Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Взаимосвязи организмов в экосистемах
Автор(ы): Воронкова Марина Михайловна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах. Задачи: Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других. Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии. Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива. Технология: проблемно-диалогическая Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа. Межпредметные связи: биология, социология, психология, математика Внутрипредметные связи: типы взаимодействий видов, трофические цепи как условие устойчивости экосистем Ход урока I этап - проверка ранее изученного материала по маршрутному листу урока с заданиями Фамилия, имя ученика _______класс_____ вариант ____ Форма работы ученика | Методы контроля | Оценка | 1.Самооценка знаний по теме «Экология», «Популяция» | Самоконтроль | | 2. Экологическая зарядка | Фронтальный опрос | | 3. «Блеф-клуб» | Самоконтроль | | 4. Терминологический диктант | Взаимоконтроль | | 5. «Это мы не проходили» | Личное первенство | | | Контроль преподавателя | | Итог занятия | Контроль преподавателя | | Экологическая зарядка (фронтальный опрос) 1. Работа с терминами – терминологический бой между рядами. Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать: 1варианту об экосистеме, 2 варианту о популяции. Составьте предложения с этими терминами. Время 1минута. 2. Решите экологические примеры: запись на доске Особь +особь…..+ особь = Популяция + популяция +…+ популяция = Экосистема + экосистема +…+ экосистема = Ценоз + ценоз +…ценоз = Биоценоз + экотоп = 3. Слон, лягушка травяная, голубь сизый, заяц? Объясните сколько видов и сколько особей перечислено? «Блеф-клуб» (выберите правильность суждений), самоконтроль - Ярусность дает растениям более полно использовать ресурсы среды.
- Примером межвидовой конкуренции является взаимоотношения волков в стае.
- Хищничество как правило полезно для популяции жертв
- Паразитов относят к редуцентам.
- В лесных экосистемах основную массу продуцируют деревья.
- Во всех биогеоценозах есть продуценты
- Любой биогеоценоз является экосистемой.
- В пищевых цепях количество звеньев неограниченно.
- В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу.
- Все растения – продуценты
Ключ: 1,3,5,7,9 Критерии: 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 - «3», 5 и боле ошибок – «2». Письмо барона Мюнхаузена Определите – о каком районе республики идет речь? Найдите экологические ошибки? Свой очередной отпуск я, как обычно, провожу в Чувашии, в небольшом сельском местечке, у своего старого друга. Природа этого края поразила меня своей необычностью. Моему взору предстала ковыльная степь. В недалеко от меня застыли столбики, вглядевшись, я узнал сусликов. Это самый крупный грызун для Чувашии. Он является автотрофным организмом, так как сам делает запасы на зиму. Они здесь чувствуют себя в полной безопасности, так как это охраняемый зверек. И с этой целью в этом районе республики организован заказник. Мое внимание привлек пронзительный свист, оглянувшись, зверька этого, я узнал сразу. Ну, конечно, же это был метнувшийся в сторону тушканчик. Ответ: Батыревский район Чувашской Республики, 5 ошибок. В Чувашской Республике уникальные биоценозы – степи, лесостепи, участки тайги. Терминологический диктант (взаимоконтроль) 1 вариант – нечетные вопросы 2 вариант – четные вопросы - Автотрофы, производящие органические в-ва из неорганических ( продуценты)
- Гетеротрофы, разрушающие органические в-ва до минеральных ( редуценты)
- Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами (консументы)
- Последовательный перенос энергии с одного трофического уровня на другой (пищевая цепь)
- Звено в пищевой цепи (трофический уровень)
- Переплетения цепей питания (сети питания)
- Живое сообщество на определенной территории (биоценоз)
- Растительное сообщество (фитоценоз)
- Территория с однотипным рельефом и условиями среды (экотоп)
- Любая совокупность видов со средой обитания, где поддерживается круговорот веществ (экосистема)
Работа на доске: устно, фронтально 1. Найдтеи лишнее понятие – третий лишний и объясните почему? Продуцент, консумент, паразит Сосна, лягушка, петров крест Дождевой червь, плесневый гриб, гусеница Дуб, ковыль, белка 2. Восстановите последовательность -Медведь, зоопланктон, лосось, мелкая рыба, планктон. И рассчитайте сколько надо фитопланктона чтобы вырос медведь массой 300 кг? -Паук, синица, нектар цветов, ястреб, муха. И рассчитайте сколько надо массы пауков, чтобы вырос ястреб массой 5 кг? 3. Решите письменно по вариантам задачи: 1 вариант - Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (занесена в Красную книгу Чувашской Республики), весящая около 50 г и питающаяся крупными растительноядными жуками? Ответ : ( 5000 г) 2 вариант – Какую массу зерна сохраняет одна сова, весящая 1,5 кг и питающаяся мышами? Ответ: (150 кг) «Это мы не проходили» В рыбном хозяйстве Козловского района Чувашской Республики широко разводят карпов (порода чувашский карп). Объясните с экономической точки зрения - почему не занимаются разведением судаков или щук? Собрать маршрутные листы. Отметить работу активных учащихся. Оценки за урок объявляются на следующем уроке. II. Изучение нового материала Индукция (эмоциональный настрой учащихся): В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, лиса, заяц и волк. - Могут ли действительно все эти животные находиться в одном биоценозе? Каком? Какие экологические взаимосвязи могут быть между ними? – Сформулируйте тему нашего занятия. Тема: (на доске записывается тема) – Какой из 4-х законов Барри Коммонера подходит в качестве эпиграфа к нашему уроку? Цель: (формулируют учащиеся самостоятельно). - А существуют подобные взаимоотношения в вашем классе ? Обозначьте их все возможные комбинации через математические знаки на доске – 1ученик, другие в тетрадях. Экологические взаимоотношения организмов - + 0 полезно-нейтральные
- -0 вредно-нейтральные
- ++взаимновыгодные
- +- полезно-вредные
- – - взаимно -вредные
- 0 0 нейтральные
-Расставьте знаки в парах животных сказки. Охарактеризуйте словами типы связей. –А существует содружество в природе? Полезный союз? А какой тип более выгодный? – Почему эволюционно сохранились и вредные отношения? На все эти вопросы мы сегодня дадим ответ. - Составьте план изучения новой темы: (самостоятельно) План изучения темы: - Симбиотические взаимосвязи
- Антисимбиотические
- Нейтральные
По ходу беседы составляется кластер (схем...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3585
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|