Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Развитие математических способностей учащихся 5–6-х классов
Автор(ы): Евсеева Лидия Александровна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок - основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей необычайно сложный педагогический элемент, у нас в лицее он длится всего 40 минут. Научная мысль напряженно пытается смоделировать эти быстротечные минуты. Моделирую по-своему уроки и я, стараясь сделать их как можно более интересными и доступными для ребят. В настоящее время известно много достижений передового педагогического опыта, направленного на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Используя этот опыт, я нахожу ключ к решению самых острых и больных вопросов современного образования: ликвидации перегрузок школьников, воспитанию у них интереса к обучению, активности и самостоятельности и т. д. Приоритетным для меня становится развитие творческой самостоятельности личности, воспитание инициативных людей. Эти задачи учитель может решить, опираясь на гуманистическую парадигму образования; подходы: личностно-ориентированный (И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, М. Н. Берулава, В. В. Сериков и др. ) и системно-деятельностный ( Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др. ) Какие же конкретные формы приобретает учебная деятельность моих учеников? Назову основные из них. Усвоение нового материала проходит в проблемной ситуации, сначала перед учеником ставится проблемная задача или небольшое исследование, потом на основе этого выводятся новые понятия и свойства. Психологически это означает, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. Весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника. Структура, построения проблемного урока у меня такова: Итак, применяя проблемное обучение на этапе усвоения нового материала, реализую принцип проблемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого материала, организацию на основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием учеников. Уроки закрепления знаний провожу в игровой форме, применяя методы активного обучения Чекалевой Н. В. При использовании этих методов мне удается по выражению Ильенкова не “вводить школьника в науку с заднего двора”, а давать возможность многократного осмысления, “открытия” правила, формулы, закона, на все новых и новых фактах. Это содействует становлению убеждений, навыков не “усвоения”, а освоения знаний. Дети с удовольствие играют в различные игры, и я стараюсь дать возможность каждому опробовать весь спектр ролей, упражнять умение правильно соотнести свои способности со степенью трудности работы и развивать способности. В ходе дидактических игр, наблюдаю за учениками, чтобы выявить одаренных к математике школьников, чтобы в дальнейшем их привлекать к кружковой работе, а начиная с седьмого класса, к занятиям в “четверговой” математической школе. Приведу пример проведения уроков в шестом классе по теме “Делимость чисел”. Урок 1 “Делители и кратные” Цели урока: - “Вывести” определения и свойства делителей и кратных, научить отличать делители и кратные, научить находить делители и кратные для натуральных чисел;
- учить делать выводы и сравнения;
- приучать к аккуратным записям в тетрадях и правильной самооценки.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Оценка складывается из самооценки ученика, т. е. количество + за “зарядку” и из активности в течение всего урока. (оценка учителя) I. В начале урока провожу “зарядку для ума”, используя, детские магнитные доски. Цель этой зарядки – переключить учеников на математику через несложные устные вопросы и задачи. Вторая цель – повторить нужные темы для нового материала. Деятельность учителя | Деятельность учеников | 1. Вычислите устно: 5+0, 8; | 0, 23 = 7; | 0, 6+0, 34; | | | 0, 8 – 0, 25; | | 0, 2 . 4; | | 0, 5 :10. | 2. Придумайте несколько натуральных трехзначных чисел. 3. 20 яблок нужно разделить поровну между 4 ребятами, по сколько яблок получит каждый? 