Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Темперамент и выбор профессии
Автор(ы): Алексеева Татьяна Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель психологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: По окончании учебного занятия учащиеся смогут выделять структуру темперамента, узнавать и сравнивать особенности разных типов темперамента; определять особенности своего темперамента с помощью опросника Айзенка, особенности темперамента других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях, и прогнозируя его; подбирать рекомендуемые профессии к разным типам темперамента. Задачи: - Знакомство с понятием “Темперамент” и его структурными компонентами;
- Диагностика собственных формально-динамических характеристик личности;
- Определение типа темперамента различных людей по материалам видеоматериалов;
- Моделирование поведения людей с различным типом темперамента в одинаковой ситуации;
- Соотнесение содержания деятельности различных профессий с изученными видами темперамента.
ХОД ЗАНЯТИЯ - Приветствие
- Организационный момент
- Основная часть
- Вводное слово ведущего:
- На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно не ошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии? При обобщении ответов делаются выводы о том, что профессиональный выбор зависит: - от возможностей каждого (его способностей, темперамента);
- от предпочтений (интересов и склонностей);
- от требований профессии к личности соискателя;
- от возможностей родителей;
- от востребованности профессии на рынке труда.
Ведущий: Почему в одинаковых жизненных ситуациях разные люди ведут себя по-разному? - Работа с теоретическим материалом.
Презентация. Приложение1 Рассмотри картинку на экране. Какие варианты поведения человека в данной ситуации ты можешь назвать? Сегодня мы более подробно рассмотрим такую человеческую характеристику, как темперамент. (Ведущий рассказывает о темпераменте). Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни. Наиболее ранние сведения о темпераменте связаны с именем древнегреческого врача Гиппократа (V век до н.э.). Он объяснял наличие широко известных сегодня четырех типов темперамента различным соотношением жидкостей организма: крови - сангва, слизи - флегма, желчи - хола), черной желчи - мелайна хола. (Далее учащиеся знакомятся с определениями четырех типов темперамента). Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера). Характер “замешивается” на темпераменте. - Практические задания:
- Рассмотри картинки на экране, демонстрирующие различное поведение людей. Назови продемонстрированный тип темперамента.
- Рассмотри структуру темперамента, его характеристики на примере данных типов поведения. (Работа с таблицей на экране).
- По сюжетам видеороликов определи тип темперамента героя и обоснуй свое мнение человеку, не знакомому с психологией.
- Ваша группа – актерская группа во главе с режиссером-постановщиком (избирается вами), участвующих в съемках фильма (снимается на видеокамеру). Вам необходимо составить и разыграть в фильме продолжение предложенной конфликтной ситуации (видеосюжет) из позиций различных типов темперамента. Затем совместно с режиссером просмотрите видеозапись собственного выступления, соотнесите результат с задуманным, оцените результат собственной деятельности. Попробуйте предположить, какой тип темперамента преобладает у вас.
- Психологический практикум “Определи свой темперамент”.
Ведущий: Один из самых известных тестов по определению темперамента был разработан английским психологом Гансом Айзенком. Сейчас каждый из вас получит “бланк ответов”. Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова, как “часто”, “всегда”, “когда-нибудь”, “никогда”. - Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Опросник Айзенка Ведущий: Теперь же для того чтобы каждый смог выявить свой темперамент, я предлагаю вам пройти тест который состоит из 60 вопросов. Я буду зачитывать вопрос, вы в своей тетради ставьте его порядковый номер и свой ответ: “да” или “нет”. Если “да”, то “+”, если “нет”, то “-”. Ведущий зачитывает вопросы. Текст опросника: - Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
- Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
- Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
- Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Ты веселый человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Многое ли раздражает тебя?
- Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
- Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
- Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
- Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
- Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
- Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
- Ты любишь иногда похвастаться?
- Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
- Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
- Ты быстро решаешься на что-нибудь?
- Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
- Тебя легко огорчить чем-нибудь?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
- Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
- Ты любишь шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
- Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
- Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
- Тебя считают веселым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
- Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякий причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
- Тебе часто приходится вол...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.25 | Просмотров: 1605
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|