Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания. Конспект урока по обществознанию по теме Конституция. Основной закон страныв 8-м классе
Автор(ы): Прокопьева Лидия Порфирьевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь» Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. Масштабы и темпы преобразований общественно-экономических отношений в мире XXI века таковы, что дальнейший прогресс в обществе возможен только на основе знаний. Основоположник теории стоимости, создаваемой знаниями, Т.Сакайя отмечал: «что мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями». Именно по этой причине современное общество называют инновационным: Innovation Driven Society. В современном историческом образовании можно выделить следующие черты: - гуманистическая ориентация школьного исторического образования, связанная с учетом и удовлетворением потребностей обучающихся;
- истории, как учебному предмету, принадлежит главная роль в воспитании патриотизма.
- фундаментальность в преподавании истории, выражающаяся в формировании ценностного отношения к историческим фактам;
- ориентация учебного процесса не только на знание программного материала, но и на самопознание.
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие развития общества, в соответствии с постоянно меняющимися его потребностями. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, они – с другой - несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего. Особый интерес представляют инновации, связанные с разработкой и внедрением технологий, способствующих реализовывать право учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Многолетний опыт преподавания истории все более убеждает нас в том, что изучение истории важно осуществлять без навязывания учащимся единственно правильного мировоззрения, избегать монолога и отдавать приоритет диалогу, руководствоваться принципами успешности, избегать формального учета успеваемости, не только преподносить фактические знания, но и учить приемам анализа и синтеза, доказательства и сопоставления, а также умениям выражать свою оценку событий. Одним из направлений инновационной работы, наряду с изменением содержания образования и изменением содержания учебно-воспитательного процесса, является изменение технологи обучения. Технологическая сторона обучения выявляет эффективность системы, выражается в освоении и использовании инновационных технологий в образовательном процессе, направленных, прежде всего, на личностно-ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся, дифференциацию обучения, формирование оценочных суждений школьников, включение отдельных учеников, наиболее подготовленных и мотивированных, в учебно-исследовательскую работу и т.д. Далее хотелось бы остановиться подробнее на некоторых наиболее эффективных технологиях, которые применимы в преподавании истории. Это технология адаптивной школы, проектная технология, модульная технология, технология формирования понятий, информационные технологии, критическое мышление, интерактивная технология и т.д. Сегодня определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации и пр. Интерактивное обучение – это освоение учеником опыта (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом. Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки классно-урочной системы (связанной с жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и пр.), необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией. Ихможно разделить на невербальные и вербальные. К невербальным относятся: - акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
- визуальные: выражение лица (заинтересованное, отстраненное – если в данный момент вы целенаправленно избегаете взаимодействия, желая спровоцировать детей на большую самостоятельность), позы и движения (располагающие к собеседованию), контакт глаз(взгляд на собеседника, уход от прямого взгляда и др.);
- тактильные: расстояние (далекое – близкое, по-разному действующее на интенсивность контакта), прикосновения (одобряющие, успокаивающие, гасящие агрессивность).
Среди вербальных приемов интерактивного обучения психологи выделяют: - умение задавать открытые вопросы (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);
- выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказать и «правильные» и «неправильные» точки зрения, не боясь, что их одернут, остановят и т. д.;
- готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающим понять, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие прекращалось, с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т. д.;
- ведение заметок, помогающих отслеживать ход занятия, его кульминацию, результативность.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения ( анализ, синтез, постановка целей и пр.) Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки. Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания в старших классах: - В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
- Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.
- Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.
- Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
- Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.
- Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.
В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока, но наиболее результативными являются семинары, лабораторные и практические работы. Оптимальным способом организации такого урока является пространство тренинга. Пример занятия Тема: Конституция. Основной закон страны. Цели: - познакомить обучающихся с основным законом страны;
- научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
- работать над формированием понятийного аппарата;
- развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
- продолжить формирование навыков работы в группе.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии. Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка. Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека. ХОД УРОКА Записывается тема урока. 1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»? Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал 2. Вопрос учителя. Что такое Конституция? Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске. 3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра«Неизвестная страна». Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.22 | Просмотров: 2239
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|