Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Интегрированный урок (история+литература) по теме Славный день Полтавской баталии
Автор(ы): Павлова Елена Юрьевна; Дроздова Алла Алексеевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - акцентировать внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве;
- раскрыть значение этого события как переломного в войне:
- выяснить причины победы русской армии под Полтавой;
- дать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения;
- проследить, как раскрываются образы Петра I и Карла XII на страницах поэмы Полтава А.С.Пушкина;
- выявить художественные средства создания данных образов.
Ход урока I. Вступительное слово учителя истории. Ребята! Сегодня мы проводим необычное занятие - интегрированный урок истории и литературы. Наша задача - охарактеризовать события, которые происходили в начале XVIII века в России, и главных участников данных событий и с исторической, и с литературной точки зрения. По истории мы проходим Северную войну, по литературе вы изучаете поэму А.С. Пушкина Полтава. II. Разминка (опрос по истории). Вопросы: I) Какой царь правил в России на рубеже XV1I-XVII1 века? 2) Какой был уровень развития страны? 3) Определите основную задачу внешней политики России. 4) Какое государство мешало России осуществить данную цель? 5) Назовите правителя Швеции в это время. 6)Каким образом Петр I добился выхода к Балтийскому морю? 7)Назовите главное сухопутное сражение этой войны. 8) Когда происходила эта битва? Где? 9) Почему на Украине? Пояснение учителя истории: Карл XII в 1707 году вторгся в Россию. Петр I принимает план томления шведской армии (отступление и уничтожение запасов, подвижные же конные отряды ежедневно нападали на шведские тылы). Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII , собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Вероятно, он рассчитывал на поддержку украинского казачества, которую обещал гетман Украины Иван Мазепа, вступивший в тайные отношения со Швецией в 1707 году. Вот они - главные участники событий тех дней, которым дает описание в своей поэме "Полтава" А.С.Пушкин. (Имена и портреты на доске - Петр I, Карл XII, Иван Мазепа.) Мы акцентируем наше внимание на двух лицах - правителях государств. III. Сообщении учащихся о Петре I и Карле XII. (Сообщения учащиеся готовят заранее). IV. Слово учителя литературы: В центре литературы, как и истории - люди и события. Но ученый и писатель по-разному рассказывают о людях и событиях. Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты и, рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений; результаты своих исследований они выражают в цифрах, понятиях, выводах. Писатели рисуют действительность в живых картинах. И только благодаря этим картинам художественное произведение, даже если в него включены исторические темы, становится созданием искусства. Сегодня мы говорим о творчестве Пушкина. Его особенно волновала история России. "Борис Годунов", "Полтава", "Медный всадник", "Капитанская дочка"- это те произведения, в которых тема родины раскрывается в образах истории. V. Работа с текстом (анализ эпизода "Полтавский бой", работа над образами Петра I и Карла XII). - На предыдущем уроке мы составили цитатный план "Полтавского боя" (один человек зачитывает план). - Итак, "Толпой любимцев окруженный/ Выходит Петр..." Каков правитель? Опишите его. - Заметили ли вы противоречие в изображении Петра`? - Какие слова создают противоречивое мнение? ("Лик его ужасен", "Он прекрасен/Он весь как божия гроза"). Попробуйте объяснить противоречие. - Обратите внимание на репродукцию картины Репина "Петр I", в какой момент изображен правитель? Какими бы словами из произведения вы озаглавили эту картину? - С какими чувствами описывает Пушкин Петра, когда он "промчался пред полками"? Прочитайте эту часть так, чтобы передать восхищение поэта Петром. - Какие художественные средства автор использует в описании Петра? Приведите примеры. - Какой мотив повторяется три раза? ("свыше вдохновенный глас", "За дело! С Богом", "Божья гроза" - в этих словах мы читаем авторскую позицию: "Петр велик!"). - Каким Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты использует автор? - Почему поэт, показывая слабость Карла, все-таки называет его "героем"? (Карлу удавалось много лет подряд одерживать победы над странами Европы. И даже теперь, будучи раненым, он руководит сражением). - Какие ещё слова свидетельствуют о том, что шведы не знали поражений? ("Заздравный кубок - за учителей" - Петр много лет считал шведов своими учителями в военной науке, они неоднократно наносили поражения молодой и неопытной русской армии). - Когда мы окончательно можем выяснить авторскую позицию по отношению к русским и шве...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.02 | Просмотров: 2605
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|