Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Для лектория Трудовое воспитание в семье


Автор(ы): Лукина Сардана Владимировна, учитель начальных классов

Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, игры.
Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.
А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети – будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна творческая личность. Поэтому дети должны относиться к труду не как к принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная. Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.
В школе в каждом классе каждый ребенок должен иметь поручения или каждодневные обязанности. И эти обязанности со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей. Но не только хорошо выполнять поручения, но и самому придумывать интересные занятия, игры, конкурсы и т.д.
Велика роль семьи в трудовом воспитании детей. В семье у детей закладываются основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.
1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать школьника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (а вдруг не получится?) Чтоб побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умения сформированы, и ребенок может выполнить порученную работу, самостоятельно, взрослым остается, лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда – необходимое условие снятие утомления.
Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомления у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившиеся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие – то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребенка на воздухе.
6. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. В семье также имеются условия для коллек...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.28 | Просмотров: 1423

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!