Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитательная система школы как условие творческого развития личности - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Воспитательная система школы как условие творческого развития личности


Автор(ы): Романова Оксана Александровна, учитель истории, заместитель директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и так далее. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения. Приоритет воспитательной миссии школы сформулирован в Законах об образовании РФ и РТ, в Национальной доктрине образования и “Программе развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ”, разработанной на основе федеральной Программы.
Приоритетными направлениями воспитательной работы объявляются:
  1. Укрепление и развитие связей по проблемам воспитания детей
  2. Профилактическая работа по предупреждению негативных проявлений в среде несовершеннолетней учащейся молодежи
  3. Содействие детскому и молодежному движению
  4. Образование и здоровье
  5. Совершенствование национально-регионального компонента воспитания
  6. Развитие творческих способностей личности средствами дополнительного образования
Но находят ли провозглашенные концепции и принципы практическую реализацию в школе? Часто нет.
Рассмотрим проблемы, сложившиеся в системе образования, на примере средней общеобразовательной школы № 89 Ново-Савиновского района города Казани.
Школа № 89 Ново-Савиновского района города Казани была открыта 1 сентября 1984 года и в 2004 году отмечала свое двадцатилетие. Школа имеет богатый опыт воспитательной работы, уже сложившиеся традиции. Однако существует много проблемных вопросов, которые нужно решать:
  • Перегрузка учителей и учащихся учебной работой
  • Отсутствие программ воспитания у классных руководителей
  • Отсутствие четкой координации и слаженности в работе различных подразделений школы
  • Незаинтересованность учащихся и учителей в школьной жизнью
  • Внеурочная деятельность не отличается высоким познавательным уровнем
Выход из создавшегося кризиса – системный подход к воспитательной работе в школе, создание гибких воспитательных программ, насыщенных социально-значимыми делами, решающими жизненные запросы детей.
Воспитательная система школы – это целостный организм, который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс.
Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность школьника.
Анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей, данные бесед) позволяют определить желаемый образ выпускника школы: творческой индивидуальности.
Творчество
– это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческих задач), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, навыки), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.
Таким образом, цель воспитательной работы школы:
  1. Создание условий для творческого развития личности школьника.
  2. Создание единого воспитательного пространства.
  3. Повышение статуса воспитательной работы в школе.
Данные цели обеспечиваются решением следующих задач:
  1. Создание коллектива единомышленников, организация работы творческих групп.
  2. Развитие и совершенствование системы дополнительного образования.
  3. Развитие форм ученического самоуправления.
  4. Активизация работы социально-психологической службы.
Ориентируясь на желаемый образ выпускника, цели и задачи, поставленные школой, были определены этапы становления и развития воспитательной системы:
I этап (подготовительный) 2003-2004 учебный год
  1. Знакомство с методической литературой по проблеме создания и развития воспитательной системы школы.
  2. Создание творческих групп педагогов для разработки проектов воспитательных программ для 1-4-х классов, 5-11-х классов.
  3. Проведение необходимой психологической подготовки учащихся, родителей, педагогов.
II этап (практический) 2004-2005 учебный год
  1. Организация для педагогического коллектива научно-методических семинаров по проблемам перестройки школы.
  2. Разработка материалов для тематических классных часов в рамках проектов воспитательных программ.
  3. Планирование тематики кружков, секций, факультативов.
  4. Введение практики платного дополнительного образования.
  5. Продолжение ознакомления учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией. Спецификой воспитательной работы школы.
III этап (обобщающий) 2005-2006 учебный год
  1. Анализ и коррекция создавшейся системы работы.
  2. Определение эффективности управления воспитательной деятельностью в школе.
  3. Выявление и оценка реальных результатов эффективности воспитательной работы.
  4. Определение перспектив развития.
На данный момент школа прошла третий этап развития. В работе школы можно наблюдать ряд изменений.
Произошли изменения в планировании деятельности школы на различных этапах: общешкольном (концепция развития школы, с 2003 года школа носит новый статус – школа с углубленным изучением отдельных предметов); классном.
Разработаны и апробированы два проекта воспитательных программ, с учетом которых строится планирование воспитательной работы: для 1-4-х классов “Клубные дела”, для 5-9-х классов “Истоки”.

