Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории
Автор(ы): Чайка Елена Константиновна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Сравнительно-исторический метод (СИМ) предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. СИМ позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им. Сравнительно-исторический метод служит также основой для исторической типологизации явлений и процессов, т.к. помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений. В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Далее или одновременно возможно использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализа, синтеза, индукции, гипотезы и др.) Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект – это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[1] Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории. Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний. Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В учебном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении. Схематично виды сравнения можно представить так: Использование сравнительно-исторического метода при изучении истории в школе способствует формированию исторического мышления и подготавливает учащихся к пониманию исторической закономерности через установление общности однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Подведение школьников к пониманию того, что в ходе исторического развития возможны некоторые закономерные процессы, начинается с первых лет обучения истории. Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения. Этапы формирования умения применять сравнительно – исторический метод. Этапы характеристики | Действия, лежащие в основе сравнения | I этап 3 – 7 кл. Сравнивается то, что сопоставимо при выделении существенных признаков | - Ознакомься с текстом;
- определи однородные явления;
- выдели в однородных явлениях существенные признаки;
- выдели в однородных явлениях сопоставимые признаки;
- расположи эти признаки в определенной последовательности (составь план сравнения);
- проведи последовательное сравнение обоих объектов (выскажи суждения о них по каждому из выделенных признаков по плану);
- установи сходства и различия;
- найди изменения в развитии явлений от одного этапа к другому;
- сделай оценочные суждения (вывод).
| II этап 8 – 9 кл. от сравнения однородных событий и процессов к сопоставлению их причин | 1. Ознакомься с объектом сравнения: - определи сравнимость объектов;
- определи основания сравнения;
- выбери определенную последовательность сравнения;
- выбери опорный объект сравнения.
2. Проведи первоначальный смысловой анализ: - проанализируй первый объект и сформулируй его признаки;
- проведи анализ второго объекта и сформулируй его признаки;
- сопоставь и выдели наиболее существенные признаки сходства;
- сопоставь и выдели отличительные признаки;
- установи причины сходства и различий;
- установи зависимость между объектами.
3. Сформулируй выводы. | III этап 10 – 11 кл. увеличивается количество сопоставимых объектов, усложняются сами объекты; большая степень самостоятельности | - ознакомься со всеми объектами сравнения;
- выдели сопоставимые;
- выдели структуру социального объекта;
- выяви взаимоотношения между ними;
- соотнеси явление, факт, эпоху, частный факт и общую закономерность общественного развития;
- определи и обоснуй последовательность сравнения;
- проведи комплексное сопоставление (сравни объекты в различных отношениях);
- применяй анализ, синтез, абстракцию;
- от установки причин сходства и различий перейди к поиску исторических закономерностей;
- сформулируй выводы, оценочные суждения.
| Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика. Еще в 70-е годы в рамках направления программированного обучения психологами и педагогами разрабатывалась идея поэтапного формирования умственных действий. Применение этого подхода к формированию умения сравнивать, на примере школьного курса истории, было представлено в работе Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории. [1978 г.] Обоснование важности обучения сравнению дал Лернер И.Я., говоривший о том, что «сравнительно-исторический метод, его применение при изучении истории способствует формированию исторического мышления школьников». [2] Публикации 80-90-х г.г., посвященные методу сравнения в школьном курсе истории, представлены статьями. Однако все они в той или иной мере повторяют цели, высказанные Запорожец Н.И., или конкретизируют их на основе учебного материала. Опираясь на работы Запорожец Н.И., можно представить приемы сравнения в виде таблицы. Приемы сравнения Линия сравнения | Характеристика приемов | Сравнительное описание | Сравнительное объяснение | С...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.22 | Просмотров: 1488
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|