Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
План-конспект урока технологии по теме: Производство и свойства химических волокон. Сравнительная характеристика натуральных и химических волокон
Автор(ы): Мурашко Светлана Брониславовна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учебные занятия в рамках модульной организации учебно-воспитательного процесса могут быть двух видов. Во-первых, с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по основанию новых знаний. Во-вторых, с доминирующей рефлексивной деятельностью по сравнению с обучающей деятельностью учителя. Возможно сочетание, как первого, так и второго варианта. Методика трудового обучения использует модульно-блочную технологию в построении отдельных блоков программы. При этом учитывается законченность темы, ее продолжение в последующих, объем времени, отведенный для каждого учебного модуля программы. К примеру, в программе предусматривается на изучение отделенных тем по 2 и 4-8 часов. В первом случае урок может быть разработан по второму варианту, именно с рефлексивной деятельностью ученика. В случае 8 часовой темы возможно сочетание как первого, так и второго вариантов. Формируя блок-модуль содержания теоретического материала и практических работ, учитель: - выявляет, прежде всего, учебные элементы (УЭ) темы, цели и задачи каждого из них;
- осуществляет разработку мотивационных действий;
- устанавливает связи между УЭ;
- концентрирует внимание на уровнях усвоения учебного материала, на выявление системы учебных умений и навыков, необходимых в каждом модуле;
- разрабатывает алгоритмические предписания формирования знаний и умений (прочти, определи, обрати внимание, сравни, найди, получи задание, обратись к учителю, проверь ответ по шаблону, мотивируй ответ, помни, что ..., почему? и др.);
- предусматривает систему корректирующих и контрольных действий с учетом уровневых целей (синтезированные вопросы, тесты, проверочные работы, самоконтроль, взаимный контроль).
Например, я разработала 2 часовой модуль по теме “материаловедение” “Производство и свойства химических волокон”. Урок организован с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по освоению новых знаний. После сообщения темы урока, я в ходе беседы подвожу учащихся к самостоятельному определению цели всего занятия. Затем предлагаю подробно изучить план-схему учебной деятельности на уроке карточка А. И затем ребята самостоятельно работают на уроке. В конце урока выясняю уровень реализации задач и целей урока (критично оценить свои действия), /находись и исправлять ошибки, анализировать причины возникновения ошибок/. Ребята называют суммарную оценку, анализируют свои достижения и ошибки. Предлагаю назвать основной источник знаний который они использовали на уроке: - учебник;
- информация, которую предложил партнер;
- информация, которую где-либо прочитали или услышали ранее.
- выясняю у учащихся, какие задания вызвали затруднения, какие наибольший интерес.
Даю общую оценку работы класса. Диагностический контроль в модульно-блочной технологии рационально проводить с помощью тестов. Тестовые задания можно разделить на 4 группы: - Задания с выбором ответа, если в нем даются готовые ответы на выбор.
- Задания без готового ответа. Используемый во время тестирования вписываетответ самостоятельно в отведенное для этого место.
- Задания на установление правильной последовательности действий, технологических операций.
- Задания на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого.
Разработка тестов для уроков технологии обладает определенными дидактическими особенностями, которые выражается в том, что она ориентирована преимущественно на формирование практических умений и навыков. В условиях ограниченного количества времени, отводимого для изучения теоретического материала, решить проблему диагностического контроля, его усвоения, без применения тестов весьма сложно. К одному из важнейших достоинств тестового контроля, можно отнести возможность проверки большого объема разнообразного учебного материала на необходимом заранее определенном уровне, усвоения у большой группы учащихся за сравнительно небольшой промежуток времени. В процессе выполнения теста внимание фиксируется не на формирование ответов, а на осмысление сути заданий. Учебный модуль (УМ) - автономный элемент, содержащий определенное значение и предназначенный для использования в учебном процессе. Начальный УМ - вводный УМ блока модулей. Начальные УМ могут включать либо вводную, либо базовую информацию. Здесь предусматривается чтение проблемных, установочных, обзорных лекций, которые дают обобщенную информацию по узловым вопросам модуля Базисный УМ - УМ конкретного блока модулей, несущий основополагающие материалы всего блока. Промежуточный УМ - М, построенный с учетом содержания начальных УМ, но не являющийся заключительным. В промежуточных УМ проводятся практические, лабораторные работы, где в комплексе с лекциями, сообщениями конкретизируется и дополняется изучение нового материала, приобретаются определенные умения и навыки .Порядок I изучения промежуточных УМ может быть либо жестко регламентирован, либо вариативным. Заключительный - УМ, завершающий изучение конкретного блока модулей. УМ и предназначается для подведения итогов, контроля знаний, умений, навыков всех аспектов за счет включения в него учебного содержания и технологии обучения описание технологического процесса обучения и технологических средств обучения). Комбинированный:- блок УМ - блок модулей, позволяющий осуществить изучение входящих в него модулей в определенном порядке, допускающий возможность применения вариативных последовательностей изучения зависимых УМ. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА В трудовом обучении наиболее часто используется комбинированный тип урока. Примерная схема такого урока в модульно-блочной технологии может быть следующей: Модульное построение комбинированного урока по трудовому обучению. Время -90 мин. № УЭ | Название этапа | Дидактическая задача | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся - реальный результат решения задачи. | 0 | Оргмомент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Заполняется на каждом этапе по каждому уроку, где указывается: содержание рассказа, объяснения, лекции учителя, вопросов, тестов, работа с учебником, технологически ми картами, наглядными пособиями. | Контролирует подготовку учащихся к уроку (наличие спецодежды, дневника, порядок на рабочем месте). | Заканчивают подготовку к уроку. Полная готовность к уроку класса и оборудования | 1 | Подготовка к восприятию, повторение усвоенных ранее знаний и умений. | Установление правильности и полноты знаний и умений, полученных на предыдущих уроках. | | Обеспечивает преемственность в изучении тем программы. Контролирует усвоение изученного материала. | Отвечают на вопросы учителя, работают с карточками-заданиями, технологическими картами, демонстрируют приемы работы инструментом. | 2 | Мотивация, (целеполагание).Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятие уч-ся цели учебно-познавательной деятельности. | | Создает проблемную ситуацию, поисковый режим для подготовки учащихся к восприятию, активизирует опорные знания и умения. | Осознанно и быстро включаются в учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний. | 3 | Изучение нового теоретического материала. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного за...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.26 | Просмотров: 2250
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|