Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэтическая идея языка
Автор(ы): Филиппова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Поэтическая идея языка. Слова, слова, слова… В. Шекспир “Гамлет”. Священное уменье говорить, Рождать слова и строить фразу. Я знаю, люди состоят из слов, Которые им внутрь вошли, и тела. Е. Винокуров Когда-то, во времена мрачного средневековья, грамматика изображалась с ножом в правой руке – для подчистки ошибок и с розгой в левой – для наказания лентяев. Суровая наука, ничего не скажешь! А стала ли она добрее к обучающимся сегодня? Судя по катастрофически падающей грамотности наших учеников, вряд ли. Путь освоения русского языка (своего родного языка!) для многих очень и очень тернист. И часто не из-за лености. Почему? Что такое язык для каждого из нас? В чём конечная цель его изучения? В том, чтобы выучить все правила и попытаться делать как можно меньше ошибок при письме? В том, чтобы пользоваться языком как средством общения, выражая собственные мысли, эмоции, ощущения? А, может, язык нам дан также и для приобщения к культурным ценностям, накопленным народом за столетия, для совершенствования своего духовного мира? И то и другое, и третье. Но самое главное, мне думается, мы всё же пропускаем. Как там не крути, а Слово – средство выражения своего "Я" и созидания независимой творческой личности. Но о каком творчестве может идти речь, если для многих наших школьников русский язык – всего лишь концентрат сухих правил и определений? Они, безусловно, должны присутствовать на уроке, без них – никуда. Но усвоение грамматических правил должно быть не самоцелью, а средством познания всего многообразия языковых явлений. При таком подходе урок языка мыслится несколько иным. Главная его особенность- сотворчество учителя и ученика в познании, осмыслении, это творческая, исследовательская работа над словом, направленная на развитие личности каждого ребёнка. Современные условия развития образования, в том числе и литературного, выдвинули на первый план понятие "личности" ученика, деятельность же педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в нём возможностей. Новые концепции современного литературного и языкового образования школьников, представленные в различных программах (Кутузова А.., Княжницкого А.И., Коровиной В.Я.) также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности. Однако возникает вопрос: поддаётся ли обучению творческая деятельность учащихся, связанная с развитием речевых способностей? Какова природа речевых способностей ребёнка? И здесь мне хотелось бы привести цитаты двух учёных – лингвиста и психолога. В 1910 г. в своей работе “ Грамматика и история языка” К. Фосслер писал: “Идея языка по существу есть поэтическая идея, истина языка есть художественная истина, есть осмысленная красота”. В 1960-х годах психолог Н.И. Жинкин была высказана мысль о том, что “речь – это, безусловно, творческая функция человеческой психики”. С этими мыслями нельзя не согласиться. Таким образом, речевые способности ребёнка – речевая память, ассоциативность, субъективность, метафоричность, потребность чувствовать внутреннюю форму слова, создавать собственное высказывание – являются творческими. Как же развить эту потребность творить, самовыражаться, искать, ошибаться и снова искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать, читать и понимать, слушать и думать? Как подсказать ребёнку путь к овладению словом? Такие методы и приёмы, как: - прослушивание музыки,
- мелодекламация,
- иллюстрирование музыкальных и поэтических произведений,
- ассоциативный, лингвистический, стилистический эксперименты,
- устное словесное и графическое рисование,
- выразительное чтение,
- комплексный анализ художественного текста,
- метод семантического поля,
- написание сочинений различных жанров,
- инсценировки,
связаны с процессами восприятия иск...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1257
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|