Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеграция стохастической линии в школьный курс алгебры - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интеграция стохастической линии в школьный курс алгебры


Автор(ы): Мелехина Мария Игоревна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Различные варианты объёма и характера изложения в средней школе элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей (более кратко, стохастики) неоднократно появлялись и обсуждались на протяжении последних 10-15 лет. Первые версии, входившие в проекты обязательного минимума содержания обучения математике, включали явно избыточный материал (вплоть до плотностей непрерывно распределённых случайных величин, их математического ожидания и дисперсии и т.п.). Стандарт математического образования, принятый в 2004 году, зафиксировал объём стохастического материала в форме, более пригодной для включения в рамки традиционного курса алгебры и, позже, алгебры и начал анализа.
Вся стохастическая линия состоит из трёх частей: комбинаторной, вероятностной и статистической. Авторы различных учебно-методических комплектов по математике по-разному комбинируют эти составляющие. Например, в последнее время очень популярной стала идея о том, что базовой для изложения стохастики в школе должна непременно быть статистическая линия. Может быть (хотя, совсем и не очевидно), эта позиция верна, если говорить о преподавании именно и только стохастики. Однако в России имеется сложившийся курс математики в средней школе, и основная сложность состоит в наиболее приемлемой форме интеграции новых образовательных линий в традиционные методические рамки обучения. К тому же, реальные школьные учителя в подавляющем большинстве хоть как-то знакомы с элементами комбинаторики и простейшими задачами теории вероятностей, а вот вся статистическая терминология и идеология для них совершенно нова и непривычна.
Комбинаторику и, вообще, стохастику можно рассматривать как раздел “обычной” алгебры, а не как нечто специальное и отдельное. Другими словами, задачи по комбинаторике и теории вероятностей довольно часто можно интерпретировать как задачи на повторение, закрепление и углубление знаний по уже изученным темам курса алгебры. Приведу несколько примеров, показывающих реализацию этой идеи. Примеры 1 и 2 взяты из задачника [1].
1. На координатной плоскости отмечены все точки, абсциссы и ординаты которых равны одному из следующих чисел -3, -1, 1, 2, 7 (повторения допускаются).
а) Сколько всего таких точек?
б) Сколько точек лежит левее оси ординат?
в). Сколько точек лежит выше оси абсцисс?
г) Сколько точек лежит в круге радиуса 5 с центром в начале координат?
С одной стороны, при решении этого примера закрепляются комбинаторные навыки. С другой стороны, мы просто повторяем тему “Координатная плоскость” и не забываем про геометрию.
2. Известно, что х=2a3b5c и a, b, c – числа из множества {0, 1, 2, 3} (совпадения допускаются).
а) Найдите наименьшее и наибольшее значение числа х.
б) Сколько всего таких чисел можно составить?
в) Сколько среди них будет чётных чисел?
г) Сколько среди них будет чисел, оканчивающихся нулём?
По форме эта задача комбинаторная, а по существу закрепляет ранее пройденный алгебраический материал – разложение натуральных чисел на простые сомножители. В каждом из случаев формулировку можно делать теоретико-вероятностной. Например, “Какова вероятность того, что при случайном выборе точки она окажется выше оси абсцисс?”, см. пример 1 в).
Основная задача моей работы и состоит в попытке рассмотрения элементов комбинаторики и теории вероятностей в уже сложившихся рамках программы средней школы, в виде интегрирования стохастической линии в школьный курс алгебры.
Существующий курс алгебры содержит значительную долю упражнений, содержание которых примыкает к комбинаторно-вероятностной линии, либо может быть приведено к ней путём незначительных модификаций, путём дополнения их комбинаторным содержа...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.21 | Просмотров: 1825

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340