Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Воспитательная система школы как условие творческого развития личности
Автор(ы): Романова Оксана Александровна, учитель истории, заместитель директора по ВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и так далее. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения. Приоритет воспитательной миссии школы сформулирован в Законах об образовании РФ и РТ, в Национальной доктрине образования и “Программе развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ”, разработанной на основе федеральной Программы. Приоритетными направлениями воспитательной работы объявляются: Укрепление и развитие связей по проблемам воспитания детей Профилактическая работа по предупреждению негативных проявлений в среде несовершеннолетней учащейся молодежи Содействие детскому и молодежному движению Образование и здоровье Совершенствование национально-регионального компонента воспитания Развитие творческих способностей личности средствами дополнительного образования Но находят ли провозглашенные концепции и принципы практическую реализацию в школе? Часто нет. Рассмотрим проблемы, сложившиеся в системе образования, на примере средней общеобразовательной школы № 89 Ново-Савиновского района города Казани. Школа № 89 Ново-Савиновского района города Казани была открыта 1 сентября 1984 года и в 2004 году отмечала свое двадцатилетие. Школа имеет богатый опыт воспитательной работы, уже сложившиеся традиции. Однако существует много проблемных вопросов, которые нужно решать: - Перегрузка учителей и учащихся учебной работой
- Отсутствие программ воспитания у классных руководителей
- Отсутствие четкой координации и слаженности в работе различных подразделений школы
- Незаинтересованность учащихся и учителей в школьной жизнью
- Внеурочная деятельность не отличается высоким познавательным уровнем
Выход из создавшегося кризиса – системный подход к воспитательной работе в школе, создание гибких воспитательных программ, насыщенных социально-значимыми делами, решающими жизненные запросы детей. Воспитательная система школы – это целостный организм, который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс. Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность школьника. Анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей, данные бесед) позволяют определить желаемый образ выпускника школы: творческой индивидуальности. Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческих задач), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, навыки), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью. Таким образом, цель воспитательной работы школы: Создание условий для творческого развития личности школьника. Создание единого воспитательного пространства. Повышение статуса воспитательной работы в школе. Данные цели обеспечиваются решением следующих задач: Создание коллектива единомышленников, организация работы творческих групп. Развитие и совершенствование системы дополнительного образования. Развитие форм ученического самоуправления. Активизация работы социально-психологической службы. Ориентируясь на желаемый образ выпускника, цели и задачи, поставленные школой, были определены этапы становления и развития воспитательной системы: I этап (подготовительный) 2003-2004 учебный год Знакомство с методической литературой по проблеме создания и развития воспитательной системы школы. Создание творческих групп педагогов для разработки проектов воспитательных программ для 1-4-х классов, 5-11-х классов. Проведение необходимой психологической подготовки учащихся, родителей, педагогов. II этап (практический) 2004-2005 учебный год Организация для педагогического коллектива научно-методических семинаров по проблемам перестройки школы. Разработка материалов для тематических классных часов в рамках проектов воспитательных программ. Планирование тематики кружков, секций, факультативов. Введение практики платного дополнительного образования. Продолжение ознакомления учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией. Спецификой воспитательной работы школы. III этап (обобщающий) 2005-2006 учебный год Анализ и коррекция создавшейся системы работы. Определение эффективности управления воспитательной деятельностью в школе. Выявление и оценка реальных результатов эффективности воспитательной работы. Определение перспектив развития. На данный момент школа прошла третий этап развития. В работе школы можно наблюдать ряд изменений. Произошли изменения в планировании деятельности школы на различных этапах: общешкольном (концепция развития школы, с 2003 года школа носит новый статус – школа с углубленным изучением отдельных предметов); классном. Разработаны и апробированы два проекта воспитательных программ, с учетом которых строится планирование воспитательной работы: для 1-4-х классов “Клубные дела”, для 5-9-х классов “Истоки”. В младшем звене (1-4-е классы) система воспитательной работы должна быть направлена на открытие школьниками самих себя, своих способностей, развитие интересов. Один из возможных путей поднятия общекультурного уровня школьников, развитие их творческой и познавательной активности – проведение серии клубных дел. Цель данного проекта – создание у младших школьников целостного представления об окружающем мире, воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения. Реализация данной цели достигается в процессе выполнения задач: воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения; воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности; ознакомление с правилами культуры жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях. Программа представляет собой систему четырех проектов: “Я и природа”; “Я и Отечество”; “Наши традиции”; “Я и школа”. Программа предусматривает следующую деятельность по реализации проектов: систему классных часов видеолекторий экскурсии художественно-прикладное творчество осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел. Целью проекта “Я и природа” является ознакомление учащихся с природой родного края, воспитание бережного отношения к ее богатствам. Цель проекта “Я и Отечество” - знакомство с краем, где мы живем, формирование национального самосознания, изучение истории Отечества. Целью проекта “Наши традиции” является знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремесел, изучение духовных ценностей народа. Проект “Я и школа” формирует нравственное поведение, обучает практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры. Воспитательная работа в 5-9-х классах основывается на проекте “Истоки” Воспитательная цель проекта: Формирование творческой индивидуальности (личности), усвоившей духовные ценности и традиции своего народа, имеющей сознательную и нравственную позицию, способную проектировать и строить свою жизнь на основе общенациональных ценностей. Принципы воспитания, на которых основан проект: Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества. Целостность педагогического процесса – единство. Взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы. Творческое начало воспитания. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы и общества. Программа представляет собой систему трех целевых проектов: “Россиянин”, “Традиция”, “Мир семьи”. Для реализации данных целевых проектов необходимо четкое обозначение междисциплинарных связей, ведение школьных кружков и факультативов и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Целевые проекты взаимосвязаны и взаимодополняемы. Проект “Россиянин”. Цель проекта: Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее российской культуры. Базовые ценности: - восстановление исторической памяти;
- политическая, правовая культура;
- гражданская позиция.
Деятельность по реализации проекта: Система классных часов. Общешкольные конкурсы, игры, праздники. Система мероприятий через школьную библиотеку. Проект “Традиция”. Цель проекта: На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества. Базовые ценности: традиционные национальные праздники; школьные традиции; традиционное поведение. Деятельность по реализации проекта: Система классных часов. Общешкольные конкурсы, игры, праздники. Работа кружков и секций. Проект “Мир семьи” Цель проекта: Формирование потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей, знакомство учащихся с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие соответствующих умений и навыков: заботы о ближних, самообслуживания, распределение бюджета, проведение свободного времени и т. п. Базовые ценности: традиционный образ жизни. отношение к семье как к основе государства. целомудрие и нравственность в семейных отношениях. Деятельность по реализации проекта: Система классных часов. Общешкольные конкурсы, игры, праздники. Работа социального педагога и психолога. Жизнь хорошей школы насыщена событиями. В нашей школе, как и в практике многих других образовательных учреждений сложились традиции общих праздников, “ключевых дел”, КТД . Чтобы деятельность школы была небезразлична учащимся, подготовку, реализацию, рефлексию событий школьной и классной жизни необходимо было передать в руки школьников в процессе самоуправления. С этой целью в школе было создано детское объединение “МАГИСТРАТ”. ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении “МАГИСТРАТ” в школе № 89 с углубленным изучением отдельных предметов 1. Общие положения “МАГИСТРАТ”: М олодежная Ассо...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3284
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|