Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Второй урок по теме: Импрессионисты
Автор(ы): Семыкина Елена Николаевна, научный сотрудник
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Второй урок по теме: Импрессионисты. На первом уроке по теме: “ Импрессионисты” ученики познакомились со временем возникновения импрессионизма (вторая половина XIX века), характерными художественными приемами художников импрессионистов: пленэрная живопись, применение системы валеров, живопись чистыми красками. Дети начали изучение творчества Ренуара (“Бульвар Капуцинок”, “Портрет Жанны Самари”, “Ложа”), Дега( “Танцовщица у фотографа”, “Голубые танцовщицы”), К. Моне (“Впечатление: восход солнца”, “ Кувшинки”), Писсарро( “ Полдень. Эраньи”, “Площадь Французского театра в Париже”)/. Урок – настроение. Тип урока: урок расширения и углубления темы. Цель урока: - мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества импрессионистов; - создание атмосферы творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискуссии); -включить каждого учащегося в те виды деятельности, которые более всего соответствуют природе его мышления и его способностям. Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с письмами К. Моне, О. Ренуара, раскрывающими сложные жизненные обстоятельства и творческие поиски художников; актуализация знаний учащихся; обучение элементам анализа художественного произведения. Развивающие: развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать музыку, живопись, поэзию и выражать свое отношение к ней; актуализировать стремление учащихся к самовыражению, познанию внешнего и внутреннего мира; развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения. Воспитательные: - формировать понимание того, что добиться длительных успехов можно только прилагая много труда и терпения;
- формировать умение выражать свою эстетическую позицию и отстаивать ее;
- воспитывать умение дорожить дружбой и простыми человеческими чувствами.
Оборудование урока: Репродукции картин импрессионистов; слайды картин импрессионистов; аудиозаписи: Прелюдия “Девушка с волосами цвета льна” и “Снег танцует” К. Дебюсси; тексты стихотворений: П.Верлена, А. Рэмбо, Р. М. Рильке, Ш. Бодлера; кружевной зонтик, несколько кофейных чашек и блюдец, газовый платок, коробочки с зернами кофе, цветные карточки, кисточки и краски, фломастеры, ватман. ТСО: слайд-проектор, аудио-магнитофон, маленькая лампа с отражателем. Ход урока: Надпись на доске: ИМПРЕССИОНИСТЫ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Учитель задает вопрос: Почему рядом с импрессионистами еще одно слово - впечатление? (Ученики, как правило, отвечают, что творчество импрессионистов создает определенное настроение, или что так называлась картина художника Клода Моне “Впечатление: восход солнца”, от названия которой и возник термин импрессионизм, или что impression в переводе с французского - впечатление). Объединение в группы: каждый вытягивает одну из разноцветных карточек; те, у кого цвет карточек совпадает, оказываются в одной группе. Учитель говорит классу, что продолжается погружение в тему: ИМПРЕССИОНИСТЫ и предлагает подобрать эпиграф к уроку вместе. После обсуждения каждая группа предлагает свой эпиграф и записывает его на доске. Погружение в эпоху. Свет гаснет, тонкий луч пронизывает класс, выхватывает репродукции картин импрессионистов, останавливается на картине Клода Моне “Стог сена около Живерни”, звучит прелюдия Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”. Зажигается свет. Учитель предлагает высказать свои впечатления от прослушанной музыки и просит каждого ученика составить на листочке ассоциативный ряд. Ученики в каждой группе обмениваются листочками со своими ассоциациями; обсуждают в чем их оценки интонационно совпадают или различны (записи должны быть лаконичными). Заранее подготовленные ученики зачитывают отрывки из писем художников к торговцу картинами Полю Дюран-Рюэлю, который одним из первых оценил творчество импрессионистов и решительнее, чем кто-либо другой, выступил в их защиту. Письма К. Моне: “ Живерни, 5 июня 1883 г. Дорогой господин Дюран,…Мне пришлось построить на берегу Сены сарай для лодок, где я мог бы заодно оставлять мольберт и холсты. …теперь я могу думать только о живописи, тогда как раньше был поглощен судьбой своих лодок: от дома до Сены неблизко, и мне надо было пристроить их в надежное место. Кроме того, я занимался садом,- а это тоже требует времени,- чтобы иметь цветы, которые я смогу писать в дурную погоду. Все это наконец позади, я больше не расстаюсь с кистью и сделаю для Вас вещи, которые Вам понравятся. …”.