Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программы элективных курсов Победы России IX—XVIII веков
Автор(ы): Гумерова Раушания Рифмировна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Объяснительная записка Муниципальное общеобразовательное учреждение Сабинского района Республики Татарстан Шеморданский лицей. Данная программа рассчитана на 18 учебных часов, для классов изучающих историю на профильном уровне. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с выдающимися людьми России. Происходит формирование социально-личностных компетенций. Под компетенциями понимаются способности личности, ее знания, умения, опыт. Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения: - проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемной, эвристической характер их рассмотрения);
- создание открытых, проблемных ситуаций, познавательных ситуаций;
- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой работы учащихся;
- в ходе изучения материала актуализируется ранее изученный материал.
Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний. Общими принципами отбора содержания материала являются: - доступность для учащихся средней школы;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;
- инвариантность содержания – программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков;
- содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;
- систематичность программы обеспечивается логикой развертывания содержания программы;
- реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.
Предполагаемые результаты Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты, события, явления, ключевые понятия, связанные с историческими персоналиями. Курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, их ролью в победах России. Курс дает возможность успешной подготовки к сдаче ЕГЭ. Содержание программы дает прекрасную возможность воспитания чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Итогом курса является защита проектно-исследовательских работ, темы которых определяются в начале курса. Содержание программы Тема 1. «Великие государи» (4 часа) Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы» Владимир «Красное Солнышко» – крещение Руси. Борис и Глеб – первые русские святые. Ярослав Мудрый – «Русская Правда». Владимир Мономах – крестовый поход в степь. Владимиро-Суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Александр Невский, Иван Калита, Иван III, Иван Грозный, Петр I. Тема 2. «Зарождение и расцвет русской культуры» (4 часа) Летописи: «Повесть временных лет» Литература: Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Домострой», XVII век – обмирщение культуры. Академия наук в Петербурге, Московский университет. М.В.Ломоносов. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. Тема 3. «Великие победы. Воины-спасители Отечества» (4 часа) Невская битва. Ледовое побоище. Куликовская битва. Северная война. Полтава. Смутное время. Русско-турецкие войны XVIII века. Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Сусанин, Д.Пожарский, К.Минин. Великие полководцы и флотоводцы XVIII века. Тема 4. «Русские женщины, великие россиянки» (4 часа) Княгиня Ольга. Софья Алексеевна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Екатерина Дашкова. Защита проектных работ (2 часа) Учебно-тематический план № урока | Тема урока | Тип, урока, методы проведения. | Цели и задачи | Планируемые навыки и умения | Виды контроля и обратной связи, формы организации учебной деятельности | Задание на дом | 1 | Правление Святослава, Русь во времена Владимира Святославовича, Борис и Глеб – первые русские святые. | Урок-исследование | Рассмотреть процесс становления Древнерусского государства, систему управления, внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Значение принятия христианства. | Умение работать с источником. | Исследование и анализ отрывков «Повести временных лет» | Подготовить сообщения о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. | 2 | Правление Ярослава Мудрого, Владимир Мономах – великий князь | Лекция с элементами беседы. | Рассмотреть расцвет Древнерусского государства. Личности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. | Умения готовить выступления и выступать перед аудиторией. | Прослушивание и обсуждение выступлений. | Подготовить биографии Владимиро-Суздальских князей и личности князя Александра Ярославовича. | 3 | Владимиро-Суздальские князья, Александр Невский. | Семинар – «круглый стол». | Обсудить внутреннюю и внешнюю политику Владимиро-Суздальских князей, деятельность и победы Александра Невского. | Умение вести дискуссию | Беседа дискуссия. | Сделать письменное обобщение урока. | 4 | От Ивана Калиты до Петра I | Урок-исследование | Исследовать этапы становления и расцвета Российского государства. | Умение систематизировать материал. | Сравнительная таблица. | Закончить таблицу. | 5 | Путешествие по древней библиотеке-летописи. | Путешествие по летописям. | Рассмотреть историю создания, содержание, значение древних летописей и поучений(«Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве», », «Домострой».) «Задонщина | Умение анализировать исторический источник | Анализ источников. | Эссе «Древние летописи-источники мудрых мыслей и афоризмов». | 6 | XVII век – обмирщение культуры | Урок-лекция | Выделить особенности развития отечественной культуры в XVIIвеке по сравнению с предшествующим периодом, познакомить с достижениями культуры данной эпохи. | Умение выделять тезисы. | Оформление тезисов темы урока. | Подготовить доклады о М.В.Ломоносове. | 7 | Наука XVIII века. М.В.Ломоносов. | Лекция с.элементами беседы, выступления учащихся | Рассмотреть развитие науки в XVIII веке, первые высшие учебные заведения. Роль М.В.Ломоносова в развитии отечественной науки. | Умение обобщать, делать выводы. | Сделать выводы по теме урока. | Подготовить слайды к теме следующего урока. | 8 | Великие живописцы и зодчие. Русский театр. | Просмотр слайдов с комментариями. | Рассмотреть деятельность великих живописцев и зодчих XVIII века, становление русского театра. | Умение создавать и комментировать слайды по культуре. | Обсуждение содержания слайдов, доработки. | Исправить замечания к слайдам. | 9 | От Невской победы до Куликовской битвы. Александр Невский, Дмитрий Донской. | Урок-исследование. | Исследовать предпосылки, итог, значение побед А.Невского, Д.Донского. | Умение работы с источниками. | Сделать письменные обобщения материала урока. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.02.29 | Просмотров: 1213
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|