Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Математическая разработка декады математики в школе - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Математическая разработка декады математики в школе


Автор(ы): Стрельчук Ольга Степановна, учитель математики; Скворцова Людмила Петровна, заместитель директора по УВР; Курдюкова Татьяна Михайловна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к математике. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся. Ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многомa имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку – они неприемлемы. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Актуальность. Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения.
Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проблема: недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения.
Через внеклассную работу по математике могут быть ликвидированы следующие противоречия:
  • недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;
  • большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;
  • отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;
  • не всегда учитываются интересы учащихся;
  • привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении математических заданий у школьников вызывает трудности.
Внеклассная работа — это обязательное звено учебно–воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм математические декады занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. В предлагаемой работе основное внимание уделяется игровой форме проведения мероприятий в рамках декады математики.
Цель — в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Задачи:
  • Изучить учебные, познавательные интересы учащихся.
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.
  • Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.
  • Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
  • Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.
  • Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.
Данная методическая разработка состоит из двух частей. В первой подробно описывается применение игровой технологии во внеурочной деятельности. Вторую часть составляют описания мероприятий, проводимых в рамках декады математики. Игры: “Математический лабиринт”, “Игра по станциям”, “Брейн-ринг”, “В мире плоских фигур”, математические бои, устный журнал “Из жизни великих математиков”, заключительное мероприятие “Математический КВН”, конкурс стенгазет, школьный этап олимпиады по математики. Представленный материал позволяет путем конкурсных заданий решать общеобразовательные и воспитательные задачи.
Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика. Применяя данную разработку можно прийти к следующим результатам:
1. Желание участвовать в проводимых мероприятиях:
  • участие в выставках, конкурсах, проводимых для всех;
  • участие в мероприятиях на параллели.
2. Интерес к предмету:
  • ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;
  • старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя.
3. Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий.
4. Улучшение математической грамотности учащихся.
5. Выявление одаренных учащихся при проведении олимпиад.
6.Систематическое сотрудничество с ЦДО, НОУ “Исток”;
7.Эффективное использование информационных технологий во внеурочной деятельности;
8.Формирование коммуникативных качеств учащихся.

Игровая технология в обучении и воспитании

Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.
Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.
Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе задании, содержания и организационных форм деятельности.
В данной работе модель игровой технологии рассматривается как своего рода обобщающий образец возможных представлений о том, что может включать в себя содержание предмета математики с точки зрения формирования основ самоорганизации учеников.
Модель предложенной игровой технологии в процессе обучения и воспитания осуществляется на следующих основных ступенях.
Первая ступень обеспечивает ориентацию в изучаемом содержании, его связи с имеющимися знаниями и умениями, в том числе и в других областях наук, выделяет ценностный компонент знаний и умений, которыми предстоит овладеть. Эта линия востребует в первую очередь мотивационную и критическую функции личности.
Вторая ступень обеспечивает овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, является базовой для востребования личностных функций.
Третья ступень обеспечивает совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности; для уровней дифференциации, которая определяется степенью сложности (объективной) и трудности (для данного ученика) предлагаемых задач.
Здесь особенно востребуются такие личностные функции, как опосредующая, ориентирующая, творчески преобразующая самореализация.
Четвертая ступень обеспечивает овладение методами самоконтроля, самоанализа своей умственной деятельности, востребует рефлексивную личностную функцию.
В данной работе мы исходили из того, что:
1) математика как учебный предмет – это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются ее правилами и успех в этой игре определяется интеллектуальными способностями игроков (учеников), их стремлением к победе над трудной задачей;
2) фабула игры должна охватывать логически завершенную часть материала (тему, раздел) и иметь свое развитие;
3) фабула игры должна обеспечивать замещение традиционных составляющих учебного процесса воображаемыми составляющими долгосрочных жизненных процессов, подчинять дидактические цели воображаемым целям игрового замысла, ориентировать ученика на победу путем упорного учебного труда;
4) конструирование игрового модуля предполагает осуществление долгосрочной стратегии игры. На первом этапе ученики обеспечивают себе теоретическую и практическую базу для получения реальных шансов на победу; на втором – ученик вносит свой вклад в командное первенство;
5) в осуществлении игровых проектов активное участие должны принимать сами учащиеся.
Обращение к математической теории игр позволило описать более общий подход к построению игровых технологий обучения математике в школе. В таких технологиях объектом игры становится система математических задач, а процессы их решения представляются как единичные игровые ситуации.
Каждая такая единичная заданно-игровая ситуация состоит из трех основных элементов: сценария, игровой обстановки и регламента. В сценарии описываются начальные условия, правила игры и сама игровая ситуация. Игровая обстановка включает в себя информационную систему и модель игровой среды. Регламент определяет временные рамки, уровень сложности решаемых игровых задач и оценочную систему.

Применение игровой технологии во внеурочной деятельности

Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике является декада математики.
Цели:
  • повышение интереса учащихся к математике;
  • выявление наиболее способных учащихся по математике.
Проведение школьных предметных декад стало теперь традицией во многих учебных заведениях. В большинстве случаев они проводятся один раз в год. Декада математики в нашей школе проходит в ноябре. Создается временная творческая группа которая состоит из учителей математики, членов научного общества “Исток”, совета старшеклассников, представителей родительской общественности. Эта творческая группа сотрудничает с педагогами дополнительного образования, с учителем информатики, с учителем изобразительного искусства. Педагоги дополнительного образования готовят номера художественной самодеятельности, учитель изобразительного искусства входит в состав жюри при оценивании стенгазет, учитель информатики оказывает помощь при создании мультимедийных презентаций. Примерно за две-три недели в каждой параллели создаются инициативные группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Руководят работой групп учителя, работающие в этих классах. Задача каждой группы – подготовить и провести внеклассные мероприятия с одноклассниками, выпустить стенгазету, выступить с лекцией или докладом по математике, помочь учителю в проведении олимпиады или конкурса. Данный совет обсуждает содержание декады, распределяет обязанности, составляет план проведения декады.

Декада математики

Конкурс стенгазет.
В первый день декады на общем стенде вывешиваются стенные газеты. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности. Уже само название газеты должно привлечь внимание учащихся. Выпуская стенгазету, необходимо придерживаться следующих правил:
  • не превращать газету в регистрацию фактов;
  • избегать пышных фраз и стандартных призывов;<...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.25 | Просмотров: 5393

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340