4. Разделите поровну 40 конфет между 5 девочками. По сколько конфет получит каждая? 5. Разделите поровну 40 конфет на 6 детей. По сколько конфет получит каждый? | 1. Ученики на магнитных досках записывают ответы к каждому примеру. Сверяются с правильными. За каждый правильный ответ ставят себе +на полях в тетради. Дети на магнитных досках придумывают числа. (предполагаемые ответы: 324, 678, 245) 3. Ученики записывают ответ. Сверяются с правильным результатом. Ученики записывают ответ. Сверяются с правильным. Ученики записывают ответ. Сверяются с правильным. (предполагаемый ответ: по 6 конфет, 4 в остатке) . | II. Новая тема. Запишем решение задач в тетради. Задача 1. 20 : 4 = 5 (яблок) – получит каждый. Задача 2. 40 : 5 = 6 (конфет) – получит каждая девочка. Задача 3. 40 : 6 = 6 и 4 в остатке. – по 6 конфет получит каждый. Решение этих задач записывают ученики в тетрадях, а один ученик на доске. Учитель: “На сколько равных кучек можно разложить 36 орехов, так чтобы не осталось ни одного лишнего?” Ученики: на 2, на 3, на 4, на 6, на 9, на 18, на 36. Учитель: “Числа 2, 3, 4, 6, 9, 18, 36 без остатка делят натуральное число 36. В задачах 1 и 2 числа 4 и 5 без остатка делят натуральное число 20. Математики любят обобщать, давайте и мы обобщим, т. е. придумаем, как одним словом назвать все натуральные числа, которые делят без остатка другое натуральное число”. Ученики выдвигают свои гипотезы: “делители, и др. ” Выбираем делители, так как они делят. Учитель: “Сформулируйте определение делителя натурального числа а”. Ученик: “Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка” Учитель: “Будет ли делителем число 6 для 40?” Ученики: “Нет, так как 40 на 6 не делится без остатка”. Учитель: “Придумайте название для чисел, которые делятся на а без остатка” Ученики выдвигают гипотезы: “Делимое и др. ” Учитель: “Математики такие числа называют кратными числу а”. Учитель: “Дайте определение кратного” Ученики: “Кратным натуральному числу а называют натуральное число, которое делится без остатка на а. ” Учитель: “Найдите все делители числа 12, и запишите их на магнитных досках” Ученики записывают на досках: 1, 2, 3, 4, 6, 12. Учитель: “Найдите кратные числа 12, Запишите их на магнитных досках” Ученики пишут: 12, 24, 36, 48, …… Запишем в тетрадях: делители 12: 1, 2, 3, 4, , 6, 12. Кратные: 12, 24, 36, 48, …. Сравним. Сколько может быть делителей? Сколько кратных? Каков самый меньший делитель? Самое меньшее кратное? III. Закрепление. 1. В каждой коробке лежат 6 чайных ложек. Можно ли не вскрывая коробок, взять: а) 42 ложки; б) 49 ложек. 2. Верно ли, что 5 – делитель 45; 16 – делитель 8; 17- делитель 152; 27 – кратное 3; 6 - кратное 12; 156 – кратное 13. IV. Подведение итогов. Выставление оценок. 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему научились? V. Домашняя работа. П. 1. по вопросам на стр. 4. № 24. Урок 2 “Делители и кратные” Цели урока: 1. Закрепить знания определений и свойств делителей и кратных. Закрепить умения нахождения делителей и кратных. 2. Развивать логику мышления. 3. Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки. Содержание урока. Оценка складывается из - Правильности выполнения дом. работы;
- Правильности выполнения “зарядки”;
- Правильность выполнения всех задач;
- Количество выполненных задач.
Урок проходит в форме игры “Директор – учитель – ученик”. Класс разбивается на 5 групп. В каждой группе выбирается учитель, который ведет опрос учеников. Цель такой игры – повысить активность учащихся на уроке, научить, правильно формулировать определения, учить говорить. Учитель заполняет журнал, который он сдает в конце урока. I. “Зарядка для ума”. (Ученики пишут ответы на магнитных досках) II. Выполните действие: а) 3, 4 + 2, 5; б) 8 – 3, 4; в) 0, 25 . 4; г) 2, 1 :7. III. Проверка домашней работы. Проходит следующим образом: сначала отвеч...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.28 | Просмотров: 2610
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|