-1, А-5, Е-4.
  4. Д-1, Е-2, В-4, А-3, С-5.
  5. Д-2, Е-3, А-4, В-5, С-1.
  6. А-5, Е-4, Д-3, С-2, В-1.
  7. А-2, Д-5, Е-1, В-3, С-4.
  8. А-3, С-5, Д-1, Е-2, В-4.
  9. А-4, В-5, С-1, Д-2,Е-3.
  10. А-1, Е-5, В-2, С-3, Д-4.
  11. В-4, А-3, С-5, Д-1, Е-2.
  12. В-2, С-3, Д-4, А-1, Е-5.
  13. В-3, С-4, А-2, Д-5, Е-1.
  14. В-1, А-5, Е-4, Д-3, С-2.
  15. В-5, С-1, Д-2, Е-3, А-4.
  16. С-1, Д-2, Е-3, А-4, В-5.
  17. С-2, В-1, А-5, Е-4, Д-3.
  18. С-5, Д-1, Е-2, В-4, А-3.
  19. С-4, А-2, Д-5, Е-1, В-3.
  20. С-3, Д-4, А-1, Е-5, В-2.
  21. Е-4, Д-3, С-2, В-1, А-5.
  22. Е-5, В-2, С-3 Д-4, А-1.
  23. Е-1, В-3, С-4, А-2, Д-5.
  24. Е-2, В-4, А-3, С-5, Д-1.
  25. Е-3, А-4, В-5, С-1, Д-2.
II. Проверка знаний и умений учащихся. Карточки с заданиями (с секциями)
Секция “А”
А-1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
Элементы ответа:
  1. Видовым разнообразием;
  2. Числом звеньев цепи питания;
  3. Саморегуляцией и сомовозобновлением.
А-2. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?
Элементы ответа:
  1. Числом видов;
  2. Числом ярусов;
  3. Видовым составом, разнообразием видов.
А-3. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
Элементы ответа:
  1. Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
  2. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес;
  3. Под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые в последствии полностью вытеснят другие деревья;
А-4. В чем проявляются особенности биосферы, как оболочки Земли?
Элементы ответа:
  1. В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмам;
  2. Непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;
  3. Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.
А-5. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
Элементы ответа:
  1. Неурожай семян ели;
  2. Увеличение численности хищников – лисиц, куниц;
  3. Увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов;
Секция “В”
В-1.
Дать определение терминам: автотрофы, фотосинтез, экология, конкуренция, биосфера.
В-2. Дать определение терминам: гетеротрофы, фенология, зоохория, симбиоз, биогеоценоз.
В-3. Дать определение терминам: продуценты, хищничество, биоценоз, криофилы, биомасса.
В-4. Дать определение терминам: консументы, термофилы, сукцессия, мутуализм, пищевая цепь.
В-5. Дать определение терминам: редуценты, экосистема, паразитизм, популяция, агроценозы.
Секция “С”
С-1.
Решить экологическую задачу.
В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?
Ответ: форель обитает в реках и ручьях с холодной водой – в ней содержится больше кислорода. Температура воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилась, что и привело к гибели форели.
С-2. Решить экологическую задачу.
Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?
Ответ: хищные рыбы – заключительное звено в цепи питания:
водные растения или зоопланктон – растительноядные;
рыбы и мальки – хищные рыбы.
С-3. Решить экологическую задачу.
В Казахстане проводилось истребление сусликов отравленной приманкой. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не поедали. Объясните причину гибели хищников.
Ответ: хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели.
С-4. Решить экологическую задачу.
Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб?
Ответ: пленка нефти на поверхности воды препятствует поступлению кислорода в водоем.
С-5. Решить экологическую задачу.
В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?
Ответ: ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи.
Секция “Д”
Д-1.
Выполнить текстовое задание.
1. Антропогенными называют факторы:
  1. связанные с деятельностью человека
  2. абиотического характера
  3. обусловленные историческими изменениями зеленой коры
  4. определяющие функционирование биогеоценозов
2. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений:
  1. Паразит-хозяин
  2. Хищник-жертва
  3. Конкуренция за пищу
  4. Симбиотические
3. Определите правильно составленную пищевую цепь:
  1. Семена ели – еж - лисица
  2. Лисица – еж – семена ели
  3. Семена ели – мышь – лисица
  4. Мышь – семена ели – еж
4. К агроэкосистемам относят:
  1. Смешанный лес
  2. Заливной луг
  3. Зарастающее озеро
  4. Пшеничное поле
5. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:
  1. Растений и животных планеты
  2. Многоклеточных организмов планеты
  3. Микроорганизмов планеты
  4. Живых организмов планеты
Ответы: 1-a, 2-d,3-c, 4-d, 5-d
Д-2. Выполнить текстовое задание.
1. К абиотическим факторам среды относят:
  1. подрывание кабанами корней
  2. нашествие саранчи
  3. скопление помета в колониях птиц
  4. обильный снегопад
2. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между:
  1. хищниками и жертвами
  2. паразитами и хозяевами
  3. продуцентами и консументами
  4. видами со сходными потребителями
3. Определите верно составленную пищевую цепь:
  1. ястреб – дрозд – гусеница – крапива
  2. крапива – дрозд – гусеница – ястреб
  3. гусеница – крапива – дрозд – ястреб
  4. крапива – гусеница – дрозд – ястреб
4. Наибольшее количество видов находится в экосистеме:
  1. березовой рощи
  2. тропического леса
  3. дубравы
  4. тайги
5. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется:
  1. разнообразием ее видового состава
  2. конкуренцией между организмами
  3. популяционными волнами
  4. закономерностями наследственности и изменчивости организмов
Ответы: 1-г, 2-г, 3-г, 4-б, 5-а.
Д-3. Выполнить текстовое задание.
1. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:
  1. света
  2. тепла
  3. воды
  4. минеральных веществ
2. Конкуренция в экосистеме существует между:
  1. дубом и березой
  2. елью и черникой
  3. елью и ландышем
  4. дубом и белым грибом
3. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных – это:
  1. продуценты
  2. редуценты
  3. консументы I порядка
  4. консументы II порядка
4. Примером смены экосистемы служит:
  1. отмирание надземных частей растений зимой на снегу
  2. сокращение численности хищников в лесу
  3. изменение внешнего облика лесного сообщества зимой
  4. зарастание водоема
5. Биосфера представляет собой:
  1. комплекс видов, обитающих на определенной территории
  2. оболочку Земли, заселенную живыми организмами
  3. совокупность наземных биогеоценозов
Ответы: 1-а, 2-а,3-б, 4-г, 5-б.
Д-4. Выполнить текстовое задание.
1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
  1. абиотическими
  2. биотическими
  3. экологическими
  4. антропогенными
2. Паразитический организм:
  1. вступает в симбиотические...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.20 | Просмотров: 2966

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340