Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Автор(ы): Степанова Кадрия Наилевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности...” – принцип программы Б.Неменского Воспитательный и образовательный процессы должны быть взаимосвязаны. Уроки изобразительного искусства должны не только знакомить с основами изобразительной грамоты, учить графически правильному изображению. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения восприятию искусства учащихся. В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником. Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность. В процессе ознакомления с произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством. Переход из начальной школы в среднее звено сопряжено со многими трудностями. Это и расширение перечня школьных предметов, и переход к более научному подходу их изучения. Это происходит и с программой по изобразительному искусству. Темы 6-го класса 1 четверти виды изобразительного искусства и основы их образного языка кажутся учащимся сложными, непонятными, а отсюда неинтересными. Необходимо помочь понять языки изобразительного искусства, чтобы ребёнок смог понять чувства автора, воспринять их и пережить как собственные. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков изобразительного искусства в целом? Когда подросток начинает понимать изобразительный язык того или иного произведения он переживает радость оттого, что он уже понимает содержание и может его оценить эстетически. Было предположено, что помочь в постижении тайн средств художественной выразительности может игра и игровые ситуации. Разного типа игровые ситуации были включены серию уроков по изучению языков изобразительного искусства. Здесь предложен один из уроков. Урок: "Основы языка изображения" Задачи: - Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.
- Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.
- Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.
Зрительный ряд: - Диапозитивы:1. А. Матисс. Женское лицо;
2. П. Пикассо. Клоун; 3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов; 4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком; 5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту; 6. А. Дейнека. Оборона Петрограда; 7. М. Сарьян. Пальма; 8. И. Грабарь. Февральская лазурь; 9. В. Мухина. Крестьянка; 10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле; 11. М. Куприянов. Рисунки; 12. М. Сарьян. Цветы; 13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой; 14. А. Рылов. В голубом просторе. - Детские работы.
- Карточки-задания.
ХОД УРОКА Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства. Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр. Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит? Учащиеся: Ноты, мелодия. Учитель: Верно, а литература? Учащиеся: Это – слово. Учитель: А на каком языке говорит искусство балета? Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики. Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте. Итак, попробуем, кто начнет рассказывать? Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея. Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен. Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу. Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует рассказать о лебеде языком балета? Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя? Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя. Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют. Учитель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы? Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь, Саша. Выберите материал для своей работы. Вам задание – нарисовать яблоко. Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении. Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: “Что?” и “Как?” У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко? Учащиеся: При помощи линий. Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь? Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом. Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно? Учащиеся: Цветное пятно. Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался? Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи. Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны? Учащиеся: У неё много красок, цвета. Учитель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи. Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства? Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо). Учащиеся: На языке линии. Учитель: И что же ещё поразило в этом лице? Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи. Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет? Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией переда...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.02.28 | Просмотров: 3795
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|