Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сказка зимнего леса - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Сказка зимнего леса


Автор(ы): Наумова Лариса Александровна, заведующий отделом, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: расширение знаний учащихся о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.
Задачи:
  • формирование восприятия природы как сложной экосистемы;
  • воспитание чуткого, бережного отношения к природе;
  • развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.
Оборудование:
  • ширма, украшенная под зимний лес, желуди;
  • персонажи: Девочка, Дуб, Ель, Кабан, Медведь, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк;
  • атрибуты для игр:
  • “Меткий глаз: снежки из синтепона, снежинки – мишени из листа ватмана;
  • “Веселый художник”: доска, мел, два шарфа или платка;
  • “Оденься, лыжник”: 2 пары больших валенок, 2 шапки, 2 шарфа, 2 пары рукавиц, 2 ёлки;
  • “Снежная тропинка”: 2 мяча; 10 кеглей, 2 ёлки;
  • “Запасись кормом”: 2 ложки, 2 корзины, шишки;
  • “Пингвин”: 2 мяча; 10 кеглей, 2 ёлки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
В фойе детей встречает Девочка и провожает в зрительный зал, оформленный под зимний лес, в котором стоят Дуб и Ель.
Девочка спрашивает у детей, были ли они в зимнем лесу, что происходит с его обитателями зимой и приглашает детей на “прогулку” по зимнему лесу.
Девочка подходит к Дубу. Как пусто стало в зимнем лесу! Какой грустный стоит Дуб? Я сейчас его украшу, пришью ему листочки. Дуб зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!
Дуб. Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)
Девочка. Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!
Дуб. Эх, малыш! Я свои дела – заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я желуди вырастил (Показывает на желуди), красота! Авось новые дубки вырастут! Но это потом! А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!
Девочка. Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете?
Как зиму зимуете?
Дуб. Я ни есть, ни пить не хочу! (Прошептал Дуб, и протяжно зевнул.) Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! (Дуб сладко зевнул и умолк.)
Девочка. Эй! Дуб! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!
Дуб. Нет! Зимой нам не до красоты! (Дуб зевнул.) Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Девочка. А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает- сбрасывает?!
Дуб. Можно и без ветра. Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая ни соки, ни воду не пропускает.
Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют. Эхе – хе –хе!! (Дуб захрапел).
Девочка. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка - зеленые иголки?! Нет, и она спит!
Ель. Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то - же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!
Девочка. Неужели вы никогда свой наряд не меняете?
Ель. Меняю! Но не сразу, а постепенно. Нам, чтобы полностью переодеться – сменить старые иголки – нужно около 9 лет! Есть правда у меня сестричка- выскочка, та все успевает: и хвою осенью сбросить, и весной одеться новой хвоей, и за лето шишками полными семян обзавестись. Так это оттого, что времени ей на все хватает. А зовут ее как, знаете? (Ответы детей. Лиственница.) А еще мы, Ели зверям и птицам, со своими иголками зимой помогаем выжить.
Девочка. Каким таким зверям и птицам? Я думала, в лесу никого нет!?
Ель. А ты спрячься, и понаблюдай, а мне спать пора, зимой так спится – благодать! (Зевая – засыпает.)
Девочка. Что там Ель про зверей и птиц говорила? Сейчас спрячусь, может, кого и увижу! (Прячется под елью.)
Клест влетает.
Кле-кле-кле! Мы, Клесты-еловики, уж очень Ель уважаем. Тут нам и дом и столовая. Здесь же с нами и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже Ель уважают, здесь же селятся.
Мышь выбегает из-под дуба и смеётся. Ой, смешной! Ой, потешный! Ой, я сейчас умру от смеха! Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Это ты что ли своим клювом все шишки разворошил, ни одной с семенами мне не оставил?
Клест недоумённо. Да, я наверное… Для нас клестов, еловые шишки основная пища в зимнем лесу. Тут мы и птенцов в самые трескучие морозы выводим. Тут и кормимся.
Мышь. Вот так выдумал! Вот так соврал! Я, Мышь хоть и серая, но не глупая, какие - такие птенцы зимой? Я знаю-знаю, когда птенцы выводятся! Вот настанет весна! Растает снег! Зазеленеет все кругом, появятся насекомые, вот тогда птицы птенцов и выводят! А ты, выдумал-придумал, зимой птенцов выводить, неправда все это!
Клест. Ничего я не выдумал, и не соврал нисколечко! Мы Клесты, своих птенцов кашей из еловых шишек кормим. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот мы птенцов в феврале и выводим. Строим гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилаем, чтобы птенцам потеплее было. Откладываем в пуховую подстилку яйца, а на них мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а я весь в трудах, весь в заботах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушу, в кашу превращаю, и весь день маму-клестиху кормлю. А когда птенцы появятся, мне работы прибавляется: тогда я и маму-клестиху кормлю и всех своих сыновей и дочек выкармливаю, пока они сами не научатся шишки шелушить. Ладно, некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать, день короткий, полетел я своих кормить …
Мышь. Вот это да! Все так необычно! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а очевидное-невероятное! А я самая обыкновенная Мышь серая сейчас найду шишку поспелее, и пойду вон под тот дуб к куме в гости, будем с ней всю ночь зернышки грызть, что с осени припасли и разговоры разговаривать. Нам зимой никто не страшен, ни холод, ни голод, ни лисы, никто!!! (Хвалится и не видит, что лиса крадется, охотится, притаилась и выжидает момент схватить.)