перед фразой “чтобы иметь цветы” учитель спрашивает: Как вы думаете для чего же художник занимается садом? Ученики высказывают свои предположения. Учитель говорит, что Моне сам ответил на этот вопрос. “ Живерни, 15 мая 1884 г. Дорогой господин Дюран, С самого возвращения пребываю в ужасной тревоге. Очень хотел бы быть в курсе всех событий - как приятных, так и плохих. Мне не терпится узнать, надеетесь ли Вы выйти из затруднительного положения и каким способом. Я лично так волнуюсь и обеспокоен, что не могу работать. Ренуар пишет, что он посоветовал Вам, дешево продать наши картины. Если это поможет Вам справиться с трудностями, не задумывайтесь ни минуты - мы Вам напишем другие…” “ Живерни, 30 мая 1884 г. Дорогой господин Дюран-Рюэль, Сегодня вечером вышлю Вам, наконец, багажом ящик с восемью картинами, список которых прилагаю ниже…”. Учитель обращает внимание учеников, что картина “Стог сена около Живерни” написана именно в это время. Вопросы классу: Какие чувства испытывает художник в этот период, все ли связаны с творчеством или обычные, простые человеческие переживания волнуют Моне? (Ученики высказывают свои мнения, обсуждают их). Из данных стихотворений выберите два: одно – соответствующее первому вашему впечатлению от выбранной картины (обоснуйте почему выбрали именно эту картину и это стихотворение); второе - творчеству импрессионистов. Поль Верлен. За музыкою только дело… Почти бесплотность предпочти Всему, что слишком плоть и тело… Всего милее полутона… О, если б в бунте против правил Ты рифмы совести прибавил… Так музыки же вновь и вновь Пускай в твоем стихе с разгону Блеснет вдали преображенной Другое небо и любовь… *** Сначала музыку! Певучий Придай размер стихам твоим, Чтоб невесом, неуловим, Дышал воздушный строй созвучий. Строфу напрасно не чекань, Пленяй небрежностью счастливой, Стирая в песне прихотливой Меж ясным и неясным грань… Так музыку всегда, везде! Пусть будет стих твой окрыленный Как бы гонцом души влюбленной К другой любви, к другой звезде. И если утро встанет хмуро, Он, пробудив цветы от сна, Дохнет, как ветер, как весна. Все прочее литература! (перевод В. Левика) Артюр Рембо. В сапфире сумерек пойду я вдоль межи, Ступая по траве подошвою босою. Лицо исколют мне колосья спелой ржи, И придорожный куст обдаст меня росою. Не буду говорить и думать ни о чем- Пусть бесконечная любовь владеет мною- И побреду, куда глаза глядят, путем Природы счастлив в ней, Как с женщиной земной. (перевод Б. Лившица ) *** Игрушка хмурых вод, я не могу, не смею -О, неподвижный челн, о, слабость рук коротких!- Ни желтый тот цветок сорвать, ни этот кроткий, Что с пепельной воды манит меня синея На ивах взмах крыла колеблет паутину. Давно на тростниках бутонов не находят. Мой неподвижный челн, и цепь его уходит В глубины этих вод- в какую грязь и тину? Шарль Бодлер. Позволь мне долго, долго вдыхать запах твоих волос, погрузить в них все мое лицо, как погружает его жаждущий в воду источника, и колыхать их рукой, как надушенный платок, чтобы встряхнуть рой воспоминаний. О, если бы ты могла знать все, что я вижу! Все, что я чувствую! Все, что слышу в твоих волосах! Моя душа уносится вдаль в благоуханиях, как души других в звуках музыки… Райнер Мария Рильке. И все- таки, хоть наша жизнь течет Тесна и ненавистна нам самим, Есть чудо – мы его не объясним, Но чувствуем: любая жизнь живет. Живет, но кто? Не вещи ли живут Несыгранной мелодией минут, Как в тело арфы, втиснуты в закат? Не ветры ли, что над рекой шумят? Деревья ли в своей осенней дрожи? Одни цветы, а может, травы тоже? Живет, быть может, тихо старясь, сад? Иль птицы, что загадочно летят, Иль звери, что бегут? Живет, но кто же? А может быть, Ты Сам живешь, о Боже? *** Все возвеличится и вознесется: Земля задышит и вода польется, Поднимутся леса и рухнут стены, И в том краю счастливом приживется Народ, работающий неизменно. Не станет церкви, Бога заковавшей И горестно над Ним запричитавшей, Как над подбитым зверем слезы льют,- Гостеприимно распахнутся двери, Забудутся ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.21 | Просмотров: 2173
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|