Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Инновационная деятельность педагогов в изучении динамики и прогнозирования развития ребенка - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Инновационная деятельность педагогов в изучении динамики и прогнозирования развития ребенка


Автор(ы): Севрюкова Алла Александровна, учитель иностранного языка, заместитель директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В многочисленных дискуссиях о модернизации России одним из главных вопросов является выбор модели развития. Весной 2002 г. президент РФ сделал важнейшее стратегическое заявление, которое можно только приветствовать: свое будущее Россия найдет на пути развития [3]. Инновации – это нововведения в какой-либо области человеческой жизни. Инновации – это неизменный атрибут прогрессивного развития общества [4]. Для России применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов является основой успеха в возрождении страны. Как верно отметил известный ученый Ж.И. Алферов: “Будущее России – не экспорт сырья, а новые технологии”. [3]
Очевидно, что в этих условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Сегодня многие образовательные учреждения страны заняты поиском продуктивных технологий воспитания личности, способной к оптимальной деятельности в условиях постоянно меняющегося мира и обладающую умениями адаптироваться в социокультурном пространстве, творчески преобразовывать действительность.
Наша средняя общеобразовательная школа № 107 г. Челябинска является муниципальной экспериментальной площадкой по теме “Психолого-педагогические условия формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “Экология и диалектика”.
Цель исследования состоит в разработке и апробации психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, способной генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовой к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющей сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье. Комплекс психолого-педагогических условий включает:
  • использование единых концептуальных подходов модели “Экология и диалектика” [5] – принципов: “симметрии и асимметрии”, “интегративно-гуманитарного подхода”, “разведения уровней”, “окна”, “выхода за рамки” в совместной деятельности учащихся, учителей , администрации в направлении продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития, являющихся связующей линией во введении в практику работы школы системы выделенных условий;
  • построение траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающую изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития учителями, психологами, родителями и самим школьником;
  • приоритетность воспитательной практики реализуемой в содержании, формах и методах личностно-ориентированного образования в деятельности школьников, педагогов, кафедр. всего педагогического коллектива;
  • использование методики коллективной творческой деятельности в воспитании и обучении, позволяющей создавать социально-психологическую среду, активно осваиваемую и развиваемую школьниками, родителями и учителями на уровне класса, разновозрастных отрядов, органов самоуправления школьников, кафедр, совета при директоре, педагогического совета, общешкольного родительского комитета и т.п.;
  • наличие системы научно-методической работы с педагогами школы в рамках интегративных кафедр, характеризующейся системообразующей ролью педагогического совета и способствующей разработке, отбору и реализации содержания, форм, методов и средств воспитания, обучения и развития личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие;
  • наличие резонансного управления школой на основе единой методологии-диалектики симметрии асимметрии, перехода от управления процессом к управлению результатом.
Остановимся подробнее на описании разработанной педагогами системы мониторинга, включающей изучение динамики развития личности ребенка и построение траектории его индивидуального продвижения в зоне ближайшего развития в форме книги “от 7 до 17”.
Мониторинг играет важную роль в управлении качеством образования. Практика отработки модели “Экология и Диалектика” [5] потребовала тщательного изучения личности ученика, параметров его развития. Именно тогда были заложены основы системы современного мониторинга. С 1996 года понятие “мониторинг” активно обсуждалось в школе на различных уровнях, этой проблеме были посвящены оперативные методические совещания, педсоветы, заседания кафедр. Результатами этих обсуждений для учителей школы можно считать:
  • сформированность общего представления о мониторинге в школе;
  • убежденность в необходимости психологического и педагогического мониторинга;
  • накопление начального опыта организации и проведения исследований качества знаний, умений и навыков школьников (анкетирование, тестирование, контрольные срезы т. д.);
  • потребность в расширении знаний и в овладении умениями по организации мониторинга.
Педагогические советы “Психолого-педагогическое обеспечение мониторинга учебно-воспитательного процесса школы “Экология и Диалектика” (ноябрь 1997 г.), “Система мониторинга – главный инструмент управления качеством образования (1998г.) способствовали формированию моделей отслеживания личностных качеств ученика, деятельности учителя, участия родителей в воспитательной системе школы.
Отслеживание проводили психологи, социальные педагоги, врач, классные руководители. Каждый учитель имел дневники наблюдения, тетради развития.
Но законно встал вопрос: “Как объединить эти начала?”
Для этого 9 ноября 2000 года под руководством заместителя директора по воспитательной работе Комаровской Ю.К. и заведующей кафедрой Севрюковой А.А. был проведен педагогический совет – повесть “Главная ценность школы – человек”. Его результатом стало создание книги “От 7 до 17”. Эта книга является продуктом совместной деятельности всего коллектива школы (педагогов, учеников, родителей), она начинается с титульного листа и характеристики класса. Каждая глава о нашем ученике имеет следующие страницы:
  • Общие сведения об ученике.
  • Интересы и склонности ученика.
  • Лист творчества ученика.
  • Отслеживание деятельности ученика во внеклассной работе.
  • Критерии оценки общественной активности.
  • Лист здоровья.
  • Страница психолога.
  • Страничка родителей.
  • Личные качества ученика.
  • Общеучебные умения и навыки.
Книги “От 7 до 17” хранятся в школьной библиотеке. Они заполняются регулярно (1 раз в год), изучаются тщательно учителями (индивидуально и рамках педологических советов по классам). Многие педагоги школы творчески подходят к созданию книги о любимых детях. Классные руководители Айчувакова Е.Р., Латыпина Р.А., Румянцева С.В. придумали свои оригинальные страницы: “Автопортрет ученика”, “Какой я?”, “Фотография класса”, “Наши награды”, “Скучалка по школе”, “Мой девиз” и др.
Преимущества ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.27 | Просмотров: 1247

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340