Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Мастер-класс Критическое мышление и гражданское образование: технология, развитие и примеры реализации
Автор(ы): Солодовников Михаил Юрьевич, заместитель директора по УВР, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков; формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления, обоснованного принятия решений. Знакомство с основами социально-гражданской экспертизы законов. Формы и методы работы: беседа, игры, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков. В работе также будут использованы компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы. По окончании мастер-класса участники: - получат знания и навыки по развитию критического мышления с помощью информационных технологий;
- смогут создавать проекты уроков по новой технологии;
- научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике;
- научатся выстраивать проекты по гражданскому образованию на основе реалистичных игровых техник.
Структура мастер-класса: Часть I. 1. Введение и разминка. Уважаемые коллеги, в течение предыдущих дней работы нашего семинара неоднократно звучала мысль о необходимости развития критического мышления. Приводились соответствующие обоснования, демонстрировались различные модели выпускников российских и американских школ. Остался открытым только вопрос о том, что же такое критическое мышление и как конкретно его формировать. Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения данного понятия, которые можно использовать не только на уроках информатики, потому что технология развития критического мышления является универсальной. Нам придется обратиться к собственному педагогическому опыту : как положительному, так и неудачному. Мы будем считать достигнутыми цели занятия в том случае, если наряду с некоторыми ответами у вас появятся новые вопросы. А значит, наше занятие продлится в форме сотрудничества посредством информационных технологий и сети Интернет. Будем дружить “емейлами”! Для разминки давайте обсудим одно спорное утверждение авторов книги “Развитие критического мышления (базовая модель)”. Слайд 1. Разрушение стереотипов Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы: - на уроке нужно оценивать ученика; - учащийся не должен делать ошибок; - учитель знает, как и что должен отвечать ученик; - учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии; - на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ. | Прочтите данные предложения и сделайте маркировку текста по следующей системе: “V” - галочкой отмечается то, что известно; “-” - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих; “+” - знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным; “?” - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. Форма работы: парная. Время: 3 минуты. Вопрос для размышления: Здесь присутствуют настоящие профессионалы своего дела, не раз проводившие открытые уроки и анализирующие занятия своих коллег. Как мы оценим урок, на котором не увидим указанных на слайде предложений? 2. Стадия вызова. Предлагаем систематизировать ваши представления о критическом мышлении на отдельном листе, в центре которого пишется тема “Критическое мышление”. Далее в течение 5 минут записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Форма работы: индивидуальная. 3. Стадия осмысления Обменяйтесь листами в парах, примените прием маркировки информации, сравнив записи своих коллег. Вы можете заметить, как дополнилась ваша схема. А теперь в группах обсудите следующий текст и промаркируйте его. Слайд 2. Что же такое критическое мышление? (Из книги Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, Развитие критического мышления (базовая модель) По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: “А что, если...?” Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Первоначально может возникнуть впечатление, что мнение американских педагогов противоположно бытующему в России представлению о критике как выявлении недостатков. Наверное, это связано со стереотипами поколения 50-70-х годов, воспитанного на партийной литературе.- “Как раз себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать самый строгий масштаб, иначе можно сорваться с ходуль прямо в лужу” (Карл Либкнехт). Между тем заметим, что одной из проблем педагогики является использование общеупотребимых терминов, в результате нередко приходится сталкиваться с фактом, что некомпетентные люди лихо оперируют как бы научными терминами. Что же говорится в российской педагогике по поводу критического мышления? Ретроспектива развития педагогических взглядов на данную проблему показывает, что еще П.Ф. Каптерев (1849-1922) доказывал необходимость в школьном процессе обучения формировать или, как он писал, “создавать” у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания. Поэтому одним из основных достижений школьного обучения П.Ф.Каптерев считал “создание” такого мышления, которое характеризовалось бы следующими доминирующими в нем особенностями: стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний. Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия оснований собственных критических суждений. Обучение действиям критического мышления предполагает овладение такими умениями, как умение применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, проводить разграничение между обоснованным оценочным суждением и необоснованной оценкой, выделять причинно-следственные связи и обнаруживать ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и устанавливать рациональные способы их устранения. Развитие критического мышления должно осуществляться своевременно и в условиях деятельности, связанной с решением конкретных проблемных познавательных задач. | Форма работы: групповая. Время: 10 минут. 4. Стадия рефлексии. Внесите необходимые исправления в составленный ранее текст. Беседа с классом по вопросам: - Что из прочитанного вами было знакомо? - Какая информация оказалась новой? - Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? - давайте озвучим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить. Примечание: “толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, “тонкие” вопросы начинаются со слов “что, когда, где и т.д.” 5. Краткая интерактивная лекция У нас появились новые вопросы, а значит, мы уже мыслим критически. Давайте познакомимся с теорией. Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов: I стадия – вызов, II стадия – осмысление, III стадия – рефлексия. На слайде 3 представлено описание функций каждого этапа. Функции Вызова | - Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)- Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме) - Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Функции осмысления | - Информационная (получение новой информации по теме)- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Функции рефлексии | - Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)- Информационная (приобретение нового знания) - Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). | Вы заметили, что наша предыдущая работа состояла из трех этапов. Предлагаем вам познакомиться с тем, как же строятся уроки в технологии развития критического мышления. Слайд 4. | Урок № 1 | Урок № 2 | Урок № 3 | Урок № 4 | Урок № 5 | Урок № 6 | Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с научным текстом | Взаимообучение | Дискуссия | Письмо | Урок-исследование | Вызов | Мозговой штурм,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.01 | Просмотров: 2347
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|