Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Взаимосвязи организмов в экосистемах - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Взаимосвязи организмов в экосистемах


Автор(ы): Воронкова Марина Михайловна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.
Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.
Технология: проблемно-диалогическая
Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.
Межпредметные связи: биология, социология, психология, математика
Внутрипредметные связи: типы взаимодействий видов, трофические цепи как условие устойчивости экосистем

Ход урока

I этап - проверка ранее изученного материала по маршрутному листу урока с заданиями

Фамилия, имя ученика _______класс_____ вариант ____
Форма работы ученика Методы контроля Оценка
1.Самооценка знаний по теме «Экология», «Популяция» Самоконтроль
2. Экологическая зарядка Фронтальный опрос
3. «Блеф-клуб» Самоконтроль
4. Терминологический диктант Взаимоконтроль
5. «Это мы не проходили» Личное первенство
Контроль преподавателя
Итог занятия Контроль преподавателя

Экологическая зарядка (фронтальный опрос)

1. Работа с терминами – терминологический бой между рядами.
Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать: 1варианту об экосистеме, 2 варианту о популяции. Составьте предложения с этими терминами. Время 1минута.
2. Решите экологические примеры: запись на доске
Особь +особь…..+ особь =
Популяция + популяция +…+ популяция =
Экосистема + экосистема +…+ экосистема =
Ценоз + ценоз +…ценоз =
Биоценоз + экотоп =
3. Слон, лягушка травяная, голубь сизый, заяц? Объясните сколько видов и сколько особей перечислено?

«Блеф-клуб» (выберите правильность суждений), самоконтроль

  1. Ярусность дает растениям более полно использовать ресурсы среды.
  2. Примером межвидовой конкуренции является взаимоотношения волков в стае.
  3. Хищничество как правило полезно для популяции жертв
  4. Паразитов относят к редуцентам.
  5. В лесных экосистемах основную массу продуцируют деревья.
  6. Во всех биогеоценозах есть продуценты
  7. Любой биогеоценоз является экосистемой.
  8. В пищевых цепях количество звеньев неограниченно.
  9. В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу.
  10. Все растения – продуценты
Ключ: 1,3,5,7,9 Критерии: 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 - «3», 5 и боле ошибок – «2».

Письмо барона Мюнхаузена

Определите – о каком районе республики идет речь? Найдите экологические ошибки?
Свой очередной отпуск я, как обычно, провожу в Чувашии, в небольшом сельском местечке, у своего старого друга. Природа этого края поразила меня своей необычностью. Моему взору предстала ковыльная степь. В недалеко от меня застыли столбики, вглядевшись, я узнал сусликов. Это самый крупный грызун для Чувашии. Он является автотрофным организмом, так как сам делает запасы на зиму. Они здесь чувствуют себя в полной безопасности, так как это охраняемый зверек. И с этой целью в этом районе республики организован заказник. Мое внимание привлек пронзительный свист, оглянувшись, зверька этого, я узнал сразу. Ну, конечно, же это был метнувшийся в сторону тушканчик.
Ответ: Батыревский район Чувашской Республики, 5 ошибок. В Чувашской Республике уникальные биоценозы – степи, лесостепи, участки тайги.

Терминологический диктант (взаимоконтроль)

1 вариант – нечетные вопросы
2 вариант – четные вопросы
  1. Автотрофы, производящие органические в-ва из неорганических ( продуценты)
  2. Гетеротрофы, разрушающие органические в-ва до минеральных ( редуценты)
  3. Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами (консументы)
  4. Последовательный перенос энергии с одного трофического уровня на другой (пищевая цепь)
  5. Звено в пищевой цепи (трофический уровень)
  6. Переплетения цепей питания (сети питания)
  7. Живое сообщество на определенной территории (биоценоз)
  8. Растительное сообщество (фитоценоз)
  9. Территория с однотипным рельефом и условиями среды (экотоп)
  10. Любая совокупность видов со средой обитания, где поддерживается круговорот веществ (экосистема)

Работа на доске: устно, фронтально

1. Найдтеи лишнее понятие – третий лишний и объясните почему?
Продуцент, консумент, паразит
Сосна, лягушка, петров крест
Дождевой червь, плесневый гриб, гусеница
Дуб, ковыль, белка
2. Восстановите последовательность
-Медведь, зоопланктон, лосось, мелкая рыба, планктон. И рассчитайте сколько надо фитопланктона чтобы вырос медведь массой 300 кг?
-Паук, синица, нектар цветов, ястреб, муха. И рассчитайте сколько надо массы пауков, чтобы вырос ястреб массой 5 кг?
3. Решите письменно по вариантам задачи:
1 вариант - Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (занесена в Красную книгу Чувашской Республики), весящая около 50 г и питающаяся крупными растительноядными жуками? Ответ : ( 5000 г)
2 вариант – Какую массу зерна сохраняет одна сова, весящая 1,5 кг и питающаяся мышами? Ответ: (150 кг)

«Это мы не проходили»

В рыбном хозяйстве Козловского района Чувашской Республики широко разводят карпов (порода чувашский карп). Объясните с экономической точки зрения - почему не занимаются разведением судаков или щук?
Собрать маршрутные листы. Отметить работу активных учащихся. Оценки за урок объявляются на следующем уроке.

II. Изучение нового материала

Индукция (эмоциональный настрой учащихся):
В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, лиса, заяц и волк.
- Могут ли действительно все эти животные находиться в одном биоценозе? Каком? Какие экологические взаимосвязи могут быть между ними?
– Сформулируйте тему нашего занятия. Тема: (на доске записывается тема)
– Какой из 4-х законов Барри Коммонера подходит в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Цель: (формулируют учащиеся самостоятельно).
- А существуют подобные взаимоотношения в вашем классе ? Обозначьте их все возможные комбинации через математические знаки на доске – 1ученик, другие в тетрадях.
Экологические взаимоотношения организмов
  1. + 0 полезно-нейтральные
  2. -0 вредно-нейтральные
  3. ++взаимновыгодные
  4. +- полезно-вредные
  5. – - взаимно -вредные
  6. 0 0 нейтральные
-Расставьте знаки в парах животных сказки. Охарактеризуйте словами типы связей.
–А существует содружество в природе? Полезный союз? А какой тип более выгодный?
– Почему эволюционно сохранились и вредные отношения? На все эти вопросы мы сегодня дадим ответ.
- Составьте план изучения новой темы: (самостоятельно)
План изучения темы:
  1. Симбиотические взаимосвязи
  2. Антисимбиотические
  3. Нейтральные
По ходу беседы составляется кластер (схем...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3585

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340