Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Влияние гендерных особенностей на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста основам экологии
Автор(ы): Безух Ксения Евгеньевна, старший преподаватель; Казакова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры зоологии; Трофимова Наталья Викторовна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как известно, дошкольник и младший школьник – это ребёнок-почемучка. В процессе активной деятельности он реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приёмы изучения своего окружения. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную направленность. Так, если в предметное окружение ребёнка входят различные объекты природы, то его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы становится неизбежным, естественным процессом познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Маленький исследователь интересуется не столько названиями предметов и явлений, сколько тем, что это и кто это? Он учится и осознаёт себя самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением у детей стремления самим докопаться до сути явлений. Как исследователя его интересует множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ, но не в готовом виде, иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Самостоятельное и разнообразное изучение основ естествознания и экологических закономерностей дает ощутимый результат и вселяет в ребенка уверенность в своих познавательных способностях. Кроме того, доминирующее в это время наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления. Как отмечает С.Н. Николаева (1999), в процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
- создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование:практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учётом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [13].
Однако обратим внимание на то, что между полами существует огромная дистанция и, хотя каждый ребенок от природы индивидуум, не ограниченный рамками стереотипных представлений о полах, мы собственными глазами видим, что мальчики и девочки учатся по-разному. На наш взгляд, этот факт следует обязательно учитывать при подборе заданий в процессе экологического обучения. В первую очередь выясним, какие гендерные особенности являются принципиальными в данном виде деятельности. Таблица 1 Половые различия в работе головного мозга и органов чувств Девочки
| Мальчики
| Женский мозг развивается быстреемужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правомполушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переходпроисходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие
| Клетки и кровообращениеголовного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчикипроявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария
| - получают больше сенсорнойинформации, у них лучше развиты слух, обоняние, восприятие через кончикипальцев и кожу
| - намного зорче и лучше видят, особенно приярком освещении
| - обладают лучшей способностью к вербализациичувств и реакций и вербальной коммуникацией (обладают большим словарнымзапасом)
| - имеют большие возможности для пространственноговосприятия, что полезно при проведении измерений, инженерном проектировании итопографии
| - лучше функционируют память (могут хранитьбольшой объем случайной информации) и чувственное восприятие
| - прекрасно запоминается только та информация,звенья которой имеют логическую связь или особую важность
| - лучше в грамматике, чтении, лексике, изучениииностранного языка, решении тестов
| - лучше играют в шахматы, успевают поматематике, читают карты
| Исходя из указанных данных, подходы к организации работы с мальчиками и девочками должны быть разными. Таблица 2 Рекомендации по созданию оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек в детском саду [7] Для мальчиков
| Для девочек
| Учить шитью и вышивке бисером для развития мелкой моторики
| Играть в игры с мячом и другие подвижные игры для развитиякрупной моторики
| Использовать многоэлементные строительные конструкторы, пазлы и другие подобные игрушки
| Использовать различные головоломки
| Расставить по всему помещению книги так, чтобы мальчики,не любящие чтение, ощущали «вездесущность» книг
| Построить в помещении площадку с безопасными ступеньками истимулировать детей забираться наверх
| Радоваться высокой энергии мальчиков, направляя ее науборку учебного помещения
| Хвалить детей чаще, чем нужно, особенно за хорошовыполненное действие
| Создать «доску чувств» для эмоционально закрытых детей: - на пробковую доску прикрепить слова «злой»,«печальный», «счастливый» и т.д.,
- под ними – воздушные шарики,
- разрешить детям бросать безопасные пластмассовыедротики-дартс в чувства, которыми они будут охвачены
| Обеспечить возможность практического осуществления«научных экспериментов», используя натуральные средства – песок, воду, глину,листья, веточки и т.д.
| Кроме того, при обучении экологическим закономерностям необходимо иметь в виду, что психологические особенности данного возраста делают наиболее актуальными эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг. При правильной организации занятий наблюдение за самостоятельностью детей, анализ её содержания позволяют учителю и воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности и уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка. Для формирования и развития экологических знаний и умений учащихся мы предлагаем организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1309
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|