Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Неделя психологии как одна из форм психологического просвещения в школе
Автор(ы): Морозова Наталья Александровна, педагог-психолог,учитель истории культуры Алтая
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Когда педагог – психолог начинает работать в школе, на него обрушивается шквал проблем, которые надо решить, поступает запрос от педагогов и детей. Хочется помочь всем и сразу. Но «скорая помощь» не всегда приносит желаемый результат. Мне давно хотелось провести Неделю психологии в школе. Но как? Как организовать, а самое главное – подготовить проведение. Ведь нужно многое изготовить, смастерить, воплотить… А в школе ты один педагог – психолог. Я вспомнила, что когда-то читала о неделе психологии в «Школьном психологе», пересмотрела всю подшивку газеты с 1999 года и нашла! Опыт коллег из Москвы и Сыктывкара очень помог мне, многие идеи я у них позаимствовала и очень им благодарна! Мы ставили следующие цели: - повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;
- формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
- содействие развитию личности учащихся;
- повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Наша неделя была тематической, и основная тема недели – дорога, путь, выбор правильной дороги, жизненного пути. Неделя удалась, все задуманное выполнено. Необычное в обычном Когда в школе было объявлено, что в апреле пройдет неделя психологии, никто особо и не заинтересовался, что же будет. Удивление было в понедельник, 18 апреля. Утром каждый входящий в вестибюль школы увидел улыбающихся ребят и психолога. Именно ему они улыбались, говорили «здравствуй» и предлагали выбрать один цветной жетончик, чтобы отметить свое настроение в начале дня на «Радуге настроений». И дети, и взрослые после такой встречи начинали как-то оглядываться, смотреть по сторонам и замечать, что в вестибюле висит карта «Путешествие по неделе» с красочно изображенной на ней дорогой в виде буквы «Пси», убегающей в даль, эмблема недели, а на карте – план работы на день (18.04.05). Всех входящих просили после окончания уроков снова подойти к ребятам и взять свой жетончик, чтобы отметить на «Радуге» свое настроение в конце рабочего дня. Торжественное открытие недели состоялось на общешкольной линейке, где были объявлены цели, задачи и главные мероприятия недели. В понедельник прошла презентация «Кирпичной стены». Предполагалось, что все желающие смогут прикрепить на стену белые облака, звездочки, листочки с написанными на них мечтами, так как на стене было первоначально написано: Мечта сбывается и не сбывается, Но все хорошее не забывается, А все хорошее – и есть мечта! Если мечта не сбудется, Ты поступай, как хочется, Но ни кому на свете грусти не выдавай… Однако, дети выбрали оптимальный вариант, они писали на кирпичиках (мы использовали обои с кирпичиками). Правда, тематика была самая разная, не только мечты. Например: «Разделите 8 класс на отстающих и успевающих». «Не грузите нас по геометрии, поменьше теорем». «Хочу, чтобы учителя были немножко добрее». «Возите детей в музеи в Барнаул». «Давайте устроим день самоуправления в школе». «Купите автобус для школьных нужд». «Купите Аленке Ледовских краски масляные» и многие другие. В этот же день для девятиклассников была проведена профигра «Остров». В конце рабочего дня ребята и взрослые снова отмечали свое настроение на «Радуге» и, уходя из школы, спрашивали: «А завтра что будет?» Во вторник рядом с «Кирпичной стеной» появился «Забор». На нем была фраза: «Я хочу, чтобы в нашей школе…» Каждый желающий мог продолжить начатое предложение. Нам казалось, что учащиеся и учителя должны повести диалог в переписке, так и вышло. «Забор» в основном был востребован учителями. Они, прочитав на стене записи детей, стали высказывать свои пожелания. Например: «Очень хочу, чтобы нас понимали и дети, и родители. Мы делаем все, чтобы и детям, и родителям было уютно в нашей школе. Взаимопонимание – это главное для нас. С уважением учитель физики». «Очень хочу, чтобы и ученики, и родители понимали, что образование – это то, что отличает человека от других представителей царства животных, что определяет его человеческую жизнь. Плюс к этому немного душевной чуткости, тепла, любви – и ты, как человек, состоялся! С уважением учитель биологии». Следует отметить, что пожеланий учителей было куда меньше, чем детских подписей на стене. Взрослые как-то держали огромную дистанцию, чувствовалось напряжение в учительском коллективе, но высказаться захотели немногие. Во всех классах в этот день прошла акция «Форма личности», а в пятом классе психологическая игра «Я и мы». В среду состоялась презентация «Книги Радости» для начальных классов. Мы объяснили детям, что каждый класс должен заполнить свою страничку. Это может быть коллективное творчество, а может, каждый захочет сам написать о своих радостях, успехах и достижениях. К концу дня мы предполагали «собрать» книгу и вместе ее прочитать. Однако, дети попросили дать им время, они хотели проиллюстрировать книгу, поэтому просили не торопить их. В результате получилась красочная книга, над изданием которой трудились все. В этот же день прошла игра для четвероклассников «Дорога в пятый класс», а для выпускников – «Вокзал мечты». Обе игры прошли успешно, мы получили хорошие отзывы. В четверг проходила игра «Следопыты», идею которой мы позаимствовали у московских коллег из Экономической школы-лицея. Каждый класс получил список вопросов, на которые нужно было ответить как можно быстрее. Все вопросы связаны со школой. Например: - Сколько в школе окон?
- Сколько классных комнат?
- Сколько детей из поселка Садовый обучается в нашей школе?
- Сколько лет зданию школы? и другие.
Примечательно, что трудились все классы с большим энтузиазмом. Кто-то ходил и считал окна, кто-то спрашивал ответы у учителей, а кто-то поспешил в школьный музей, чтобы уточнить, в каком году построили школу. Заняты были все! В этот же день прошли две акции: «Письмо психологу» и «Отдохни. Создай себе настроение» (для учителей). Учителям было предложено освоить некоторые приемы снятия мышечного напряжения, релаксации. Писем психологу в почтовом ящике оказалось немного, но ни одно письмо не осталось без ответа. Путешествие по неделе психологии подходило к концу, карта получала свой законченный вид, так как наполнялась содержанием каждого дня. И вот пятница, последний день недели. В седьмом классе прошло занятие с элементами тренинга «Чувства и эмоции», в гостях у первоклассников побывали ребята – зверята из «Лесной школы», а вечером прошло подведение итогов недели в форме «Круглого стола», который мы назвали «Круг общения». Все, кто пришел на встречу, сидели в круге, по кругу передавалась горящая свеча, и каждый высказывал свое мнение о проведении недели психологии. Ребята с удовольствием говорили о том, что им понравилось, на что следует обратить внимание, что не понравилось. В итоге было высказано предложение как можно чаще проводить неделю психологии. Вот некоторые оценки и пожелания: «Радуга настроений подняла настроение на всю неделю». «Узнали чуть больше о себе, ч...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.23 | Просмотров: 2338
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|