Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Осенняя экскурсия по городу Золотая осень в нашем городе - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Осенняя экскурсия по городу Золотая осень в нашем городе


Автор(ы): Рюмкина Елена Александровна, учитель биологии и географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели экскурсии:
Образовательные:
  • побуждать активность и интерес детей к деятельности по охране и улучшению окружающей среды (городской территории);
  • углублять и систематизировать знания об окружающей среде, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе;
  • познакомить с приспособленностью растений к изменяющимся условиям окружающей среды.
Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать умение видеть и понимать её красоту;
Развивающие:
  • подготовка к проведению самостоятельных наблюдений;
  • развитие практических умений и навыков по определению растений с использованием формы листьев, вида семян, цвета и вида коры древесного ствола;
  • развитие умений исследовательской работы и элементов творческой деятельности.
Задачи экскурсии:
  • познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений;
  • выявить биологический смысл осенних изменений в жизни растений
  • познакомить с признаками антропогенного ландшафта, в сравнении ландшафтом природным;
  • познакомить с экологическими факторами: биотическими, абиотическими и антропогенными;
  • научить различать культурные и дикорастущие растения;
Оборудование:
Секаторы, гербарные папки, газетная бумага, бумажные пакеты для сбора семян, записные книжки и простые карандаши, фотоаппараты.
План проведения экскурсии:
  • Выбор маршрута экскурсии.
  • Организационный момент.
  • Выход на место проведения экскурсии.
  • Беседа о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений.
  • Самостоятельная работа в группах по заданию.
  • Подведение итогов работы на экскурсии.
Рекомендации к проведению осенней экскурсии:
Место проведения экскурсии руководитель выбирает заблаговременно.
Выбранный маршрут и объекты экскурсии должны соответствовать целям и содержанию экскурсии.
На экскурсии полезно обратить внимание на безответственное поведение людей к облику природы своего города – мусор, поломанные молодые деревца, затоптанные насаждения. Еще более важно обращать внимание на правильно спланированный ландшафт, ухоженные посадки и клумбы, озелененные промышленные предприятии.

Выбор маршрута экскурсии:
Маршрут начинается со школьного участка, затем проходит по небольшому участку леса (пример природного ландшафта). Продолжается в молодом сквере города (пример антропогенного ландшафта с посадками деревьев 3-5-летнего возраста). Затем для маршрута выбираются улицы и дворы с разнообразными деревьями более зрелого возраста и нехарактерными для нашей природной подзоны видами (наш город расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов).
Организационный момент:
Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии, правилах безопасности при использовании секаторов.
Выход на место проведения экскурсии и беседа о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений:
Экскурсию целесообразно начинать с беседы, в процессе которой руководитель активизирует знания, которые уже имеют учащиеся о временах года, об изменениях в жизни растений в связи с наступлением осени, о приметах осени: созревание и рассеивание плодов и семян, отмирание наземных частей травянистых растений, изменение окраски листьев у деревьев, листопад.
“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.
Листопад.
Еще в середине лета на березах кое-где пестреют отдельные желтые листочки. В августе на иной березе издали видна целая желтая прядка: сплошь пожелтевшая ветка. Но это еще не осенние листья.
Листья начали желтеть. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается, и тем чаще вы будете срывать его полностью — со всем черешком. И вот — вы лишь взяли лист пальцами, чуть шевельнули ими, даже не потянули,— и лист отделился от ветки. Вы только дотронулись до него.
“Ничего удивительного,— скажете вы.— Уж если в тихий осенний день, когда даже легкого ветерка нет, желтые листья сами падают с дерева, то, конечно, сорвать такой лист нетрудно. Его и не рвешь, а просто снимаешь с ветки”.
А почему же не “снимался” тот же лист летом? Почему, когда вы пытались оторвать его, то разрывалась пластинка, разрывался черешок, но основание листа оставалось на ветке?
Посмотрите на то место, где черешок прикрепляется к ветке. Здесь видно маленькое утолщение — “листовая подушечка”. Она выглядит одинаково и среди лета у зеленого листа и осенью у листа пожелтевшего. Но одинаковой она выглядит только снаружи.
Оторвите черешок от ветки летом и рассмотрите в лупу конец его, место отрыва (основание подушечки). Конец неровный и скорее матовый, чем глянцевитый. Снимите с дерева желтый лист. Конец подушечки ровный и гладкий, глянцевитый. Летом конец выглядел поврежденным в месте отрыва, осенью — никаких следов повреждения не видно.
Осенью в основании черешка появился так называемый отделяющий — пробковый — слой. Он словно перегородкой отделил черешок от ветки, и только несколько сосудистых пучков прорезывают эту перегородку, соединяют черешок (а через него и лист) с древесиной ветки. На них, на этих тонких волоконцах, и держался в последние дни лист. Чуть заметный порыв ветерка, и волоконца обрываются, лист падает. Села на лист роса, он стал тяжелее — и волоконца оборвались, лист упал. При полной пробковой перегородке лист легко отделяется от ветки.
Очевидно, не внезапно теряет листья дерево: растение подготавливается к листопаду. Впрочем, эта подготовка заметна даже издали: как правило, постепенно изменяется окраска листа.
Береза и липа желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся листья узорчатые рябины. Оранжевые и багровые листья осин, пурпуровые – черемухи, пунцовые – вишни… Много ярких красок у осенних растений: желтых, оранжевых, красных, пурпуровых, фиолетовых…
И все же не все листья желтеют. До снега зеленеет сирень: хоть ее листья давно убиты морозом, они зеленые. Зелеными опадают листья ольхи, чернеющие после заморозков. Да и у осины листопад начинается при зеленых листьях, и лишь позже, когда дерево наполовину облетело, осина багровеет.
Яркая окраска осенних листьев – результат ослабления деятельности листа, внешний признак затухания его жизни.
Листопад и связанная с ним смена листьев - приспособление, выработавшееся на протяжении тысячелетней истории у теряющих на зиму листья древесных пород. Он – приспособление к зиме: не только холодному, но и, главное, сухому времени года.” (Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1975.)
Далее экскурсия проходит на участке смешанного леса на окраине города (пример природного лесного ландша...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.26 | Просмотров: 1934

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340