Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Урок-конференция: «Тепловые двигатели: заи против»
Автор(ы): Соколовская Наталья Юрьевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам. 2. Формирование экологического сознания учащихся. 3. Развитие умения вести рассказ, выступать перед товарищами. 4. Привитие интереса к физике. Участниками конференции являются учащиеся 8 класса. Учащимся предлагается самим изучить принцип действия дизельного двигателя, проблемы, связанные с эксплуатацией транспорта, экологическую безопасность транспорта и написать сообщение, используя научно-популярные книги, журналы, газеты, или оформить газету. За неделю до урока учащиеся сдают свои работы. Учитель изучает содержание сообщений и составляет план урока. ХОД УРОКА 1.Организационный этап. | 2 мин. | 2.Изучение нового материала с демонстрацией опыта. | 13 мин. | 3.Игра: “Кто быстрее ответит”. | 4 мин. | 4.Обсуждение экологических проблем. | 15 мин. | 5.Экологическая викторина. | 5 мин. | 6.Оформление газеты | 5 мин. | 7.Подведение итогов. | 1 мин. | Учитель: Автомобиль вчера, сегодня, завтра. Каждый день с ним или вокруг него что-нибудь происходит. Слушайте, смотрите – и мир моторов вам станет ближе. Существуют два вида двигателей внутреннего сгорания (ДВС) – карбюраторный и дизельный. Карбюраторный ДВС мы изучили на уроках. Но широкое распространение получили дизели. Сегодня мы познакомимся с историей изобретения двигателя, его устройством, работой, применением. Учащийся (1-й): В 1898 году немецкий инженер Дизель изобрел двигатель, в котором топливо сгорало внутри цилиндра. Этот двигатель стали называть двигателем внутреннего сгорания, а чтобы этот двигатель отличить от карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, его стали называть дизелем, в честь инженера-изобретателя Дизеля. Этот двигатель устанавливают на автомашинах (грузовых и легковых), на сельскохозяйственной технике, на большинстве военных машин, на тепловозах, теплоходах. Учащийся (2-й): Я расскажу об устройстве двигателя внутреннего сгорания – дизеле. Дизель состоит из цилиндра, поршня, 2-х клапанов, форсунки, шатуна, кривошипа. В отличии от карбюраторного ДВС, он не имеет запальной свечи. Форсунка предназначена для вспрыскивания жидкого топлива. В отличии от карбюраторного ДВС, в цилиндр всасывается не горючая смесь, а воздух из атмосферы. В качестве топлива для дизелей используется не бензин, а более дешевое топливо, которое получается при переработке нефти – солярка. Далее учащиеся рассказывают о работе двигателя с демонстрацией кадров из диафильма. Учащийся (3-й):. Первый такт – впуск. Поршень опускается от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки. Впускной клапан открывается, и через него в цилиндр поступает воздух из атмосферы. Учащийся (4-й): Второй такт – сжатие. Клапаны закрыты. Поршень быстро поднимается от нижней мертвой точки до верхней и резко сжимает воздух в цилиндре. От сильного сжатия воздух нагревается и его температура повышается. Учащийся (5-й): Третий такт – рабочий ход. В конце второго такта форсунка впрыскивает в цилиндр жидкое топливо – солярку. От сжатого горячего воздуха распыленное топливо воспламеняется и начинается 3-й такт – рабочий ход. Клапаны закрыты. Под действием газов, которые получились при сгорании солярки, поршень опускается от верхней мертвой точки до нижней. Учащийся (6-й): Четвертый такт – выпуск. Открывается выпускной клапан. Поршень поднимается. Газы, которые получились при сгорании солярки, выбрасываются из цилиндра в атмосферу. Учащийся (7-й): Я покажу опыт, поясняющий возгорание топлива в дизельном двигателе. Прибор представляет собой прозрачный цилиндр с поршнем. При резком сжатии воздух в цилиндре сильно нагревается и его температура повышается. От горячего воздуха может воспламениться топливо (эфир, спирт, бензин, солярка, сера от спички). Давайте в этом убедимся. (Бросает в цилиндр несколько кусочков серы.) С помощью поршня резко сжимаем воздух в цилиндре. Как видите, горючее воспламеняется от горячего воздуха без искры, или, как говорят, самовозгорается. Подобное происходит в цилиндрах дизеля. Учащийся (8-й): Дизельный двигатель имеет ряд преимуществ перед карбюраторным двигателем. 1-е преимущество: более высокий КПД (коэффициент полезного действия), а значит, этот двигатель более мощный. 2-е преимущество: работает на более дешевом топливе – солярке, поэтому более экономичный. Недостатки двигателя: его выхлопные газы содержат больше сажи, более ядовиты, т.е. более токсичны. Учитель: А теперь, чтобы проверить, как внимательно вы слушали сообщения о дизельном двигателе, проведем игру “Кто быстрее ответит”. К доске приглашаются 2 учащихся. Вы видите, что на доске в произвольном порядке написаны слова: солярка, 2 клапана, дизель, форсунка, горючая смесь, свеча, карбюраторный, рабочий ход, впуск, выпуск, воздух, бензин, сжатие. Я задаю вопросы, а вы показываете на доске слово, являющееся ответом на вопрос. Кто быстрее укажет больше правильных ответов, тот выигрывает. Класс внимательно слушает и ведет счёт игре. Вопросы для проверки: 1. Как называется третий такт? 2. Какое топливо используется в дизелях? 3. Что поступает в цилиндр карбюраторного двигателя? 4. Как называется первый такт? 5. Что поступает в цилиндр дизеля? 6. Как называется ДВС, в котором происходит самовоспламенение топлива? 7. Как называется второй такт? 8. Как называется четвертый такт? 9. Какой ход является самым важным, самым ценным? 10. Как называется деталь двигателя, которой нет в дизеле? 11. Как называется деталь двигателя, которой нет в карбюраторном двигателе? 12...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.02 | Просмотров: 1977
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|