Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Второй урок по теме: Импрессионисты - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Второй урок по теме: Импрессионисты


Автор(ы): Семыкина Елена Николаевна, научный сотрудник


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Второй урок по теме: Импрессионисты.
На первом уроке по теме: “ Импрессионисты” ученики познакомились со временем возникновения импрессионизма (вторая половина XIX века), характерными художественными приемами художников импрессионистов: пленэрная живопись, применение системы валеров, живопись чистыми красками. Дети начали изучение творчества Ренуара (“Бульвар Капуцинок”, “Портрет Жанны Самари”, “Ложа”), Дега( “Танцовщица у фотографа”, “Голубые танцовщицы”), К. Моне (“Впечатление: восход солнца”, “ Кувшинки”), Писсарро( “ Полдень. Эраньи”, “Площадь Французского театра в Париже”)/.
Урок – настроение.
Тип урока
: урок расширения и углубления темы.
Цель урока
:
- мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества импрессионистов;
- создание атмосферы творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискуссии);
-включить каждого учащегося в те виды деятельности, которые более всего соответствуют природе его мышления и его способностям.
Задачи урока:
Образовательные:
  • познакомить учеников с письмами К. Моне, О. Ренуара, раскрывающими сложные жизненные обстоятельства и творческие поиски художников;
  • актуализация знаний учащихся;
  • обучение элементам анализа художественного произведения.
Развивающие:
    • развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать музыку, живопись, поэзию и выражать свое отношение к ней;
    • актуализировать стремление учащихся к самовыражению, познанию внешнего и внутреннего мира;
    • развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения.
Воспитательные:
    • формировать понимание того, что добиться длительных успехов можно только прилагая много труда и терпения;
    • формировать умение выражать свою эстетическую позицию и отстаивать ее;
    • воспитывать умение дорожить дружбой и простыми человеческими чувствами.
Оборудование урока: Репродукции картин импрессионистов; слайды картин импрессионистов; аудиозаписи: Прелюдия “Девушка с волосами цвета льна” и “Снег танцует” К. Дебюсси; тексты стихотворений: П.Верлена, А. Рэмбо, Р. М. Рильке, Ш. Бодлера; кружевной зонтик, несколько кофейных чашек и блюдец, газовый платок, коробочки с зернами кофе, цветные карточки, кисточки и краски, фломастеры, ватман.
ТСО:
слайд-проектор, аудио-магнитофон, маленькая лампа с отражателем.
Ход урока:
Надпись на доске: ИМПРЕССИОНИСТЫ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Учитель задает вопрос: Почему рядом с импрессионистами еще одно слово - впечатление? (Ученики, как правило, отвечают, что творчество импрессионистов создает определенное настроение, или что так называлась картина художника Клода Моне “Впечатление: восход солнца”, от названия которой и возник термин импрессионизм, или что impression в переводе с французского - впечатление).
Объединение в группы: каждый вытягивает одну из разноцветных карточек; те, у кого цвет карточек совпадает, оказываются в одной группе.
Учитель говорит классу, что продолжается погружение в тему: ИМПРЕССИОНИСТЫ и предлагает подобрать эпиграф к уроку вместе. После обсуждения каждая группа предлагает свой эпиграф и записывает его на доске.
Погружение в эпоху. Свет гаснет, тонкий луч пронизывает класс, выхватывает репродукции картин импрессионистов, останавливается на картине Клода Моне “Стог сена около Живерни”, звучит прелюдия Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”. Зажигается свет.
Учитель предлагает высказать свои впечатления от прослушанной музыки и просит каждого ученика составить на листочке ассоциативный ряд. Ученики в каждой группе обмениваются листочками со своими ассоциациями; обсуждают в чем их оценки интонационно совпадают или различны (записи должны быть лаконичными).
Заранее подготовленные ученики зачитывают отрывки из писем художников к торговцу картинами Полю Дюран-Рюэлю, который одним из первых оценил творчество импрессионистов и решительнее, чем кто-либо другой, выступил в их защиту.
Письма К. Моне:
“ Живерни, 5 июня 1883 г.