Лиса довольно облизываясь. Ой, какие зимой мыши вкусные, да питательные! А мы, Лисы хитрые да внимательные. Нам зима не страшна: мы свою куцую летнюю шубку на зимние богатые меха поменяли. Не зря говорят, Лиса - всему лесу краса! И не холодно нам, и не голодно! Мы за зиму столько мышей ловим-истребляем, что нам пора памятник за сохранение леса от вредителей ставить на каждой опушке!
(В берлоге под Елью зашевелился Медведь.)
Лиса испуганно, но с достоинством. Ой, кажется, кто-то медведя разбудил! Пойду я, а то опять меня лису обвинят во всем, крайней оставят!
Медведь, выбираясь из берлоги. Кто тут, разгалделся, расшумелся, меня разбудил! Кто тут про елки, кто про еду говорил? Мы, Медведи, еловые семена как будто не едим, но темный, загадочный лес – ельник лучшее пристанище для нас. И где бы мы летом не бродили – на полянке солнечной, в малиннике, или на сфагновом болоте клюквой лакомились, все равно в ельник бредем. Тут нам лучшее убежище! Самая надежная гарантия остаться незамеченными. А когда приходит время строить берлогу – мы роем ее под Елью. Плоский переплет еловых корней – крепчайший свод, отличный потолок! Не обрушиться никогда!
(Появляется кабан и никого, не замечая, ворчит.)
Кабан.
Нам, Кабанам, ельник, пожалуй, больше чем вам Медведям нужен. Осенью, перед заморозками, мы себе лежанку начинаем устраивать. Копаем ямку и устилаем ее молодыми еловыми веточками, а то и целыми елями молодыми. Получается вроде пружинного матраца. Возвышается такое сооружение над землей иногда на полметра. А если ожидается прибавление семейства, а случается такое в конце зимы, то сооружение более высокое, метра в полтора, шириной в два – три метра. А поверх елового лапника мох и траву укладываем, чтобы не кололись нежные поросячьи бока. А еще мы ель для чесания используем: клыками насечки делаем – ствол в подобие терки превращаем. Прижимаемся к насечкам боками и спиной тремся. Красота! И польза! Ребята, вы знаете, какое дерево я больше чем ель очень уважаю? (Ответы детей). Правильно, Дуб! Мы Кабаны обожаем плоды дуба. А как они называются? (Ответы детей). Правильно, желуди! Желуди, для меня слаще, чем малина для Медведя. И где мне эти желуди теперь разыскать!? Вон сколько снега навалило! Придется рыть-раскапывать снег, ведь желудей так поесть хочется! Некогда мне, день зимой короткий, а мне о фигуре думать надо, чтобы ни грамма веса не потерять, а то замерзну! Пошёл я желуди под снегом искать, кормиться!
Медведь ворча. Нам Медведям зимой спать-почивать надобно! Мы о малине только во сне вспоминаем! Мы Медведи, зимой в берлоге спим, а если нас разбудить, страшнее зверя лютого становимся! Ведь питаться нам зимой нечем, оттого ходим по лесу, шатаемся, злые и голодные. За это нас люди шатунами зовут! В таком состоянии мы на кого угодно напасть можем! И никому не поздоровится: ни зверю, ни человеку! Ладно, пойду я в свою берлогу, попробую уснуть, а то до весны далеко еще!
На поляне появляется Заяц. Ой, как зимой хорошо! Зимой мы свою летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняем! Я - белый, снег – белый! Никто меня не видит! А на задних лапах у нас такая длинная шерсть вырастает, как лыжи лапы становятся. И я на этих лыжах с горки на горку, с оврага на полянку, как стрела! Никто меня не поймает! Никто мне зимой не страшен! Ой! Кто это? Ой, ё, ёй! Лиса!? Поскакал я от неё подальше!
Лиса появляется на поляне, присматриваясь и принюхиваясь. Ой, как зайчатиной запахло! Вот бы полакомиться!
Волк, озираясь и принюхиваясь. У, у, у! Привет, Лиса! Чем это от тебя пахнет? У, у, у! Чего это ты такая гладкая, да упитанная? Поделилась бы добычей, а то мы волки, зимой голодные, никого поймать не может. Мы за зайцем бежать, прыг –в снег, и проваливаемся – тяжелые, мы. А зайца уже и след простыл! А так есть хочется! У, у, у!
Лиса. Не печалься, Волченька! Я тебя научу!
Волк. Научи, Кума, научи, а я с тобой добычей, когда поймаю, поделюсь!
Лиса. Ой, ты бы себя прокормил, я уж как - нибудь без тебя наемся! Ладно, слушай! Ты вон – то, озеро видишь, у старой Ели?
Волк. Вон то, что ли?
Лиса. Да, там еще мужики прорубь недавно делали, чтобы рыба не задохнулась, да чтоб воды набрать! Так вот ступай к озеру, опусти хвост свой в прорубь, да приговаривай: Ясни! Ясни! На небе звезды! Мерзни-мерзни волчий хвост!
Волк. Как-как!
Лиса. Ясни! Ясни! На небе звезды! Ловись, рыбка, мала и велика!
Волк. Память у меня хорошая! Сейчас!... Свети, свети, месяц, ясный! Ловись, рыбка, большая - пребольшая!
Лиса. Ну, ладно, и так сойдет!
Волк. Ну, я пошёл!?
Лиса. Иди, иди, Волченька! Отвернувшись, шепчет: Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Волк.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.01 | Просмотров: 1426

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340