Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса История права в России для профильного 10-го класса - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программа элективного курса История права в России для профильного 10-го класса


Автор(ы): Селезнева Ольга Александровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Программа курса «История развития права в России» предназначена для изучения в профильной школе. Данный курс обеспечивает углубленное изучение права и позволяет расширить юридический кругозор учащихся. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. На занятиях рассматриваются развитие системы отраслей, институтов и норм права, анализируется содержание и структура наиболее значимых нормативно-правовых актов. Курс «История развития права в России» является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права на разных территориях и в разные исторические эпохи. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. Все правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени. Цели курса. Изучение истории права в курсе направлено на достижение следующих целей:
  • формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия, характеризовать основные правовые институты;
  • формирование умений объяснять взаимосвязь государства и права;
  • развивать умения анализировать правовые документы и т
  • формирование правосознания, системы собственных представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях
Задачи курса. Обучающие:
  • создать у учащихся целостное представление о праве посредством поэтапного знакомства с историей его возникновения.
Воспитательные:
  • воспитание гражданской ответственности и достоинства;
  • воспитание уважения к правам и свободам человека, к традициям своей страны, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку, уважение к закону.
Развивающие:
  • развитие умений самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, решать практические задачи;
  • развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
  • развитие навыков и умений для того, чтобы научиться дискутировать, аргументировано доказывать свою точку зрения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
  • особенности развития права и преемственность в развитие законодательства;
  • основные нормативно-правовые акты в разное историческое время;
  • содержание юридической деятельности правителей.
Учащиеся должны уметь:
  • характеризовать особенности отраслей и источников права в различное историческое время;
  • объяснять: взаимосвязь государства и права;
  • различать: формы права; отрасли права; субъекты права; правомерное и неправомерное поведение; основания и порядок назначения наказания;
  • анализировать документы с точки зрения конкретных условий их приема и реализации;
  • участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
Содержание программы Предмет и задачи курса. История права в России как научная дисциплина. Тема I. Право Древней Руси. Регулирование взаимоотношение людей в эпоху первобытности (обряды, обычаи, ритуалы и т. д.). Мононормы. Причины формирования древнерусского государства. Становление княжеской администрации. Организация местного самоуправления. Первые административные и правовые реформы. Ранние письменные памятники русского права. Судопроизводство Киевской Руси. Этапы судебного процесса. Система доказательств. Божий суд. Особенности уголовного и гражданского правонарушения. «Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. Причины, цель появления документа. Структура «Русской Правды». Основное содержание. Недостаток «Русской Правды». Тема II. Право в период феодальной раздробленности. Источники права. Особенности развития права в Галицком, Владимирском княжествах, Новгородской республике. Причины, цель принятия Псковской судной грамоты. Структура документа. Отличие Псковской судной грамоты от «Русской Правды». Особенности уголовного и гражданского права. Русские княжества – данники Золотой Орды. Источники права в Золотой Орде. Влияние Золотой Орды на развитие русского права. Тема III. Феодальное право в XV – XVI вв. Источники общерусского права в XV – XVI вв. Основные тенденции развития права в XV – XVI вв. Особенности гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, семейного права. Влияние церковного права на семейное право. Формы судебного процесса: состязательный и розыскной. Инстанции судебной системы. Судебные органы. Юрисдикция церковного суда. Судебные органы церкви. Система наказаний в церковном праве. Судебник 1550 г. Структура документа. Понятие преступления. Преступления против государства и против личности. Система наказаний. Тема IV. Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв. Избрание царей на царство. Значение крестоцеловальной записи Василия Шуйского. Уложение 1649 г.: причины появления. Структура и содержание документа. Процедура суда по Уложению. Система преступлений. Стадии преступного деяния. Система наказаний. Вещное, обязательственное и наследственное право. Сервитутное право. Кодификация законов: причины, результат. Наиболее распространенные формы правовых актов. Изменение правового статуса дворянства – «Указ о единонаследии», «Табель о рангах». Изменение в правовом положении церкви. Новые источники права. Воинские артикулы. Изменения в судебной системе, наследственном, семейном, обязательственном, уголовном праве. Содержание политики просвещенного абсолютизма. Деятельность Уложенной комиссии. Идеи «Наказа». Жалованные грамоты. Правовое положение дворян, городского населения, крестьян. Законодательство о предпринимательстве. Тема V. Развитие права в XIX в. – начале ХХ в. Либеральные преобразования Александра I. Отображение идей европейского либерализма в правовой деятельности Александра I. Проект Сперанского. Ограниченности и непоследовательность либеральных преобразований Александра I. Консервативный период правления Александра I. Конституция Царства Польского. Работа над Конституцией России. Проект Аракчеева об освобождении крепостных крестьян. Военные поселения. Правовые представления декабристов. Тайные общества декабристов. Программные документы Южного и Северного обществ. Кодификация законов в правление Николая I: причины, результат. Деятельность Сперанского. Складывание основных отраслей права. Изменения в гражданском, наследственном, семейном правах. Новый Уголовный Кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»: структура, содержание. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, результат. Основные положения реформы «Манифеста». Незаконченность реформы. Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной системы. Основные положения реформы. Результат ее проведения. Значение реформы. Контрреформы Александра III: причины, результат. Судебные преобразования. Развитие гражданского судопроизводства. Уголовные Уложения 1885 и 1903 гг. Правовое регулирование экономики. Понятие юридического лица. Оформление конституционной монархии в России. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка»: причины принятия, основные положения. Изменения в основных законах Российской империи. Выборы в Государственную думу. Правовая деятельность Государственных Дум. Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Формирование новых министерств. Законодательная политика Временного правительства. Тема VI. Становление и развитие социалистического права. Решения Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Роспуск Учредительного собрания. Правовое регулирование экономики. Революционное правотворчество. Изменения в семейном, трудовом, гражданском, уголовном праве. Свобода толкования права. Создание правоохранительных и репрессивных органов. Конституция 1918 г.: причины принятия. Структура, особенности Конституции. Содержание и значение Конституции. Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период НЭПа. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Создание нового социалистического федеративного государства. Структура, особенности, и содержание Конституции СССР 1924 г. Конституция 1936 г. Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Основные идеи. Права и обязанности граждан. Декларация и действительность. Доктрина «социалистической законности». Установление административного контроля над населением. Изменения в трудовом, семейном, гражданском праве. Централизация правоохранительной системы. Образование НКВД. Особенности судебного процесса. Методы ведения судебного следствия. Идеологическое обоснование массовых репрессий в 1930-х гг. Причины, результаты репрессий. Создание системы исправительно-трудовых учреждений. ГУЛАГ. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны. Приказы № 270 и 293 за 1941 г., № 227 за 1942 г. Указы Президиума СССР. Депортации народов. Деятельность НКВД. Система военной юстиции. Правовые изменения в 1950 – 1980 гг. Диссидентское движение: цель, причины, методы борьбы, результат. СБСЕ о правах человека. Конституция 1977 г. – «Конституция развитого социализма». Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Недостаток Конституции. Декларация и действительность. Тема VII. Право в период 1991 – 2006 г. Изменения в политической системе периода «перестройки». Образование СНГ. Обновление законодательства в период «перестройки». Право в период 1990 – 2007 гг.: проблемы, перспективы. Развитие судебной системы в РФ. Основные положения Конституции 1993 г. Основы конституционного строя. Современное понимание прав и свобод человека.
Учебно-тематический план
п/п Содержание
Кол-во часов
Из них
Теоретич.
Практич.

Введение.
1
1

1
Право Древней Руси.
3
2
1
2
Право в период феодальной раздробленности.
3
2
1
3
Феодальное право в XV – XVI вв.
4
3
1
4
Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв.
4
3
1
5
Развитие права в XIX в.– начале ХХ в.
8
6
2
6
Становление и развитие социалистическогоправа.
10
5
5
7
Право в период 1991 – 2006 г.
2
1
1
Календарно-тематический план
Тема урока
Кол-во часов
Из них
Теорет.
Практич.
1
Введение.
1
1


Тема I. Право Древней Руси.
3
2
1
2
Становление древнерусскогоправа.
1
1

3
Судопроизводство ДревнейРуси.
1
1
1
4
«Русская Правда» как памятникправа Киевской Руси.
1
1
1

Тема II. Право в период феодальнойраздробленности.
3
2
1
5
Особенности развития права впериод феодальной раздробленности.
1
1

6
Псковская судная грамота.
1

1
7
Право и монголо-татарскоенашествие.
1
1


Тема III. Феодальное право в XV – XVI вв.
4
3
1
8
Развитие русского феодальногоправа в XV – XVI вв.
1
1


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.28 | Просмотров: 1491

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340