Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программы элективных курсов Победы России IX—XVIII веков - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программы элективных курсов Победы России IX—XVIII веков


Автор(ы): Гумерова Раушания Рифмировна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Объяснительная записка

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сабинского района Республики Татарстан Шеморданский лицей. Данная программа рассчитана на 18 учебных часов,
для классов изучающих историю на профильном уровне.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с выдающимися людьми России. Происходит формирование социально-личностных компетенций. Под компетенциями понимаются способности личности, ее знания, умения, опыт.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемной, эвристической характер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных ситуаций, познавательных ситуаций;
  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой работы учащихся;
  • в ходе изучения материала актуализируется ранее изученный материал.
Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
  • доступность для учащихся средней школы;
  • реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;
  • инвариантность содержания – программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков;
  • содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;
  • систематичность программы обеспечивается логикой развертывания содержания программы;
  • реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.
Предполагаемые результаты
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты, события, явления, ключевые понятия, связанные с историческими персоналиями.
Курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, их ролью в победах России.
Курс дает возможность успешной подготовки к сдаче ЕГЭ. Содержание программы дает прекрасную возможность воспитания чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Итогом курса является защита проектно-исследовательских работ, темы которых определяются в начале курса.

Содержание программы

Тема 1. «Великие государи» (4 часа)
Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы»
Владимир «Красное Солнышко» – крещение Руси.
Борис и Глеб – первые русские святые.
Ярослав Мудрый – «Русская Правда».
Владимир Мономах – крестовый поход в степь.
Владимиро-Суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
Александр Невский,
Иван Калита,
Иван III,
Иван Грозный,
Петр I.
Тема 2. «Зарождение и расцвет русской культуры» (4 часа)
Летописи: «Повесть временных лет»
Литература: Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Домострой», XVII век – обмирщение культуры. Академия наук в Петербурге, Московский университет. М.В.Ломоносов.
Великие живописцы и зодчие. Русский театр.
Тема 3. «Великие победы. Воины-спасители Отечества» (4 часа)
Невская битва. Ледовое побоище. Куликовская битва. Северная война. Полтава. Смутное время. Русско-турецкие войны XVIII века.
Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Сусанин, Д.Пожарский, К.Минин.
Великие полководцы и флотоводцы XVIII века.
Тема 4. «Русские женщины, великие россиянки» (4 часа)
Княгиня Ольга. Софья Алексеевна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Екатерина Дашкова.
Защита проектных работ (2 часа)

Учебно-тематический план



№ урока Тема урока Тип, урока, методы проведения. Цели и задачи Планируемые навыки и умения Виды контроля и обратной связи, формы организации учебной деятельности Задание на дом
1 Правление Святослава, Русь во времена Владимира Святославовича, Борис и Глеб – первые русские святые. Урок-исследование Рассмотреть процесс становления Древнерусского государства, систему управления, внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Значение принятия христианства. Умение работать с источником. Исследование и анализ отрывков «Повести временных лет» Подготовить сообщения о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.
2 Правление Ярослава Мудрого, Владимир Мономах – великий князь Лекция с элементами беседы. Рассмотреть расцвет Древнерусского государства. Личности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Умения готовить выступления и выступать перед аудиторией. Прослушивание и обсуждение выступлений. Подготовить биографии Владимиро-Суздальских князей и личности князя Александра Ярославовича.
3 Владимиро-Суздальские князья, Александр Невский. Семинар – «круглый стол». Обсудить внутреннюю и внешнюю политику Владимиро-Суздальских князей, деятельность и победы Александра Невского. Умение вести дискуссию Беседа дискуссия. Сделать письменное обобщение урока.
4 От Ивана Калиты до Петра I Урок-исследование Исследовать этапы становления и расцвета Российского государства. Умение систематизировать материал. Сравнительная таблица. Закончить таблицу.
5 Путешествие по древней библиотеке-летописи. Путешествие по летописям. Рассмотреть историю создания, содержание, значение древних летописей и поучений(«Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве», », «Домострой».) «Задонщина Умение анализировать исторический источник Анализ источников. Эссе «Древние летописи-источники мудрых мыслей и афоризмов».
6 XVII век – обмирщение культуры Урок-лекция Выделить особенности развития отечественной культуры в XVIIвеке по сравнению с предшествующим периодом, познакомить с достижениями культуры данной эпохи. Умение выделять тезисы. Оформление тезисов темы урока. Подготовить доклады о М.В.Ломоносове.
7 Наука XVIII века. М.В.Ломоносов. Лекция с.элементами беседы, выступления учащихся Рассмотреть развитие науки в XVIII веке, первые высшие учебные заведения. Роль М.В.Ломоносова в развитии отечественной науки. Умение обобщать, делать выводы. Сделать выводы по теме урока. Подготовить слайды к теме следующего урока.
8 Великие живописцы и зодчие. Русский театр. Просмотр слайдов с комментариями. Рассмотреть деятельность великих живописцев и зодчих XVIII века, становление русского театра. Умение создавать и комментировать слайды по культуре. Обсуждение содержания слайдов, доработки. Исправить замечания к слайдам.
9 От Невской победы до Куликовской битвы. Александр Невский, Дмитрий Донской. Урок-исследование. Исследовать предпосылки, итог, значение побед А.Невского, Д.Донского. Умение работы с источниками. Сделать письменные обобщения материала урока.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.02.29 | Просмотров: 1213

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340