Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мастер-класс Критическое мышление и гражданское образование: технология, развитие и примеры реализации - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Мастер-класс Критическое мышление и гражданское образование: технология, развитие и примеры реализации


Автор(ы): Солодовников Михаил Юрьевич, заместитель директора по УВР, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков; формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления, обоснованного принятия решений. Знакомство с основами социально-гражданской экспертизы законов.
Формы и методы работы: беседа, игры, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков. В работе также будут использованы компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы.
По окончании мастер-класса участники:
  • получат знания и навыки по развитию критического мышления с помощью информационных технологий;
  • смогут создавать проекты уроков по новой технологии;
  • научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике;
  • научатся выстраивать проекты по гражданскому образованию на основе реалистичных игровых техник.

Структура мастер-класса:

Часть I.

1. Введение и разминка.
Уважаемые коллеги, в течение предыдущих дней работы нашего семинара неоднократно звучала мысль о необходимости развития критического мышления. Приводились соответствующие обоснования, демонстрировались различные модели выпускников российских и американских школ.
Остался открытым только вопрос о том, что же такое критическое мышление и как конкретно его формировать.
Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения данного понятия, которые можно использовать не только на уроках информатики, потому что технология развития критического мышления является универсальной. Нам придется обратиться к собственному педагогическому опыту : как положительному, так и неудачному.
Мы будем считать достигнутыми цели занятия в том случае, если наряду с некоторыми ответами у вас появятся новые вопросы. А значит, наше занятие продлится в форме сотрудничества посредством информационных технологий и сети Интернет. Будем дружить “емейлами”!
Для разминки давайте обсудим одно спорное утверждение авторов книги “Развитие критического мышления (базовая модель)”.
Слайд 1.
Разрушение стереотипов
Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы:
- на уроке нужно оценивать ученика;
- учащийся не должен делать ошибок;
- учитель знает, как и что должен отвечать ученик;
- учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.
Прочтите данные предложения и сделайте маркировку текста по следующей системе:
“V” - галочкой отмечается то, что известно;
“-” - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих;
“+” - знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
“?” - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Форма работы: парная. Время: 3 минуты.
Вопрос для размышления: Здесь присутствуют настоящие профессионалы своего дела, не раз проводившие открытые уроки и анализирующие занятия своих коллег. Как мы оценим урок, на котором не увидим указанных на слайде предложений?
2. Стадия вызова.
Предлагаем систематизировать ваши представления о критическом мышлении на отдельном листе, в центре которого пишется тема “Критическое мышление”. Далее в течение 5 минут записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Форма работы: индивидуальная.
3. Стадия осмысления
Обменяйтесь листами в парах, примените прием маркировки информации, сравнив записи своих коллег. Вы можете заметить, как дополнилась ваша схема. А теперь в группах обсудите следующий текст и промаркируйте его.
Слайд 2.
Что же такое критическое мышление?
(Из книги Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, Развитие критического мышления (базовая модель)
По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: “А что, если...?” Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Первоначально может возникнуть впечатление, что мнение американских педагогов противоположно бытующему в России представлению о критике как выявлении недостатков. Наверное, это связано со стереотипами поколения 50-70-х годов, воспитанного на партийной литературе.- “Как раз себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать самый строгий масштаб, иначе можно сорваться с ходуль прямо в лужу” (Карл Либкнехт).
Между тем заметим, что одной из проблем педагогики является использование общеупотребимых терминов, в результате нередко приходится сталкиваться с фактом, что некомпетентные люди лихо оперируют как бы научными терминами. Что же говорится в российской педагогике по поводу критического мышления?
Ретроспектива развития педагогических взглядов на данную проблему показывает, что еще П.Ф. Каптерев (1849-1922) доказывал необходимость в школьном процессе обучения формировать или, как он писал, “создавать” у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания.
Поэтому одним из основных достижений школьного обучения П.Ф.Каптерев считал “создание” такого мышления, которое характеризовалось бы следующими доминирующими в нем особенностями: стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия оснований собственных критических суждений. Обучение действиям критического мышления предполагает овладение такими умениями, как умение применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, проводить разграничение между обоснованным оценочным суждением и необоснованной оценкой, выделять причинно-следственные связи и обнаруживать ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и устанавливать рациональные способы их устранения. Развитие критического мышления должно осуществляться своевременно и в условиях деятельности, связанной с решением конкретных проблемных познавательных задач.
Форма работы: групповая. Время: 10 минут.
4. Стадия рефлексии.
Внесите необходимые исправления в составленный ранее текст.
Беседа с классом по вопросам:
- Что из прочитанного вами было знакомо?
- Какая информация оказалась новой?
- Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
- давайте озвучим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.
Примечание: “толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, “тонкие” вопросы начинаются со слов “что, когда, где и т.д.”
5. Краткая интерактивная лекция
У нас появились новые вопросы, а значит, мы уже мыслим критически. Давайте познакомимся с теорией.
Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов:
I стадия – вызов,
II стадия – осмысление,
III стадия – рефлексия.
На слайде 3 представлено описание функций каждого этапа.
Функции Вызова
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)- Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Функции осмысления
- Информационная (получение новой информации по теме)- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).
Функции рефлексии
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)- Информационная (приобретение нового знания)
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Вы заметили, что наша предыдущая работа состояла из трех этапов. Предлагаем вам познакомиться с тем, как же строятся уроки в технологии развития критического мышления.
Слайд 4.
Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3 Урок № 4 Урок № 5 Урок № 6
Тип урока Работа с информационным текстом Работа с научным текстом Взаимообучение Дискуссия Письмо Урок-исследование
Вызов Мозговой штурм,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.01 | Просмотров: 2347

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340