В младшем звене (1-4-е классы) система воспитательной работы должна быть направлена на открытие школьниками самих себя, своих способностей, развитие интересов. Один из возможных путей поднятия общекультурного уровня школьников, развитие их творческой и познавательной активности – проведение серии клубных дел.
Цель данного проекта – создание у младших школьников целостного представления об окружающем мире, воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения.
Реализация данной цели достигается в процессе выполнения задач:
  • воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения;
  • воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности;
  • ознакомление с правилами культуры жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.
Программа представляет собой систему четырех проектов:
  • “Я и природа”;
  • “Я и Отечество”;
  • “Наши традиции”;
  • “Я и школа”.
Программа предусматривает следующую деятельность по реализации проектов:
  • систему классных часов
  • видеолекторий
  • экскурсии
  • художественно-прикладное творчество
  • осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел.
Целью проекта “Я и природа” является ознакомление учащихся с природой родного края, воспитание бережного отношения к ее богатствам.
Цель проекта “Я и Отечество” - знакомство с краем, где мы живем, формирование национального самосознания, изучение истории Отечества.
Целью проекта “Наши традиции” является знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремесел, изучение духовных ценностей народа.
Проект “Я и школа” формирует нравственное поведение, обучает практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры.
Воспитательная работа в 5-9-х классах основывается на проекте “Истоки”
Воспитательная цель проекта:
Формирование творческой индивидуальности (личности), усвоившей духовные ценности и традиции своего народа, имеющей сознательную и нравственную позицию, способную проектировать и строить свою жизнь на основе общенациональных ценностей.
Принципы воспитания, на которых основан проект:
  1. Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
  2. Целостность педагогического процесса – единство. Взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  3. Творческое начало воспитания.
  4. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы и общества.
Программа представляет собой систему трех целевых проектов: “Россиянин”, “Традиция”, “Мир семьи”.
Для реализации данных целевых проектов необходимо четкое обозначение междисциплинарных связей, ведение школьных кружков и факультативов и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Целевые проекты взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Проект “Россиянин”.
Цель проекта:

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее российской культуры.
Базовые ценности:
  • восстановление исторической памяти;
  • политическая, правовая культура;
  • гражданская позиция.
Деятельность по реализации проекта:
  1. Система классных часов.
  2. Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  3. Система мероприятий через школьную библиотеку.
Проект “Традиция”.
Цель проекта:
На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
Базовые ценности:
  • традиционные национальные праздники;
  • школьные традиции;
  • традиционное поведение.
Деятельность по реализации проекта:
  1. Система классных часов.
  2. Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  3. Работа кружков и секций.
Проект “Мир семьи”
Цель проекта:
Формирование потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей, знакомство учащихся с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие соответствующих умений и навыков: заботы о ближних, самообслуживания, распределение бюджета, проведение свободного времени и т. п.
Базовые ценности:
  • традиционный образ жизни.
  • отношение к семье как к основе государства.
  • целомудрие и нравственность в семейных отношениях.
Деятельность по реализации проекта:
  1. Система классных часов.
  2. Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  3. Работа социального педагога и психолога.
Жизнь хорошей школы насыщена событиями. В нашей школе, как и в практике многих других образовательных учреждений сложились традиции общих праздников, “ключевых дел”, КТД . Чтобы деятельность школы была небезразлична учащимся, подготовку, реализацию, рефлексию событий школьной и классной жизни необходимо было передать в руки школьников в процессе самоуправления.
С этой целью в школе было создано детское объединение “МАГИСТРАТ”.
ПОЛОЖЕНИЕ
о детском объединении “МАГИСТРАТ”
в школе № 89 с углубленным изучением отдельных предметов

1. Общие положения
“МАГИСТРАТ”:
Молодежная
А
ссо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3284

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340