Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование ресурсов школьной медиатеки в образовательном процессе - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Использование ресурсов школьной медиатеки в образовательном процессе


Автор(ы): Шевергина Алина Ивановна, учитель права


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Слово "Медиатека", как и "библиотека", сложносоставное. Оно включает в себя два слова "медиа" и "тека". Древнегреческое слово "тека" означает "хранилище", "массив каких-либо предметов", "помещение для хранения этого массива". Не менее древнее греческое слово "библион" переводится как "книга", понимая в расширительном значении: библиотека этимологически не только собственно книгохранилище, но и хранилище журналов, газет, кассет, дисков - словом, всех видов документов, составляющих библиотечный фонд. "Медиатека" - более позднее словообразование. Латинское слово media означает "средства", "способы".
Медиатека - это одно из структурных подразделений современной школы, в котором учителям и учащимся предоставляется возможность доступа к различным информационным носителям. В медиатеке сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр.
Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. В медиатеке есть возможность обратиться к книге, к видеофильму, к фонозаписи, пр. Телекоммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций. В компьютерной зоне медиатеки обеспечивается не только индивидуальная работа учащихся с обучающими программами по обобщению и коррекции знаний, изучению возможностей новых программных средств (в особенности систем мультимедиа), компьютерная верстка школьных изданий, но и поиск и использование удаленных баз данных, работа над телекоммуникационными проектами. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиатеки, предполагает наличие у школьников определенных пользовательских навыков и умений, которыми они могут овладеть либо на уроках информатики, либо ... в медиатеке. Структура, методическое обеспечение и дидактические возможности медиатеки обеспечивают построение целостного интенсивного учебного процесса личностно-ориентированного обучения. Учебно-дидактические материалы, хранящиеся на диске, содержат в себе различные виды информационного обеспечения организации учебной деятельности учащихся как в классе, так и при выполнении домашнего задания.
Организация процесса изучения дисциплины с использованием медиаресурсов
Этот принципиально новый педагогический сценарий проведения занятий позволяет при минимальной дополнительной нагрузке на учащихся значительно увеличить объем учебного материала и эффективность его усвоения за счет перераспределения уроков по технологической линии с использованием кабинетов 3-х типов:
  • Обычного кабинета;
  • Кабинета с компьютером, проектором и экраном;
  • Компьютерного кабинета.
Виды информационного обеспечения уроков, включенные в состав учебно-дидактических материалов на диске, и рекомендации по их применению в учебном процессе в рамках технологической линии:
  • Слайды (создаются самим учителем, во время урока проецируются с компьютера на экран, используются в кабинетах с компьютером, видеопроектором и экраном на любых этапах урока);
  • Медиолекции (рекомендуется использовать в кабинете с компьютером, проектором и экраном при объяснении нового материала или на уроках обобщения и систематизации знаний);
  • Медиозадачи (рекомендуется использовать в кабинете с компьютером, проектором и экраном при объяснении учителем нового материала или для организации работы над ошибками по результатам контрольного тестирования, а также для обобщающего повторения по теме и для подготовки к контрольному тестированию);
  • Тренировочные тесты и упражнения к параграфам (могут быть использованы в кабинете с компьютером, проектором и экраном, если предусматривается проверка усвоения материала учителем, а также в компьютерном кабинете для организации первичной проверки знаний и самоконтроля знаний учащихся под руководством учителя или для задания на дом);
  • Контрольные тесты (рекомендуется использовать в компьютерных кабинетах для организации контроля знаний учащихся под руководством учителя с получением статистики по каждому учащемуся и по классу в целом или в форме домашней компьютерной контрольной работы). По результатам выполнения контрольных тестов по теме каждый учащийся получает индивидуальную программу повторения, что помогает учителю проводить личностно-дифференцированное обучение вне урока.
Проектирование урока с использованием ЦОР
Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Тезис более чем очевидный, а поэтому - не требующий обоснований. На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках. Но учителя не спешат использовать новые возможности в своей работе. Я бы выделила две главные причины этого явления: отсутствие у педагогов специализированной квалификации и отсутствие методик встраивания цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
Организацию работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс в школе можно условно разбить на три этапа.
Первый этап организации работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает подготовку технической базы, анализ имеющихся в школе ЦОР и определение круга педагогов, которые войдут в инициативную группу. Цифровые образовательные ресурсы не так-то просто внедрить в сложившийся веками учебный процесс. Мало уделяется внимание на то, как наладить этот процесс, как помочь педагогу освоить новые подходы, способы, методы, формы работы при использовании ЦОР в преподавательской деятельности. Эти вопросы отдаются на усмотрение учителей. На первый взгляд, это кажется демократичным: учителю трудно навязать определенную форму ведения урока и определенный способ использования образовательных ресурсов. Каждый учитель подстраивает учебные материалы под свои потребности и возможности. И все же наивно верить, что учителя сами построят эффективные модели использования цифровых образовательных ресурсов в школе. Поэтому работа на втором этапе заключается в повышении квалификации учителей и обучении их использованию ЦОР в образовательном процессе. В нашей школе этот процесс проходил в рамках курсов предлагаемых ККИПКРО, МИМЦ, консультациями учителей творческой группы. На данный момент 70% учителей - предметников прошли 1 уровень подготовки на курсах "ИКТ- технологии в деятельности учителя - предметника", и 20% коллег активно используют ЦОР на занятиях. Главный вопрос, как проектировать урок с использованием цифровых ресурсов? Предлагаем выделить основные этапы его планирования и модел...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.21 | Просмотров: 1543

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340