Дорогой господин Дюран,…Мне пришлось построить на берегу Сены сарай для лодок, где я мог бы заодно оставлять мольберт и холсты. …теперь я могу думать только о живописи, тогда как раньше был поглощен судьбой своих лодок: от дома до Сены неблизко, и мне надо было пристроить их в надежное место. Кроме того, я занимался садом,- а это тоже требует времени,- чтобы иметь цветы, которые я смогу писать в дурную погоду. Все это наконец позади, я больше не расстаюсь с кистью и сделаю для Вас вещи, которые Вам понравятся. …”.перед фразой “чтобы иметь цветы” учитель спрашивает: Как вы думаете для чего же художник занимается садом? Ученики высказывают свои предположения. Учитель говорит, что Моне сам ответил на этот вопрос.
“ Живерни, 15 мая 1884 г.
Дорогой господин Дюран,
С самого возвращения пребываю в ужасной тревоге. Очень хотел бы быть в курсе всех событий - как приятных, так и плохих. Мне не терпится узнать, надеетесь ли Вы выйти из затруднительного положения и каким способом. Я лично так волнуюсь и обеспокоен, что не могу работать.
Ренуар пишет, что он посоветовал Вам, дешево продать наши картины. Если это поможет Вам справиться с трудностями, не задумывайтесь ни минуты - мы Вам напишем другие…”
“ Живерни, 30 мая 1884 г.
Дорогой господин Дюран-Рюэль,
Сегодня вечером вышлю Вам, наконец, багажом ящик с восемью картинами, список которых прилагаю ниже…”.
Учитель обращает внимание учеников, что картина “Стог сена около Живерни” написана именно в это время. Вопросы классу: Какие чувства испытывает художник в этот период, все ли связаны с творчеством или обычные, простые человеческие переживания волнуют Моне? (Ученики высказывают свои мнения, обсуждают их).
Из данных стихотворений выберите два: одно – соответствующее первому вашему впечатлению от выбранной картины (обоснуйте почему выбрали именно эту картину и это стихотворение); второе - творчеству импрессионистов.
Поль Верлен.
За музыкою только дело…
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело…
Всего милее полутона…
О, если б в бунте против правил
Ты рифмы совести прибавил…
Так музыки же вновь и вновь
Пускай в твоем стихе с разгону
Блеснет вдали преображенной
Другое небо и любовь…
***
Сначала музыку! Певучий
Придай размер стихам твоим,
Чтоб невесом, неуловим,
Дышал воздушный строй созвучий.
Строфу напрасно не чекань,
Пленяй небрежностью счастливой,
Стирая в песне прихотливой
Меж ясным и неясным грань…
Так музыку всегда, везде!
Пусть будет стих твой окрыленный
Как бы гонцом души влюбленной
К другой любви, к другой звезде.
И если утро встанет хмуро,
Он, пробудив цветы от сна,
Дохнет, как ветер, как весна.
Все прочее литература!
(перевод В. Левика)
Артюр Рембо.
В сапфире сумерек пойду я вдоль межи,
Ступая по траве подошвою босою.
Лицо исколют мне колосья спелой ржи,
И придорожный куст обдаст меня росою.
Не буду говорить и думать ни о чем-
Пусть бесконечная любовь владеет мною-
И побреду, куда глаза глядят, путем
Природы счастлив в ней,
Как с женщиной земной.
(перевод Б. Лившица )
***
Игрушка хмурых вод, я не могу, не смею
-О, неподвижный челн, о, слабость рук коротких!-
Ни желтый тот цветок сорвать, ни этот кроткий,
Что с пепельной воды манит меня синея
На ивах взмах крыла колеблет паутину.
Давно на тростниках бутонов не находят.
Мой неподвижный челн, и цепь его уходит
В глубины этих вод- в какую грязь и тину?
Шарль Бодлер.
Позволь мне долго, долго вдыхать запах твоих волос, погрузить в них все мое лицо, как погружает его жаждущий в воду источника, и колыхать их рукой, как надушенный платок, чтобы встряхнуть рой воспоминаний.
О, если бы ты могла знать все, что я вижу! Все, что я чувствую! Все, что слышу в твоих волосах! Моя душа уносится вдаль в благоуханиях, как души других в звуках музыки…
Райнер Мария Рильке.
И все- таки, хоть наша жизнь течет
Тесна и ненавистна нам самим,
Есть чудо – мы его не объясним,
Но чувствуем: любая жизнь живет.
Живет, но кто? Не вещи ли живут
Несыгранной мелодией минут,
Как в тело арфы, втиснуты в закат?
Не ветры ли, что над рекой шумят?
Деревья ли в своей осенней дрожи?
Одни цветы, а может, травы тоже?
Живет, быть может, тихо старясь, сад?
Иль птицы, что загадочно летят,
Иль звери, что бегут? Живет, но кто же?
А может быть, Ты Сам живешь, о Боже?
***
Все возвеличится и вознесется:
Земля задышит и вода польется,
Поднимутся леса и рухнут стены,
И в том краю счастливом приживется
Народ, работающий неизменно.
Не станет церкви, Бога заковавшей
И горестно над Ним запричитавшей,
Как над подбитым зверем слезы льют,-
Гостеприимно распахнутся двери,
Забудутся ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.21 | Просмотров: 2173

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340