Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Влияние гендерных особенностей на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста основам экологии - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Влияние гендерных особенностей на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста основам экологии


Автор(ы): Безух Ксения Евгеньевна, старший преподаватель; Казакова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры зоологии; Трофимова Наталья Викторовна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как известно, дошкольник и младший школьник – это ребёнок-почемучка. В процессе активной деятельности он реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приёмы изучения своего окружения. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную направленность. Так, если в предметное окружение ребёнка входят различные объекты природы, то его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы становится неизбежным, естественным процессом познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Маленький исследователь интересуется не столько названиями предметов и явлений, сколько тем, что это и кто это? Он учится и осознаёт себя самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением у детей стремления самим докопаться до сути явлений. Как исследователя его интересует множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ, но не в готовом виде, иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Самостоятельное и разнообразное изучение основ естествознания и экологических закономерностей дает ощутимый результат и вселяет в ребенка уверенность в своих познавательных способностях. Кроме того, доминирующее в это время наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления.
Как отмечает С.Н. Николаева (1999), в процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
  • создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
  • экспериментирование:практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учётом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
  • обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
  • наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [13].
Однако обратим внимание на то, что между полами существует огромная дистанция и, хотя каждый ребенок от природы индивидуум, не ограниченный рамками стереотипных представлений о полах, мы собственными глазами видим, что мальчики и девочки учатся по-разному. На наш взгляд, этот факт следует обязательно учитывать при подборе заданий в процессе экологического обучения.
В первую очередь выясним, какие гендерные особенности являются принципиальными в данном виде деятельности.
Таблица 1
Половые различия в работе головного мозга и органов чувств
Девочки
Мальчики
Женский мозг развивается быстреемужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правомполушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переходпроисходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие
Клетки и кровообращениеголовного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчикипроявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария
  • получают больше сенсорнойинформации, у них лучше развиты слух, обоняние, восприятие через кончикипальцев и кожу
  • намного зорче и лучше видят, особенно приярком освещении
  • обладают лучшей способностью к вербализациичувств и реакций и вербальной коммуникацией (обладают большим словарнымзапасом)
  • имеют большие возможности для пространственноговосприятия, что полезно при проведении измерений, инженерном проектировании итопографии
  • лучше функционируют память (могут хранитьбольшой объем случайной информации) и чувственное восприятие
  • прекрасно запоминается только та информация,звенья которой имеют логическую связь или особую важность
  • лучше в грамматике, чтении, лексике, изучениииностранного языка, решении тестов
  • лучше играют в шахматы, успевают поматематике, читают карты
Исходя из указанных данных, подходы к организации работы с мальчиками и девочками должны быть разными.
Таблица 2
Рекомендации по созданию оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек в детском саду [7]
Для мальчиков
Для девочек
Учить шитью и вышивке бисером для развития мелкой моторики
Играть в игры с мячом и другие подвижные игры для развитиякрупной моторики
Использовать многоэлементные строительные конструкторы, пазлы и другие подобные игрушки
Использовать различные головоломки
Расставить по всему помещению книги так, чтобы мальчики,не любящие чтение, ощущали «вездесущность» книг
Построить в помещении площадку с безопасными ступеньками истимулировать детей забираться наверх
Радоваться высокой энергии мальчиков, направляя ее науборку учебного помещения
Хвалить детей чаще, чем нужно, особенно за хорошовыполненное действие
Создать «доску чувств» для эмоционально закрытых детей:
  • на пробковую доску прикрепить слова «злой»,«печальный», «счастливый» и т.д.,
  • под ними – воздушные шарики,
  • разрешить детям бросать безопасные пластмассовыедротики-дартс в чувства, которыми они будут охвачены
Обеспечить возможность практического осуществления«научных экспериментов», используя натуральные средства – песок, воду, глину,листья, веточки и т.д.
Кроме того, при обучении экологическим закономерностям необходимо иметь в виду, что психологические особенности данного возраста делают наиболее актуальными эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг. При правильной организации занятий наблюдение за самостоятельностью детей, анализ её содержания позволяют учителю и воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности и уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка.
Для формирования и развития экологических знаний и умений учащихся мы предлагаем организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1309

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340