Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Инновационная деятельность педагогов в изучении динамики и прогнозирования развития ребенка
Автор(ы): Севрюкова Алла Александровна, учитель иностранного языка, заместитель директора по ВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В многочисленных дискуссиях о модернизации России одним из главных вопросов является выбор модели развития. Весной 2002 г. президент РФ сделал важнейшее стратегическое заявление, которое можно только приветствовать: свое будущее Россия найдет на пути развития [3]. Инновации – это нововведения в какой-либо области человеческой жизни. Инновации – это неизменный атрибут прогрессивного развития общества [4]. Для России применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов является основой успеха в возрождении страны. Как верно отметил известный ученый Ж.И. Алферов: “Будущее России – не экспорт сырья, а новые технологии”. [3] Очевидно, что в этих условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Сегодня многие образовательные учреждения страны заняты поиском продуктивных технологий воспитания личности, способной к оптимальной деятельности в условиях постоянно меняющегося мира и обладающую умениями адаптироваться в социокультурном пространстве, творчески преобразовывать действительность. Наша средняя общеобразовательная школа № 107 г. Челябинска является муниципальной экспериментальной площадкой по теме “Психолого-педагогические условия формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “Экология и диалектика”. Цель исследования состоит в разработке и апробации психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, способной генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовой к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющей сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье. Комплекс психолого-педагогических условий включает: - использование единых концептуальных подходов модели “Экология и диалектика” [5] – принципов: “симметрии и асимметрии”, “интегративно-гуманитарного подхода”, “разведения уровней”, “окна”, “выхода за рамки” в совместной деятельности учащихся, учителей , администрации в направлении продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития, являющихся связующей линией во введении в практику работы школы системы выделенных условий;
- построение траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающую изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития учителями, психологами, родителями и самим школьником;
- приоритетность воспитательной практики реализуемой в содержании, формах и методах личностно-ориентированного образования в деятельности школьников, педагогов, кафедр. всего педагогического коллектива;
- использование методики коллективной творческой деятельности в воспитании и обучении, позволяющей создавать социально-психологическую среду, активно осваиваемую и развиваемую школьниками, родителями и учителями на уровне класса, разновозрастных отрядов, органов самоуправления школьников, кафедр, совета при директоре, педагогического совета, общешкольного родительского комитета и т.п.;
- наличие системы научно-методической работы с педагогами школы в рамках интегративных кафедр, характеризующейся системообразующей ролью педагогического совета и способствующей разработке, отбору и реализации содержания, форм, методов и средств воспитания, обучения и развития личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие;
- наличие резонансного управления школой на основе единой методологии-диалектики симметрии асимметрии, перехода от управления процессом к управлению результатом.
Остановимся подробнее на описании разработанной педагогами системы мониторинга, включающей изучение динамики развития личности ребенка и построение траектории его индивидуального продвижения в зоне ближайшего развития в форме книги “от 7 до 17”. Мониторинг играет важную роль в управлении качеством образования. Практика отработки модели “Экология и Диалектика” [5] потребовала тщательного изучения личности ученика, параметров его развития. Именно тогда были заложены основы системы современного мониторинга. С 1996 года понятие “мониторинг” активно обсуждалось в школе на различных уровнях, этой проблеме были посвящены оперативные методические совещания, педсоветы, заседания кафедр. Результатами этих обсуждений для учителей школы можно считать: - сформированность общего представления о мониторинге в школе;
- убежденность в необходимости психологического и педагогического мониторинга;
- накопление начального опыта организации и проведения исследований качества знаний, умений и навыков школьников (анкетирование, тестирование, контрольные срезы т. д.);
- потребность в расширении знаний и в овладении умениями по организации мониторинга.
Педагогические советы “Психолого-педагогическое обеспечение мониторинга учебно-воспитательного процесса школы “Экология и Диалектика” (ноябрь 1997 г.), “Система мониторинга – главный инструмент управления качеством образования (1998г.) способствовали формированию моделей отслеживания личностных качеств ученика, деятельности учителя, участия родителей в воспитательной системе школы. Отслеживание проводили психологи, социальные педагоги, врач, классные руководители. Каждый учитель имел дневники наблюдения, тетради развития. Но законно встал вопрос: “Как объединить эти начала?” Для этого 9 ноября 2000 года под руководством заместителя директора по воспитательной работе Комаровской Ю.К. и заведующей кафедрой Севрюковой А.А. был проведен педагогический совет – повесть “Главная ценность школы – человек”. Его результатом стало создание книги “От 7 до 17”. Эта книга является продуктом совместной деятельности всего коллектива школы (педагогов, учеников, родителей), она начинается с титульного листа и характеристики класса. Каждая глава о нашем ученике имеет следующие страницы: - Общие сведения об ученике.
- Интересы и склонности ученика.
- Лист творчества ученика.
- Отслеживание деятельности ученика во внеклассной работе.
- Критерии оценки общественной активности.
- Лист здоровья.
- Страница психолога.
- Страничка родителей.
- Личные качества ученика.
- Общеучебные умения и навыки.
Книги “От 7 до 17” хранятся в школьной библиотеке. Они заполняются регулярно (1 раз в год), изучаются тщательно учителями (индивидуально и рамках педологических советов по классам). Многие педагоги школы творчески подходят к созданию книги о любимых детях. Классные руководители Айчувакова Е.Р., Латыпина Р.А., Румянцева С.В. придумали свои оригинальные страницы: “Автопортрет ученика”, “Какой я?”, “Фотография класса”, “Наши награды”, “Скучалка по школе”, “Мой девиз” и др. Преимущества ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.27 | Просмотров: 1247
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|